«Восстания» — в прошлом, впереди — выборы...
Виталий Ковальчук: «Мы и не останавливали процесс подготовки к кампании 2015-го...»
Сдержанный Виталий Ковальчук на вопросы отвечал ожидаемо, без явных отклонений от общего курса партии, не забывая при этом вплетать в канву своих ответов фразы, которые, как мантру, повторяют большинство «ударовцев». «Европейскость, открытость, прозрачность», — не уставал декламировать пан Виталий.
Если же присмотреться внимательнее, более субъективно, то на практике настоящие эмоции Виталия Ковальчука выдавали его жесты и мимика, частое отведение взгляда в сторону пресс-секретаря и нежелание сказать что-то лишнее. Скорее одобрительная оценка действий соратников, о которых говорит либо хорошо, либо ничего, и взвешенная, рамочная позиция относительно деятельности своих политических оппонентов — яркое тому подтверждение. Как вывод, после пары десятков минут интервью понимаешь: «серый кардинал» «УДАРа», как его окрестили журналисты, на самом деле не такой уже и закрытый политик, скорее наоборот — хочет публичности.
Насколько это удалось — предлагаем прочитать ниже в интервью с народным депутатом от партии «УДАР» Виталием Ковальчуком.
— Пан Виталий, в пятницу фракция ВО «Свобода» принесла в сессионный зал Верховной Рады флаг УПА и баннер с анонсом Марша УПА. В знак протеста регионалы и коммунисты демонстративно покинули зал. Выходит, свободовцы фактически сорвали заседание. Вы поддерживаете такой шаг своих коллег по оппозиции?
— Я думаю, что здесь как раз нужно оценивать шаги Партии регионов и коммунистов, ведь было довольно странно наблюдать за их реакцией по поводу того, что они отказались принимать участие в заседании. Считаю, это был неверный шаг. Наблюдая за их действиями, я сделал для себя один вывод: члены Партии регионов с коммунистами или без них в который раз пытаются создать в Верховной Раде конфронтацию. Снова применяется сценарий разделения Украины.
— Подыгрывания «Свободы» в этом не видите? Это все-таки достаточно провокационный поступок с их стороны.
— Зависит от того, как на это смотреть. По крайней мере у меня не возникло ощущения того, что это была какая-то спланированная провокация со стороны «Свободы». «УДАР» также обвиняли в том, что мы якобы нарушаем нормы регламента, потому что ходим в символике. Однако достаточно странно слышать о том, что мы не можем носить одежду, которую считаем необходимой, даже если на ней присутствует какая-либо символика. Убежден, мы при этом не нарушаем никаких норм регламента.
«АКЦИЯ «УКРАЇНО, ВСТАВАЙ!» — ПЕРЕВЕРНУТАЯ СТРАНИЦА»
— Кстати, что касается упомянутой Вами символики. Сейчас ударовцы ходят в парламент в красных свитерах с символикой ЕС и картой Украины, на которых написано...
— «Україна — це Європа!» (Радостно).
— ...есть люди, которые с этим спорят? В чем смысл одеваний?
— Это наш месседж, который мы хотим донести до граждан Украины относительно того, что у Украины есть единственный стратегический выбор — это европейский путь развития. Сегодня мы понимаем, что эту позицию все-таки необходимо доносить до людей, потому что социологические исследования показывают, что есть определенная категория украинцев, которая все еще настроена на движение страны к Таможенному союзу.
— Но эта яркая картинка направлена больше на рядовых граждан.
— Безусловно.
— ...или на депутатов?
— Она, в частности, направлена и на депутатов, и на тех людей, которые наблюдают за действиями, происходящими в Верховной Раде. В настоящее время мы проводим ряд акций по Украине, и все они объединены общим лозунгом: «Україна — це Європа». Мы пропагандируем то, что Украина должна подписать Соглашение об ассоциации и в дальнейшем стать частью Евросоюза.
— Если мы уже коснулись темы «хождения в народ», то 18 мая во время завершающего этапа акции «Україно, вставай!» оппозиция объявила, что 24 августа все снова соберутся вместе, и это станет началом серии новых митингов. Как следствие, каждая оппозиционная политсила День независимости праздновала порознь, а об «Україно, вставай!» вообще никто не вспоминает. С чем это связано?
— То, что каждая оппозиционная политическая сила провела свои мероприятия отдельно, не противоречит задекларированному 18 мая. Решение относительно того, что ко Дню независимости оппозиционные партии готовят свои праздничные мероприятия, было согласовано за две или три недели до 24 августа. Поэтому здесь не нужно искать какой-нибудь подтекст.
