Межэтнический тупик в Москве
В Бирюлёво у русских москвичей лопнуло терпение
Улеглись первые страсти после социального взрыва в московской районе Бирюлёво. Пришло время трезвых оценок и продуманных предложений. Общество и местные власти свое отношение к проблеме уже проявили – одни вышли на улицу, другие – уничтожили ненавистную овощебазу. Дошло бы и до большего, не огради мигрантов от разгоряченной толпы сотрудники ОМОНа.
Об итогах и возможных последствиях громких событий – в авторской колонке корреспондента РИА «Новый Регион» Ларисы Зайкиной.
После бирюлевского бунта в интернете особенно популярным стал демотиватор, бесстыдно демонстрирующий, насколько эффективно на власть подействовало выступление бирюлевцев – и базу наконец-то закрыли, и убийцу молниеносно нашли, и рейд с проверкой провели, и кадровую чистку устроили. «Так насилие и погромы не выход»? – задается вопросом автор демотиватора.
Хочется думать, что наша власть осознает, что это все-таки не выход, и общество прибегает к крайним мерам только тогда, когда никакой иной способ не работает. И, если сегодня волна народного гнева обращена на мигрантов, нет никакой гарантии, что завтра она не коснется тех, кто этих мигрантов в страну пустил.
В среду, 23 октября, в Государственной Думе на «правительственный час» вызваны министр внутренних дел Владимир Колокольцев, глава ФМС Константин Ромодановский и заммэра Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики Александр Горбенко. Готовиться к этому разговору депутаты начали еще с прошлой недели. Обсуждали внутри фракций, высказывались во время пятиминуток, оттачивали свою позицию перед журналистами во время пресс-подходов перед пленарными заседаниями. Однако собирается власть предпринимать какие-то конкурентные шаги или нет, стало понятно после прошедшего в четверг круглого стола.
У мероприятия была четкая тема – «Межэтнический тупик в Москве: толерантность или национализм?». Не «вопрос», не «проблема» – именно тупик. Просто невозможно откровеннее признаться в бездействии на протяжении 13 прошедших лет.
Не менее интересным представилось противопоставление двух взглядов на миграцию. Как показывают опросы общественного мнения, призывы к толерантности практически уже не действуют на граждан России. Согласно последнему опросу ВЦИОМ, Почти три четверти жителей (74%) уверены, что большое количество приезжих из других стран оказывает отрицательное влияние на страну. Об ужесточении законов об иммиграции высказались 53% опрошенных (для сравнения еще в 2005 году таких было 40%). Добавьте к этим 53% еще и 10% тех, кто хотел бы полностью остановить приток приезжих.
И тем не менее призывы к толерантности продолжаются.
От власти: мэр Москвы Сергей Собянин выделил на программу мероприятий в сфере «поддержки позитивных и доброжелательных межэтнических отношений» 110 млн. рублей. От общественных организаций: буквально в это воскресенье Российский еврейский конгресс собрал учителей средних школ Юго-Западного и Южного административных округов на семинар, посвященный толерантности. В основе семинаров лежала идея о необходимости воспитывать у детей готовность к межрелигиозному диалогу, прививать их уважение ко всем религиозным культурам.
Поэтому и от круглого стола ожидались призывы к терпимости. И правда, многие выступающие начинали речи с просто ставшим заклинанием: «Я не против других национальностей», но по существу выступлений ни националисты, ни либералы не показали никакого принятия мигрантов ни как людей, ни как соседей, ни как личностей.
По сути, это был момент истины.
Модератор дискуссии «эсер» Александр Тарнавский, москвич, сначала предоставил слово представителям властей. Николай Смородин, заместитель руководителя ФМС России, вывалил ворох чисел, показав, что ведомство знает о теме мигрантов всё. Мы сделали над собой усилие и стали внимательно следить за арифметическим ливнем. Картина вырисовывалась ужасающая. Достаточно одного примера – в течение прошедших 9 месяцев этого года выдано 1 млн разрешений на работу, в то время как в страну въехало 15 млн человек. Въехало, потому что никаких ограничений у нас на границе нет, никаких специальных документов не требуется, никаких способов реального контроля не придумано.
Чиновник говорил буднично, словно ни для него, ни для ФМС это не было проблемой. Чуть позже, заметив, что на мероприятии присутствуют журналисты, он специально попросит себе еще раз слово и добавит, что ФМС и МВД с себя ответственности не снимают, как могло показаться после его выступления, им просто «без помощи общественности, исполнительных органов на местах трудно». Увы, запоздавшее замечание, которое не смогло снять ощущение отстраненности ФМС от ситуации в Москве.
