У перекрестка параллелей
До Вильнюсского саммита осталось всего 38 дней.
До Вильнюсского саммита осталось всего 38 дней. Однако «проблема Тимошенко« до сих пор так и не решена. И хотя требование выпустить экс-премьера из тюремного заключения не содержится ни в одном официальном документе, перечисляющем условия ЕС для подписания Соглашения об ассоциации с Украиной, нерешенность вопроса лидера оппозиции остается главным препятствием на пути к Вильнюсу.
Три события, произошедшие на этой неделе, дают пищу для новых размышлений и предположений, по каким направлениям будет дальше вестись поиск необходимого решения, в том числе и миссией Кокса—Квасьневского (КК), по информации ZN.UA, намеревающейся вновь посетить Киев и Харьков в ближайшие понедельник и вторник.
Итак, событие первое. 15 октября на внеочередном закрытом заседании конференции президентов в Европарламенте был представлен отчет наблюдательной миссии Кокса—Квасьневского (с его содержанием можно ознакомиться на сайте ZN.UA), после чего мандат миссии был продлен до середины ноября. По словам президента ЕП М.Шульца, миссия была весьма успешна, и если бы не было шансов на решение оставшейся проблемы, то ее работу не продлевали бы еще на месяц.
В этот же день, после обнародования отчета миссии КК, стало известно содержание письма двух экс-президентов, переданного В.Януковичу 4 октября. В своем обращении к главе Украины П.Кокс и А.Квасьневский просят того «освободить Тимошенко для медицинского лечения на медицинских и гуманитарных основаниях путем помилования».
Кроме того, экс-президент А.Квасьневский при общении с журналистами, отвечая на вопрос ZN.UA, сообщил о предложении миссии применить к Ю.Тимошенко так называемое частичное помилование, в результате которого срок ее тюремного заключения мог бы быть сокращен с семи до двух уже «отсиженных» лет.
Событие второе. 16 октября депутат Европарламента М.Сивец в своем блоге написал о якобы обсуждавшемся на конференции президентов в ЕП предложении освободить Тимошенко путем частичного помилования на следующих условиях: поражение в правах на три года, в т.ч. неучастие в президентских выборах, а также выплата ею «штрафа» в 200 млн долл.
Событие третье. 17 октября президент Янукович сообщил, что готов подписать закон, позволяющий Тимошенко выехать на лечение за границу, если таковой будет принят Верховной Радой. Туманно говоря о механизмах, закладываемых будущим законом, президент предположил, что «скорее всего, это будет суд, который будет принимать решение о порядке выезда, сохранении каких-то гарантий».
Таким образом, если учесть сделанное на позапрошлой неделе публичное заявление Ю.Тимошенко о ее согласии выехать на лечение за границу, можно констатировать успех наблюдательной миссии и в главном проблемном вопросе: стороны, осознав невозможность получения ста процентов желаемого, сдвинулись с мертвой точки и начали движение навстречу друг другу. Правда, со стороны создается впечатление, что движутся они по параллельным, непересекающимся, линиям. И точка пересечения пока не просматривается.
Изначальная запросная позиция Тимошенко предполагала не только ее освобождение из-под стражи, но и полную политическую и юридическую реабилитацию, дающую возможность вести полноценную политическую деятельность, включая участие в президентских выборах. Разумеется, ее вариант включал и закрытие десятков надуманных дел против нее.
Янукович же видел Тимошенко только в тюрьме — с несколькими судимостями, и, желательно, пожизненно; пораженную в правах и обремененную необходимостью выплаты внушительной суммы «нанесенного ущерба» как по имеющемуся приговору по газовому делу, так и по еще незавершенному делу ЕЭСУ.
Благодаря работе миссии Евросоюза, каждая из сторон пошла на компромиссные шаги. Но пройденный ими путь пока не так велик. Янукович позволил перевести Тимошенко из Качановской колонии в ЦКБ «Укрзалізниці», притормозил развитие событий по более чем двум десяткам инициированных ГПУ дел и озвучил готовность выпустить ее на лечение за границу.
Тимошенко таки согласилась выехать в Германию и при этом, учитывая важность для Украины подписания Соглашения об ассоциации, остается пораженной в правах, перенеся борьбу за свою полную реабилитацию на неопределенное будущее. Кроме того, если верить защитнику Тимошенко С.Власенко, она даже готова рассматривать помилование как механизм решения вопроса об ее освобождении.