Хочу также добавить, что сейчас мы совместно решили идти и пропагандировать свои идеи к людям, больше общаться с ними, получать обратную связь, поэтому оппозиция сегодня, в основном, действует в формате встреч с гражданами.
— Это потому сейчас об акциях «Україно, вставай!» уже ничего не слышно?
— (Улыбается). Я перевернул бы уже эту страницу.
— Просто достаточно странно выглядит, когда Вы анонсируете новый этап акции осенью, люди его ждут, а затем «переворачиваете эту страницу». Пока выглядит так, что есть какая-то «календарная революция» с перерывами на каникулы, которая продолжится лишь тогда, когда это будет выгодно конкретным политсилам.
— Я не разделяю такую Вашу точку зрения. Поднимать Украину можно и нужно разными способами.
— Я лишь ретранслирую настроения, которые господствуют в обществе.
— ...потому что политические силы выбирают тот путь диалога с людьми, который на тот или иной период времени является приемлемым и оптимальным, в первую очередь, для людей. Мы решили, и я уже подчеркнул это, что сегодня нужно все-таки больше быть в диалоге с людьми. Поэтому мы в «УДАРе» анонсировали, и уже в ближайшее время начнем тур лидера нашей политической силы по Украине. Мы видим, что и наши коллеги по оппозиции также организуют подобные мероприятия. Они направлены на их электорат, и я не вижу в этом ничего необычного.
«ЖЕЛАНИЯ ВЛАСТИ ОСВОБОДИТЬ ЮЛИЮ ТИМОШЕНКО НЕТ»
— Ваша позиция понятна. Если продолжить тему координации действий в оппозиции, то позиция «УДАРа» о необходимости определения единого кандидата от оппозиции на выборах 2015-го года уже в первом туре теперь резонирует с позицией лидеров других оппозиционеров. Ведутся ли сейчас по этому поводу дискуссии в среде оппозиции и какие аргументы вы приводите своим нынешним соратникам для того, чтобы они все-таки поддержали вашу точку зрения?
— Такие дискуссии ведутся, и «УДАР» подчеркивает, что нужно не позже чем весной 2014 года окончательно определиться в этом вопросе, потому мы теперь выступаем модераторами данного процесса. Главный аргумент: если будет единый кандидат, это обеспечит победу демократических сил уже в первом туре, сделав невозможной победу Януковича. В данный момент, на мой взгляд, главное — если мы захотим договориться и определить единого кандидата, то мы непременно сделаем это.
— А аргументы, которые вам предоставляют представители других оппозиционных политсил относительно нецелесообразности такого шага, вас не убеждают?
— Знаете, исходя из того, что сегодня оппозиция находится в консультациях, мы открыты, чтобы выслушивать аргументы своих коллег, и также имеем право доносить до них собственные аргументы. Однако, думаю, что мы все-таки определимся по этому вопросу и докажем бесспорную целесообразность выдвижения единого кандидата от оппозиции уже в первом туре. Напомню, что в соглашении, которое было подписано 18 мая между тремя оппозиционными силами, четко прописано, если выборы будут проводить в один тур, то оппозиция сразу выдвинет единого кандидата. Сейчас же возникает конкретный вопрос: что мешает определить кандидата от оппозиции уже в первом туре, даже если сохранится существующая система выборов президента? Что мешает?
— И что же мешает?
— Думаю, что ответ на этот вопрос очевиден, но уверен, что мы найдем способ убедить в нашей правоте и других оппозиционеров.
— Кстати, начали ли уже подготовку к выборам 2015-го года в вашей партии?
— Знаете, как только заканчиваются одни выборы, для любой политической силы сразу же начинается подготовка к следующим. Безусловно, мы и не останавливали этот процесс и сейчас он находится в фазе активного развития.
— Координируете свои действия с другими силами оппозиционного лагеря?
— Думаю, что вы наблюдаете и видите, как оппозиция довольно консолидировано определяет свою позицию по стратегическим вопросам. Безусловно, у нас есть расхождения, потому что у нас разные идеологии, но все, что касается вопросов борьбы с режимом Януковича и победы над этим режимом, то здесь мы, безусловно, действуем сообща.
— Но пока выглядит так, что евроинтеграционный козырь, который все время был в руках оппозиции, теперь перехвачен властной партией. Какие еще лозунги есть в арсенале оппозиции?
