Как избавиться от Юли
Чего хотят все стороны переговоров
Одна из первых «временных» отметок перед Вильнюсским саммитом – отчет миссии Кокса–Квасневского в Европарламенте – позади. Много говорилось о том, что именно этот день должен был стать ключевым в определении европерспектив Киева, но миссии, по большому счету, отчитываться было не о чем, поскольку главный вопрос – свобода Юлии Тимошенко – не решен. Представители миссии в своем отчете разве что напомнили, что 4 октября они обратились к Виктору Януковичу с просьбой помиловать Тимошенко и получили ее принципиальное согласие на лечение в Германии.
А вот дальше все застопорилось, поскольку решение проблемы Тимошенко Янукович и европейцы видят по-разному. Европейцы, как и соратники Тимошенко, требуют ее помилования со всеми вытекающими, представители украинской власти (как, например, министр юстиции Елена Лукаш) заявляют, что никаких правовых оснований для помилования нет. Поэтому в информпространство вбрасываются другие версии, как решить вопрос Тимошенко, чтобы «подвесить» ее за крючок и не дать возможности вести активную политическую жизнь за границей.
-- Чего хочет Европа?
Тут все понятно – освобождения Тимошенко (и недопущения выборочного правосудия впредь). Кокс, Квасневский и Президент Европарламента Мартин Шульц достаточно четко дали понять, что требуют либо полного, либо, как компромисс, частичного ее помилования. Так Квасневский на днях заявил, что в письме к Виктору Януковичу предложили вариант «частичного помилования» – фактически «скостить» Юлии Владимировне срок с семи лет до двух, которые она уже отсидела.
«Шульц, Квасневский и Кокс абсолютно четко сказали, что Евросоюз видит минимальным решением вопроса политически мотивированного правосудия удовлетворение поданного ими ходатайства, после чего Юлия Владимировна как свободный человек должна иметь право решить проблемы со здоровьем, – говорит защитник Тимошенко Сергей Власенко. – Но лозунг пиар-работы нашей власти: «Ты ему ссы в глаза, а он скажет – Божья роса». Власть делает вид, что опять не понимает, что ей сказали. Ведь Европа выставила требование ликвидации последствий политически мотивированного правосудия – это не гуманитарное, а политическое требование».
Вчера вечером в блоге депутата Европарламента Марека Сивеца появилась детализация предложения то ли европейской миссии, то ли украинской власти о «частичном помиловании»: «Частичное помилование означает сокращение приговора Тимошенко с семи лет наполовину. В связи с тем, что экс-премьер отсидела уже более половины сокращенного срока, появятся основания для ее досрочного условного освобождения. В то же время Тимошенко должна заплатить штраф в размере около 200 млн долларов и будет лишена гражданских прав на 3 года». Как несложно подсчитать, мимо президентских выборов в таком случае она пролетает.
Это неожиданный пост Власенко комментирует так: «Фигура самого Марека Сивеца очень противоречивая, примерно как у нас Инны Богословской. Он входит в группу социалистов, которые являются политическими партнерами Партии регионов. Это искусственно запущенный абсурдный тезис, который не имеет ничего общего с отчетом Кокса – Квасневского».
-- Чего хочет Янукович?
Янукович готов пойти на вывоз Тимошенко за границу при сохранении ее статуса осужденной. В идеале украинская власть хотела бы, чтобы Тимошенко еще и была ограничена в перемещениях, высказываниях и участии в политической жизни, но на это Германия пойдет вряд ли.
О варианте, который мог бы устроить украинскую сторону – перерыва в сроке отбывания наказания на время лечения – упомянул депутат польского сейма Марчин Свенчицки. Такая практика действует в Польше и применяется в том случае, когда необходимое лечение невозможно обеспечить в условиях заключения. В Украине нет юридического механизма для реализации такого сценария, то есть для принятия соответствующих изменений в законодательство необходимо голосование Верховной Рады. Но Тимошенко и ее команда категорически против такого варианта. Исходя из этого сценария, если, пройдя лечение в Германии, Юлия Владимировна захочет вернуться на родину, на нее тут же снова наденут наручники. Тем не менее, когда спикер Владимир Рыбак заявляет, что оппозиции и власти надо совместно придумать и принять законопроект, который позволил бы отправить Тимошенко на лечение за границу, он фактически признает, что миловать узницу никто не собирается.
«Конечно, можно принять закон о возможности для осужденного лечиться за границей, – рассуждает правозащитник Евгений Захаров. – Тогда до границы ее под конвоем довезут, а дальше она ляжет в немецкую больницу и будет лечиться. Но здесь Тимошенко по-прежнему будет иметь правовой статус осужденной. Поменять этот статус может помилование Януковичем, которое не нравится ей самой. Для этого должно пройти полсрока плюс она лично должна написать такое прошение».