Вот пока и все. Но даже сойдясь на выезде в Германию, Янукович и Тимошенко, судя по всему, абсолютно по-разному видят два ключевых момента — статус экс-премьера во время ее лечения за границей и ее будущее после возвращения на Родину.
Тимошенко видит себя в Германии свободным человеком, имеющим возможность передвигаться по Европе и общаться не только с врачами, но и с родственниками, соратниками и, разумеется, с прессой. И в Украину она намерена вернуться тоже свободным человеком, дабы продолжить борьбу за свою реабилитацию и политическое будущее. Причем вернуться тогда, когда сама посчитает нужным.
Янукович же, разумеется, представляет «берлинский этап» в жизни Тимошенко совершенно иначе. Однако информация о его планах несколько расходится. Очевидно одно: пока Янукович не хочет идти путем помилования Тимошенко. Гораздо больше его устраивает вариант с принятием Верховной Радой закона, который условно можно назвать «каникулы заключенного».
По информации из источников в руководстве Партии регионов, украинская власть настаивает, чтобы ЮВТ и в Германии оставалась в статусе осужденной и на протяжении всего периода лечения (пусть и достаточно долгого, в течение нескольких месяцев) находилась под охраной. А после лечения Тимошенко, разумеется, должна вернуться непосредственно в Качановскую колонию «досиживать» срок.
Вариант с принятием закона выгоден Януковичу по нескольким причинам. Во-первых, это позволит ему остаться «сильным президентом» в глазах его электората, а не «слабаком», проигравшим сопернице и поддавшимся давлению Запада с его условиями и дедлайнами. Наверное, одно из заветных желаний Януковича — таки показать своему электорату репортаж из Качановки о том, как Тимошенко плечом к плечу с другими «зэковками» шьет мешки и рукавицы.
Во-вторых, оставив Тимошенко в статусе осужденной, Янукович получает полную гарантию ее неучастия в будущих выборах. А если ЮВТ решит по окончании лечения остаться в Германии или уедет в другую европейскую страну, ее можно будет через Интерпол объявить в международный розыск.
В-третьих, пойдя по пути принятия специального закона, Янукович не только переложит ответственность за решение «вопроса Тимошенко» со своих плеч на голову Верховной Рады, но и снова сможет оттянуть срок выезда Тимошенко за границу — парламентско-судебная эпопея вряд ли окажется простой. А вот иезуитской она будет точно. Причем как в отношении Тимошенко, так и в отношении ее партии. Представители большинства успели уже не раз заявить, что подготовка соответствующего законопроекта — дело оппозиции. И как тут не посочувствовать Арсению Яценюку? Ведь если его фракция подготовит законопроект, отвечающий чаяниям Тимошенко, этот документ не будет «проходным», большинство за него не проголосует. Если же законопроект учтет пожелания президента, и выехать за границу Тимошенко сможет только в статусе осужденной с условием возвращения в Качановку, то Яценюк окажется предателем и в глазах ЮВТ, и в глазах избирателей.
По информации из других источников, Янукович готов к более либеральному варианту. В чем может заключаться суть загадочного законопроекта, о котором Виктор Федорович столь скупо и путано поведал в минувший четверг? Некоторыми деталями уже разрабатываемого документа с ZN.UA поделился надежный источник на Банковой. Предполагается, что речь идет о внесении изменений в отечественный Уголовно-исполнительный кодекс, которые узаконят механизм предоставления «каникул» осужденным, нуждающимся в стационарном лечении. Согласно черновику проекта, лицам, отбывающим наказание, а также их родственникам, адвокатам и представителям пенитенциарной системы будет дано право обращаться в суды с просьбой предоставлять заключенным нечто вроде «отпуска по состоянию здоровья». Просьба обязана подкрепляться врачебным заключением, выданным либо украинским, либо зарубежным медицинским учреждением. В этом документе должен быть указан срок, предположительно необходимый для излечения, а также может содержаться рекомендация о лечении за границей, если требуемая врачебная помощь не может быть оказана в Украине.
Время «лечебных каникул» (если таковые будут разрешены судом) ограничено одним годом, однако предусмотрена возможность пролонгации. Для продления срока внетюремного лечения необходимо новое прошение и новое медицинское заключение. Согласно концепции разрабатываемого документа, с прошением о пролонгации в суд могут, опять-таки, обращаться как сам осужденный, так и его родственники, врачи или адвокаты.