— (Недовольно улыбается). Дело ведь не в лозунгах. Главное, что должна представить оппозиция и единый кандидат в президенты — это виденье будущего страны, пути ее развития. Стратегию успеха страны — то, чего мы достигнем после победы демократического кандидата. Поэтому сегодня нужно рассуждать на тему, какой будет Украина, и быть готовыми к будущей ответственности за осуществление тех или иных превращений в государстве.
Что касается якобы того, что Президент Янукович и партия власти сегодня подняли флаг евроинтеграции, то хочу отметить, что последние действия и партии власти, и Президента дают основания говорить о том, что Соглашение об ассоциации может быть не подписано. Евросоюз четко заявил: необходимо выполнить все критерии, которые есть в «списке Фюле». Я имею в виду как принятие всех евроинтеграционных законов (европейских не только по форме, но и по содержанию), так и необходимость освобождения Юлии Тимошенко. Если эти условия не будут выполнены, Соглашение может быть не подписано. И это не шутки. Я думаю, власть это понимает. И сознательно не предпринимает шаги для успешного результата Вильнюсского саммита.
— Сегодня Янукович заявил о том, что почти все критерии из «списка Фюле» украинская власть выполнила.
— Почти все, но не все. Нет желания власти освобождать Юлию Тимошенко, не приняты все евроинтеграционные законы. Но мы все понимаем, что вопрос освобождения Тимошенко — это вопрос ценностей Европейского Союза.
«ВКЛЮЧЕНИЕ ВО ФРАКЦИЮ ДЕПУТАТОВ, КОТОРЫХ ИЗБРАЛИ ИЛИ ВЫДВИГАЛИ ОТ ДРУГИХ ПОЛИТСИЛ, В «УДАРе» НЕ РАССМАТРИВАЮТ»
— Также «УДАР», в частности, довольно часто упрекают в сотрудничестве с партией власти. Последние исследования ОПОРЫ говорят о том, что эти обвинения не так уж и безосновательны (согласно их данным, «УДАР» в парламентском зале лучше может достичь взаимопонимания с Партией регионов, чем со «Свободой» или «Батьківщиной»), а недавнее заявление, пусть и довольно одиозного Чечетова, о том, что у Партии регионов с «УДАРом» сложился некий «союз умных людей» — дает очередной повод для сомнений.
— Я считаю, что нужно исходить из того, что, по крайней мере в течение последней сессии, большинство законопроектов, которые рассматривались в парламенте, были евроинтеграционными и мы прекрасно понимали: без наших голосов они не могут быть приняты. Но при этом говорить, что есть какое-то сотрудничество, подыгрывание партии власти или же синхронное голосование — абсолютно нет оснований. Понятно, что со слов представителей ПР — это своего рода мелкая провокация, но я убежден, что партия «УДАР» доказала своими действиями в Верховной Раде собственную оппозиционность. И люди это видят.
— Но пока эти методы не срабатывают, то ваши политические оппоненты будут искать другие, более действенные способы борьбы против вас.
— Конечно. Убежден, что они будут довольно циничными и дерзкими. Это будут потоки откровенной лжи и грязи. То есть то, что мы наблюдаем и сейчас, но со временем оно только будет усиливаться. Однако мы к этому готовы, ведь у нас есть единственный выбор — победа, и мы к этой победе идем.
— Что касается этой возможной победы в 2015 году...
— Почему возможной? Победы. (Улыбается).
— ... В одном из своих интервью вы в свое время заявили, что в вашу фракцию поступают предложения от других народных депутатов о возможности присоединения к команде «УДАРа» в парламенте, но вы пока не изъявляете желания принимать их в свои ряды. Почему?
— Наша позиция в этом вопросе четкая: мы не рассматривали и не рассматриваем сейчас вопрос присоединения к нашей фракции народных депутатов, которые были избраны или выдвигались от других политических сил. Ведь если человек изменяет собственной фракции, то где гарантия, что он потом опять не будет предавать, но уже нас? Тот, кто предал раз, предаст и во второй.
— Просто интересным в этой связи является мнение другого члена вашей фракции Павла Рябикина, которое он выразил в своем интервью Forbes.ua о том, что «к октябрю 2014 года во фракции «УДАРа» будет около ста человек». Как прокомментируете?
— Безусловно, через определенный промежуток времени большое количество депутатов будет настроено на то, чтобы поддерживать нашу политическую силу и нашего лидера Виталия Кличко, и мы никоим образом не запрещаем этого делать. Однако не стоит ставить знак равенства между вопросом поддержки Виталия Кличко, по крайней мере если мы сейчас говорим о выборах 2015 года, и членством во фракции партии «УДАР».