Появятся ли в Крыму свои боевики?
В Крыму в начале прошлой недели произошло сразу два важных ЧП.
В Крыму в начале прошлой недели произошло сразу два важных ЧП. В ночь с 13 на 14 октября в крымскотатарской мечети-медресе мусульманской общины Яне Джали в Саках случился пожар. А 15 октября стало известно о пожаре в мечети села Ровное Красногвардейского района. Как выяснилось практически сразу же, мечети горели после умышленного поджога.
Пострадавших после происшествия не было, лишь обгорели здания. Мусульмане заявляют, что сгорело несколько Коранов, а общий ущерб оценивается в 500 тыс. грн — порядка 2 млн российских рублей.
Кто стоит за поджогами, милиция пока не говорит. Уголовное дело возбудили, милиция ожидает результатов экспертизы. Одна из официальных версий — замыкание в сети электопередач. Правда, ни один мусульманин в Крыму в эту версию не верит.
Духовное управление мусульман Крыма поспешило заявить, что пожары в крымских мечетях являются попыткой развязывания межконфессионального конфликта на полуострове. В частности, зампред Меджлиса крымскотатарского народа, депутат Верховной рады Крыма Рефат Чубаров утверждает, что пожары в мечетях являются терактами, совершенными с надеждой на ответную реакцию мусульман.
Особое возмущение Чубарова вызывает тот факт, что, по его мнению, крымская милиция затягивает расследование инцидента. По словам депутата, власти регулярно игнорируют подобные происшествия. Его также возмущает, что власти Крыма до сих пор не сделали никакого официального заявления по поводу случившегося.
Меж тем руководитель Секретариата Меджлиса Заир Смедляев говорит, что преступления против крымских мусульман совершались и ранее, но власти никак не реагируют на происходящее и не торопятся разыскивать преступников. «Погромы кладбища в Нижнегорском — ни один преступник не был наказан, то же было в Чистеньком. То, что правоохранители не работают должным образом и не ищут преступников, способствует тому, что Крым может стать горячей точкой. Если не будут наказаны виновные, то последствия могут зайти далеко», — предупредил он.
Крымский политолог Александр Форманчук говорит, что пока оснований опасаться того, что в Крыму начнутся массовые межэтнические конфликты, нет. «Это провокация мелкого пошиба с чьей-то стороны, сродни вандализму на кладбищах. К сожалению, мы живем в обществе, где низка общая культура», — заявил политолог.
Но надо сказать, что это не единственная точка зрения на происходящее. Так, председатель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков считает возможным формирование в Крыму центра радикального ислама. Политик заметил, что недавно на полуострове провели форум Хизб-ут-Тахрир — организации, которую во многих странах мира признали экстремистской. Партия, считающаяся террористической в том числе и в РФ, открыто действует на Украине, пока местные власти не обращают на нее никакого внимания.
Правда, нравится деятельность крымских исламистов далеко не всем. В частности, 5 октября в Симферополе неизвестными была сорвана общекрымская женская исламская конференция, организованная лигой мусульманок Инсаф (Справедливость), которую связывают с крымской ячейкой исламской партии. Неизвестные позвонили в милицию и сообщили, будто в здании, где должно было проходить мероприятие, заложена взрывчатка. Надо заметить, что изначально конференцию планировали провести во Дворце культуры профсоюзов, но тамошняя администрация в последний момент отказала в аренде, сославшись на то, что «протекает крыша».
Нельзя не отметить и тот факт, что случаи препятствования деятельности мусульман в Крыму обострились после того, как в конце сентября в Симферополе в ходе V Курултая мусульман Крыма делегаты избрали Муфтием хаджи Эмирали Аблаева. Аблаев был единственным предложенным на должность кандидатом. В конце октября в Крыму состоятся выборы нового главы Меджлиса. Скорее всего, далеко не всех крымских мусульман это устраивает.
Дело в том, что в Крыму есть две группы мусульман: собственно Меджлис, умеренные чиновники-мусульмане советского типа, которые находятся в хороших отношениях с официальным Киевом, и радикально настроенная молодежь, которую вербуют в свои ряды представители организации Хизб-ут-Тахрир. Татарская молодежь, разделяющая взгляды радикалов, находится в оппозиции как к православному Киеву, так и к умеренному Меджлису. В свое время в Крыму были случаи, когда радикально настроенные исламисты захватывали мечети, выбрасывая служивших там имамов на улицу.
Собственно, и все мечети в Крыму можно условно поделить на три категории: древние, новые, построенные самими татарами, и новые, построенные на деньги выходцев из Саудовской Аравии и Турции. Именно в последних чаще всего проповедуют радикалы. Так вот пожары случились в мечетях, построенных «умеренными» татарами. Меджлис, правда, отрицает возможность совершения поджога радикалами: мол, в мечетях горели Кораны, а этого не допустит ни один правоверный, каким бы радикальным он ни был.
В самом Крыму сейчас поговаривают, будто за «терактами» могут стоять представители пророссийских общин, казачества и т.д. Те, понятное дело, все обвинения в свой адрес отрицают и призывают мусульман, умеренных и радикальных, разбираться между собой.
Власти никаких комментариев по поводу случившегося не дают и пытаются в конфликте, который определенно есть, никак не участвовать.
Нельзя не сказать, что совсем недавно в Крыму разгорелся очередной скандал между Меджлисом крымскотатарского народа и активистами исламской партии «Хизб ут-Тахрир». Лидер Меджлиса, народный депутат Мустафа Джемилев обвинил крымских «хизбов» в сотрудничестве с украинскими и российскими спецслужбами. А прежде он заявлял о том, что радикалы вербуют крымских татар для войны в Сирии против режима Башара Асада. Те в свою очередь, не сдерживая эмоций, назвали Джемилева «некомпетентным».
Меджлис полагает, что «хизбы» сотрудничают с Россией, поскольку именно умеренные мусульмане являются «главной политической силой, которая препятствует реализации стратегических интересов России в Крыму». «Поэтому указанные спецслужбы поддерживают любые организации, которые можно использовать для дискредитации и раскола крымских татар. В том числе и «Хизб-ут-Тахрир», — говорит Мустафа Джемилев.
Через день после этих заявлений Народный депутат Украины Эдуард Леонов потребовал запретить на Украине деятельность исламской политической партии «Хизб-ут-Тахрир». Он даже направил соответствующее обращение секретарю Совета национальной безопасности и обороны Украины Андрею Клюеву. «Крым превратился в регион, где уже много лет публично действует фактически нелегальная радикальная исламистская структура, известная под названием «Хизб-ут-Тахрир». В последнее время они провели несколько публичных мероприятий. Очевидно, что представители этой запрещенной в арабских странах «партии» фактически превратили Симферополь в центр своей открытой пропагандистской деятельности в Украине», — объяснял свою инициативу Леонов.
В целом в Крыму из-за борьбы за влияние разных группировок мусульман сейчас весьма неспокойно. Многие опасаются, что полуостров может превратиться в «горячую» точку. И Меджлис на этом успешно спекулирует.