Месяцы, проведенные вне мест лишения свободы, в счет погашения тюремного срока не засчитываются. По завершении курса лечения осужденный должен вернуться к месту исполнения наказания и «досиживать» предписанное приговором. Однако может и не вернуться: для пациента-узника предусматривается возможность условно-досрочного освобождения (УДО) по состоянию здоровья. По окончании лечения он может ходатайствовать перед судом об УДО на основании медицинского заключения о неудовлетворительном состоянии здоровья осужденного.
Источник обратил внимание на три важных обстоятельства. Первое: предлагаемые изменения разрабатываются не только «под Тимошенко», они будут касаться всех заключенных. И позволят многим тяжело больным осужденным получить необходимую медицинскую помощь, которую им не в состоянии оказать в местах исполнения наказаний. Второе: с момента принятия судом решения о предоставлении «каникул» осужденный освобождается из-под стражи. Третье: исполнение приговора в отношении него прерывается, но он продолжает оставаться осужденным. Время, определенное судом, он должен использовать исключительно для лечения. Если речь идет о предоставлении медицинской помощи за границей, это предполагает наличие гарантий принимаемой стороны. Применительно к Тимошенко это означает, что немецкая сторона должна гарантировать, что Юлия Владимировна будет заниматься поправкой здоровья в «Шарите», а не проводить вместо этого пресс-конференции в Бундестаге.
Вот, в общих чертах, каковы планы двух сторон — Тимошенко и Януковича.
А что же третья сторона, ЕС, чьи посредники неутомимо курсируют между Киевом, Харьковом и Брюсселем? Что не устраивает в позициях «Я» и «Ю» европейцев, чего они опасаются и что предлагают в качестве трехстороннего компромисса, от которого, каким бы он ни был, по признанию одного из высокопоставленных европейских собеседников ZN.UA, «не будет счастлив никто, это будет решение, сложное для всех трех сторон, но дающее шанс Украине»?
Очевидно, что видение Евросоюза и Януковича статуса Тимошенко во время ее лечения в Германии различно. Реакция ЕС на свежие законотворческие инициативы Виктора Федоровича неизвестна, поскольку его последний ход (по нашим данным) оказался для них сюрпризом, и суть будущего закона не была им ясна.
Европейцев вряд ли устроит вариант, подразумевающий сохранение за ЮВТ статуса осужденной, а немцы уж точно не в восторге от мысли, что им придется обеспечивать конвой бывшей «качановской узницы» и превращать ее в «узницу больницы «Шарите». На вопрос ZN.UA, в каком статусе Тимошенко будет пребывать в Германии, А.Квасьневский в Брюсселе ответил: «Она будет находиться там, как любой гражданин Украины, получивший разрешение на въезд в эту страну». Во всяком случае, таково видение наблюдательной миссии Европарламента.
Но и с Тимошенко Европе тяжело и неспокойно. Если согласие на выезд в Германию без полной реабилитации из нее вытянуть-таки удалось, то получить публично зафиксированное обязательство держать себя в рамках после пересечения госграницы Украины — задача, пожалуй, непосильная даже для Кокса с Квасьневским. ЕС небеспочвенно опасается, что Юлия Владимировна, попав в Германию, проявит чрезмерную активность, несовместимую со статусом тяжелобольной. Что осложнит отношения между Януковичем и Европой. А ведь ЕС еще предстоит непростая работа, направленная на скорую и успешную ратификацию соглашения. Это сделает реформы в Украине необратимыми, а поворот в сторону России — невозможным. Некоторые в Брюсселе считают, что «излишняя активность Тимошенко» за границей может поставить эффективность подобной работы с Януковичем под сомнение.
Для Евросоюза оптимальным выглядел вариант, озвученный после доклада наблюдательной миссии А.Квасьневским — частичное помилование Тимошенко. По свидетельству информированного европейского источника ZN.UA, это предложение поддерживают как все группы и фракции Европарламента, так и руководство ЕС.