После речи Ольги Кирилловой, начальника УФМС России по Москве, впору было задаться вопросом, что опаснее – бюрократическая пустота или же откровенный непрофессионализм? Ольга Евгеньевна говорила живо, свежестью голоса показывая, что она тоже великолепно разбирается в ситуации. Добавила еще одну любопытную цифру: в Москве квота на мигрантов составляет 200 тысяч, а то время как запросов на них подано не меньше 1 млн. В этой ситуации она сделала вывод, что главный камень преткновения в решении проблемы с мигрантами – работодатель. Он, видимо, слишком хорошо проштудировал «Капитал» Маркса, а потому плюет на патриотизм и желает нанять работника подешевле, а подешевле может быть только низкоквалифицированная иностранная рабочая сила.
Соответственно, и финансовое бремя, по мнению чиновницы, должны нести эти работодатели – построить отдельные общежития для мигрантов, чтобы они были сосредоточены кучно, чтобы за ними было проще следить, сотрудникам ФМС легче их проверять, где были бы порядок, дисциплина, чистота. А после добавила – «нельзя допустить создания национальных анклавов в столице».
Любопытно, как бы прокомментировал глава ФМС Константин Ромодановский это предложение своей сотрудницы по созданию именно анклавов для мигрантов на деньги наших же предпринимателей, не допуская при этом их создания?!
Кирилл Ревяков, заместитель начальника Центра по противодействию экстремизму (ЦПЭ) ГУ МВД России, также увидел пути выхода из кризиса вне своей компетенции. «Крепким парням» он посоветовал «не пить пиво во дворе, а взять и пойти контролировать территорию на предмет выявления бытовых преступлений, в том числе – совершаемых мигрантами». Как говорится, хотите порядок – сами его и наводите.
Словом, по мнению представителей исполнительной власти, мигранты – это массивы плохо сгруппированных в пространстве станков. Ими должны заниматься бизнесмены и горожане, но не государство. Что ж, к равнодушию власти мы уже привыкли.
Другое дело – позиция экспертов. Развернутую оценку ситуации дал Александр Чуев, президент «Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики». Целиком пересказывать ее не будем – граждане РФ и сами прекрасно понимают социально-экономические причины миграции в нашу богатую, щедрую и беспечную страну. Единственное замечание, которое хочется повторить, – это наблюдение господина Чуева о том, что ряд приехавших в течение последних двадцати лет уже стали «полноценными москвичами» (в этот момент многих москвичей в зале слегка передернуло). Но Александр Викторович продолжил: «Они купили квартиры, открыли бизнес и на работу приглашают, естественно, своих соотечественников». И хотя он не спросил вслух, зачем государство идет на поводу у таких «москвичей» и не вводит никаких ограничивающих мер, налоговых санкций, вопрос повис в воздухе.
Чуев не побоялся высказать свои предложения. «России нужно провести переговоры со странами, откуда едут мигранты, и организовать в тех странах специальные подготовительные центры, из которых претендентов направляли бы на работу. И как обязательное условие – вводить изучение русского языка и русской культуры», – предложил он.
Что касается профилактики преступлений, Чуев задался вопросом, почему бы не воспользоваться дорогостоящей системой ГЛОНАСС для контроля за мигрантами? Пересек границу – получил гаджет, по которому можно было бы отслеживать его местонахождение. Идея «чипировать мигрантов» возмутила некоторых участников круглого стола, но никто вслух не возражал!
Другие эксперты выявили, что документы о проведении чемпионата мира по футболу позволяют завозить десятки тысяч мигрантов на стройки, давая право всем подрядчикам Оргкомитета делать это на особых условиях, без ограничений, без проволочек.
Выходило, что для экспертов мигранты – это уже не малоподвижные станки, а такие биологические существа, которых можно чипировать, как домашних животных, или возить по России большими партиями. И, правда, можно. А потом, привезя и использовав, выпустить с чипами.
Среди гостей дискуссии самым большим рвением и горячностью отличались молодые муниципальные депутаты. Совместно с общественной организацией «Щит Москвы» некоторые из них проводят в столице регулярные рейды для выявления нелегальных мигрантов. Толку от этого, по их словам, не так много.
