Дружба независимых государств
Лидеры стран СНГ встретились, но мало о чем договорились
В конце минувшей недели президент Виктор Янукович принял участие в саммите СНГ и заседании Евразийской экономической комиссии в Минске, где попытался убедить российского коллегу Владимира Путина в важности европейской интеграции Украины. Российский лидер остался при мнении, что подписание соглашения об ассоциации несет угрозу России. Впрочем, Москва уже не ведет речь о блокаде украинских товаров, а лишь о повышении таможенных ставок. Переговоры президентов по этому вопросу продолжились в воскресенье в Сочи — их двусторонняя встреча в Минске планировалась, но так и не состоялась.
Украинский президент старается не пропускать встречи Содружества Независимых Государств на высшем уровне, но нынешняя имела для него особое значение: на минском саммите Белоруссия передала Украине председательство в СНГ. Этот пост в Содружестве передается в порядке ротации, пояснил первый заместитель министра иностранных дел Украины Руслан Демченко. «Украина должна была принять пост председателя еще год назад, но в этом случае на 2013 год пришлось бы наше председательство и в ОБСЕ, и в СНГ. Понятно, что вытянуть два таких председательства мы бы не смогли, поэтому мы поменялись с белорусами: они председательствуют в этом году, а мы — в следующем»,— рассказал дипломат. Формальной датой начала председательства Украины в СНГ станет 1 января 2014 года.
Но если сам факт поездки в Минск не ставился под сомнение, то ее формат и перечень встреч менялся несколько раз, утверждает информированный собеседник «Ъ». Под вопросом была двусторонняя встреча украинского президента с его российским коллегой Владимиром Путиным, а также участие Виктора Януковича в заседании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК; руководящий орган Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана), которое состоялось в четверг вечером, накануне пятничного саммита СНГ. Неделю назад стороны достигли, казалось бы, окончательной договоренности о том, что будет и участие в заседании ЕЭК, и «двусторонка». Однако в последний момент Кремль отказался от переговоров в Минске. «Ранее планировалось, что президенты России и Украины проведут отдельную встречу, но потом было принято решение, что беседа состоится на полях совместного ужина глав государств»,— пояснил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Киев традиционно использует встречи с российским руководством, чтобы заверить коллег в том, что соглашение об ассоциации (СА) не несет угрозы России. Переговоры в Минске не стали исключением. «Любые разговоры о необходимости выбора между углублением взаимодействия Украины с евразийским интеграционным проектом и Европой в корне неверны»,— заявил господин Янукович на открытой части саммита. Украинский президент добавил, что «с пониманием относится к опасениям партнеров». «Поэтому мы предлагаем сформировать постоянно действующий консультативный формат Украина—ЕС—Таможенный союз»,— обратился он к президентам России, Белоруссии и Казахстана.
Дальнейшая дискуссия проходила за закрытыми дверями, так что ответ российского лидера стал известен со слов его пресс-секретаря. Кремль скептически отнесся к инициативе Виктора Януковича, сообщило агентство ИТАР-ТАСС со ссылкой на Дмитрия Пескова. Пресс-секретарь президента РФ заявил, что в Москве приравнивают подписание СА к «утрате Украиной суверенитета». «Как можно координировать (в трехстороннем формате.—»Ъ») взаимодействие, которое невозможно? После подписания (СА.—»Ъ») взаимодействие Украины с Таможенным союзом в какой бы то ни было форме станет невозможным»,— подчеркнул пресс-секретарь Владимира Путина.
Впрочем, по итогам визита в Минск у Киева все же появился повод для оптимизма. Из заявлений господина Путина на пресс-конференции по итогам заседания ЕЭК следует, что Москва более не рассматривает возможность блокады товаров на украинско-российской границе по сценарию августа текущего года (см. «Ъ» от 27 августа) в случае подписания СА между Украиной и ЕС. Основной сценарий, рассматриваемый российской властью, предполагает повышение пошлин на украинский импорт до уровня, установленного для товаров из ЕС. «Мы оставляем за собой право использовать протокол N6 договора о зоне свободной торговли (ЗСТ.—«Ъ») в СНГ. Это не значит, то мы будем запрещать ввоз на российский рынок украинских товаров. Но это значит, что эти товары не будут пользоваться льготным режимом в рамках ЗСТ»,— заявил Владимир Путин.
Как сообщал «Ъ», Украина сама дала России право на пересмотр таможенных ставок — соответствующая норма содержится в приложении N6 к договору о ЗСТ в СНГ (см. «Ъ» от 4 апреля 2012 года). Как утверждали ранее источники «Ъ» в администрации президента, это приложение появилось в составе договора с согласия премьер-министра Николая Азарова, который вышел при этом за пределы директив. Украина долгое время отказывалась ратифицировать договор, но в итоге уступила. В сентябре 2012 года договор о ЗСТ в СНГ вступил в силу.
В пятницу президенты стран—участниц СНГ разъехались по домам, но уже в воскресенье в Сочи неожиданно состоялась встреча Виктора Януковича и Владимира Путина — российский лидер согласился компенсировать украинскому коллеге отмененную «двусторонку». Переговоры прошли без СМИ и без итоговой пресс-конференции, известно лишь, что президенты вновь обсуждали тему евроинтеграции Украины.
В вопросах, касающихся деятельности СНГ, минский саммит не принес новостей. Вернее, одна новость все же появилась, но вскоре была опровергнута. Президент Белоруссии Александр Лукашенко объявил, что инициирует переговоры о возобновление членства Грузии в СНГ. «Совершенно откровенно заявляю, и это не только мое мнение, что мы хотели бы, чтобы Грузия вернулась в состав Содружества»,— заявил он на пресс-конференции по итогам саммита. «Полностью согласен и приветствую предложение Александра Григорьевича напомнить нашим друзьям из Грузии, что двери для них всегда открыты»,— дополнил его Виктор Янукович.
Однако спустя несколько часов Георгий Маргвелашвили, который считается безусловным лидером на выборах президента Грузии (см. стр. 4), исключил возможность переговоров с СНГ по этому вопросу. «Мы с уважением относимся к декларациям наших коллег из Белоруссии и других стран. Но Грузия однозначно движется в сторону Европы, а не в сторону СНГ»,— заявил он, добавив, что членство в Содружестве «не было эффективным» и «не давало Грузии никаких гарантий (безопасности.—«Ъ»)».