И хотя некоторые наши европейские собеседники и назвали содержание блога г-на Сивеца «недоразумением», дыма без огня, как известно, не бывает. Один из участников закрытого заседания комитета ЕП по вопросам иностранных дел подтвердил агентству «Интерфакс-Украина», что обнародованный Сивецом вариант таки обсуждался среди прочих, как и вариант принятия специального закона.
Источник же ZN.UA, посвященный в детали переговорного процесса, считает оптимальным вариант частичного помилования и более подробно пояснил, что оно подразумевает. Наш собеседник напомнил, что приговор Ю.Тимошенко по «газовому делу» состоит из трех частей: 1) семилетний срок тюремного заключения; 2) запрет на три года занимать должности в органах государственной власти; 3) компенсация нанесенных убытков в размере 1 млрд 516 млн 370 тыс. грн (а это приблизительно 200 млн долл.). Миссия Кокса—Квасьневского обратилась к президенту Януковичу с просьбой об изменении приговора в части срока тюремного заключения. Как мы уже цитировали А.Квасьневского, речь идет об уменьшении срока с семи до двух лет, которые Ю.Тимошенко уже отсидела.
По сути, по такой же схеме был помилован и Ю.Луценко: ему сократили срок тюремного заключения, сохранив поражение в гражданских правах и необходимость компенсации нанесенных убытков (эта сумма была выплачена его соратниками). О подобности механизма помилования Луценко и предложенного варианта для Тимошенко говорил на пресс-конференции в Брюсселе после отчета наблюдательной миссии и президент Европарламента М.Шульц: «Это было аналогичное письмо (на имя Януковича. — Ред.), с аналогичной законодательной и политической основой, которую мы использовали, чтобы позитивно решить так называемое «дело Луценко». Существует возможность вернуться к достижениям, сделанным нами полгода назад, и использовать аналогичный инструмент, чтобы достичь результата и в «деле Тимошенко».
Так что, в общем, выходит, что не таким уж и «недоразумением» была информация М.Сивеца, ведь получается, что в случае частичного помилования Ю.Тимошенко остается пораженной в правах (в т.ч. не может участвовать в президентских выборах) еще три года, и ей необходимо возместить «убыток государству» в размере примерно 200 млн долл. К слову, как считают некоторые эксперты, 11 млн граждан Украины, проголосовавших в свое время за Ю.Тимошенко на президентских выборах, а также ее соратники-бизнесмены, наверное, могли бы осилить эту сумму, дабы снять ЮВТ с очень удобного для власти крючка, за который ее можно будет крепко держать и дергать в нужные моменты на протяжении всего времени существования этого «долга перед государством». Хотя Виктор Федорович убежден, что для сбора подобной суммы Тимошенко не нужна «толока».
Впрочем, нельзя исключать, что еще до 2015 г. ЕСПЧ примет решение, признающее незаконность приговора, вынесенного ЮВТ по «газовому делу». И это одна из причин, по которой В.Янукович не желает закрывать другие, стоящие в низком старте, уголовные дела.
Поэтому остается все тот же вопрос: где предел компромисса для каждой из сторон? И что, если этот предел уже достигнут? Что будет, если Янукович наотрез откажется помиловать Тимошенко и будет настаивать на принятии закона, предполагающего возвращение экс-премьера из «Шарите» в Качановскую колонию, а Тимошенко, понимая, что если она не станет свободной сейчас, то «век свободы не видать», пошлет всех к черту, включая Януковича, Кокса, Квасьневского и Европу вместе взятых?
Сегодня каждый из трех участников этой остросюжетной драмы продолжает свою игру, и невозможно понять, где блеф на грани фола, а где реальные намерения. Именно поэтому все источники ZN.UA предпочитают сохранять анонимность: кто-то боится навредить, кто-то взять на себя ответственность. На Банковой царит уверенность, что Соглашение подпишут и без Тимошенко. В оппозиции то готовы праздновать победу и встречать с цветами Юлю на свободе, то впадают в отчаяние. А представители Евросоюза продолжают твердить, что сначала — решение по «делу Тимошенко», и лишь потом — подписание Соглашения.
В этой игре три ее участника зачастую забывают о четвертом — об Украине, а ведь играются ее судьбой. Судьбой 45-миллионной страны, где больше 50% населения желает даже не просто подписания Соглашения об ассоциации, а хочет видеть Украину членом Европейского Союза. И если эти трое заиграются, то главный приз получит пятый игрок. Он уже просто сгорает от нетерпения…