«Если принимать специальный закон о лечении заключенных за границей, там должно быть все прописано – степень свободы, права и обязанности, обязанности немецкой стороны, – говорит политолог Вадим Карасев. – Это же прецедент не только для Тимошенко, а для будущего. Ведь где гарантии, что те, кто после нее захотят воспользоваться этим законом, не сбегут и не уйдут от украинского правосудия таким путем? Тебя осудили на 15 лет, ты поехал лечиться – и пропал. Поэтому должны быть описаны механизмы экстрадиции таких людей. Вот, допустим, исчез человек, так что – посылать за ним украинский ОМОН, чтобы его искали по Европе?»
Конечно, можно долго рассуждать насчет того, будет ли время «медицинских каникул» засчитываться в общий срок или нет, но это не так принципиально. Ни Тимошенко, ни европейскую сторону такое половинчатое решение вопроса, как уже было отмечено, не устраивает.
-- Чего хочет Тимошенко?
Снова процитируем комментарий «Главкому» защитника Тимошенко и ее глашатая Сергея Власенко:
«Мы понимаем, что у нас саммит через месяц, а европейцы требуют показать хоть какой-то минимальный прогресс. В понимании Юлии Тимошенко финальным результатом должна быть ее полная политическая и юридическая реабилитация. Ее не устраивает помилование, потому что оно не дает такой реабилитации, но она понимает, что на этом этапе нужен компромисс. Это предложение Тимошенко получила от миссии Кокса – Квасневского в прошлый четверг и приняла его. Янукович же предлагает: а давайте ее временно «приподотпустим», а потом назад притянем и посадим в тюрьму. Это маразматично и не соответствует критериям Евросоюза, который требует прекратить политические репрессии, а не приостановить их на момент подписания Ассоциации».
При этом оппозиция считает, что у Януковича есть все возможности для помилования Тимошенко. Власть же говорит, что таких оснований нет и перечисляет три основных препятствия – отсутствие личного прошения Юлии Владимировны, «висяки» в виде других уголовных дел и отсутствие половины срока. Но в шестом пункте президентского указа о порядке совершения помилования есть уточнение, что ходатайство о помиловании осужденного, не отбывшего половины срока, может быть удовлетворено «при наличии обстоятельств, которые требуют особенно гуманного отношения». Казалось бы, случай именно тот, раз уж врачи говорят о необходимости операции для Тимошенко.
Касательно личного прошения Тимошенко, то его действительно нет, но есть успешный прецедент Луценко, когда также сначала было прошение Кокса–Квасневского, а затем к Януковичу с просьбой помиловать Луценко обратились омбудсмен Валерия Лутковская и Комиссия по вопросам помилования.
«В случае с Луценко сначала прошение написала миссия Кокса-Квасневского, а жена Луценко их за это поблагодарила, косвенно подтвердив, что она тоже подключается к прошению, – считает правозащитник Евгений Захаров. – И они интерпретировали это как прошение самого Луценко. По большому счету Президент может помиловать любого, так как это его конституционные полномочия. Он просто милует заключенного – и все. А выводы той же Комиссии по помилованию – это внутренний нормативный акт, который Президент может и проигнорировать».
В Партии регионов признают, что помилованием Луценко «через Лутковскую» был создан прецедент, но предостерегают от действий «под кальку». Одним из основных тормозов решения вопроса Тимошенко «регионалы» называют как раз неопределенность с другими делами, по которым она проходит в разных статусах.
«Тимошенко надо было или через Интернет-конференцию, или лично присутствовать в суде, – уверен «регионал» Владимир Олийник. – Без нее суд не может принять решений по тем делам».
Не в восторге Олийник и от смены законодательства «под Юлю»: «Понятно, что простому гражданину получить визу в Германию очень сложно, а человеку с судимостью и подавно. То есть эта норма потом будет мертвой. Так что мы – под одного человека все-таки пишем этот закон?»
Конечно, гипотетически Тимошенко и ЕС скрепя сердце могут согласиться на вариант «медицинских каникул». Главное сейчас – все-таки здоровье Юлии Владимировны, тем более что клиника «Шарите» уже подтвердила необходимость операции. А там уже «либо ишак сдохнет, либо падишах умрет» – после подписания Ассоциации с Украиной у европейцев на руках все еще будет достаточно козырей для давления на упертого Януковича, в том числе, в вопросе статуса Тимошенко. Какой из описанных вариантов будет выбран – ждать осталось совсем недолго. С каждым днем Киев и Брюссель все больше зажимают мощные тиски цейтнота.