Валерий Солянин, депутат от района Капотня, с горечью заметил, что через месяц после проведенного рейда ровно на этом же месте появляется сто новых нелегальных мигрантов. Поэтому предложения муниципальных депутатов сводились к тому, что необходимо отдать контроль за мигрантами на муниципальный уровень, а заодно спустить туда и финансирование народных дружин и опорных пунктов охраны порядка. Контроль за честным расходованием средств на себя муниципальные депутаты взять были готовы. Верхи не могут – низы хотят.
Дмитрий Красков, депутат от района Медведково, попробовал поднять проблему на новый уровень: «Главная проблема в том, что государство видит в народе средство достижения своих целей. Путина спрашивают, когда будет введет визовый режим с Азией, а он отвечает, что это не отвечает интересам страны. А как же быть с интересами граждан?»
Никто из горячих депутатов, несмотря на явно либеральные ценности, ни слова не сказал, в каких условиях живут приезжие. Никто! Несмотря на заклинание: «Я не против других национальностей». Для них все мигранты, нелегально находящиеся в России, – антисоциальные, опасные элементы. Не люди.
Взглянуть на проблему сверху предложил и единственный открыто выразивший свои националистические взгляды участник дискуссии – руководитель РПД «Святая Русь» Иван Отраковский. «Зачем строить новую мечеть на территории, где распространена православная культура?» – задал он уже риторический вопрос и сам же на него ответил: «Это нацеленная провокация, государственная измена. Обратите внимание, план «Вулкан» был направлен не против этнической преступности. Напротив, мигранты и национальные диаспоры были защищены от народного гнева. Русских столкнули с русскими, в то время как «неприятель», этнический преступник стоял за спиной полиции». Такую политику Отраковский назвал антигосударственной. Как решение проблемы он предъявил идеологию национализма: «Национализм – это любовь к своему народу и уважение к другим национальностям».
Защитить мигрантов взялась только Дина Танатова, профессор Российского государственного социального университета. Она призвала всех к терпимости и сказала, что по ее статистике только 3-5% преступлений совершается мигрантами. И была тут же опровергнута Кириллом Ревяковым, заместителем начальника ЦПЭ ГУ МВД РФ по Москве. Он пояснил, что таковы данными только раскрытых преступлений, а вот на этапе следствия, если брать описание подозреваемых, 60% имеют неславянскую внешность. Дину Кабдуллиновну этот ответ не обрадовал, и она решила снизить накал страстей анекдотом.
«Когда кто-то что-то украл, говорят «украл вор». Когда украл еврей, говорят «еврей украл». «Если преступник, то сразу мигрант?» – воскликнула Дина Кабдуллиновна. Над анекдотом никто не смеялся. Время дискуссии вышло. Под этим предлогом Тарнавский не стал подводить ее итоги. Да и зачем? Ведь все участники были единодушно настроены против мигрантов рядом с ними.
Прошли дни после событий в Бирюлево. Инцидент замят. Но остаются вопросы.
Во-первых, доколе власти великой страны будут реагировать, а не управлять?
Во-вторых, кому выгодно, чтобы власти не управляли?
В-третьих, если кому-то выгодно, то каковы их планы по нагнетанию ситуации в Москве до неуправляемой?
В-четвертых, не поздно ли, не потеряна ли Москва для граждан России уже сейчас?
Бирюлевцы не выдержали, вышли. Но Москва пока спокойна. Не потому ли, что вторжение колоссальных этнических масс произошло так постепенно и одновременно неожиданно, что москвичи еще не верят, что это новая реальность?
Русскоязычные москвичи не готовы ни к какому «плавильному котлу». И отношение участников круглого стола про мигрантский тупик это подтверждает. Не люди, не жители, а неведомы зверушки, которых главное вычислить и выселить куда подальше.
Русскоязычные москвичи еще верят, что в один прекрасный день все мигранты исчезнут так же неожиданно и тихо, как наводнили Москву. Придумывают байки, как в одночасье избавиться от равшанов и джумшутов. А тем временем их жены рожают, и детки, ни слова не говорящие по-русски, идут в русские первые классы. Готовятся в ЕГЭ. Им в ученые не надо. Да и ученые не нужны.
Верят русскоязычные москвичи в чудо, потому что надежды на сильную, здоровую власть у них нет. А снова провалиться в дыру развала страны, бунтов, инфляции и бандитского беспредела еще, слава богу, не готовы. Только-только пришли в себя после 90х.
Но Бирюлево показало: русские люди молчат до тех пор, пока они могут терпеть. Не дай нам всем Бог, чтобы терпение лопнуло.