Пряники для Януковича
Масс-медиа постсоветского пространства живо обсуждают новый поворот в российско-украинском политико-экономическом противостоянии.
Масс-медиа постсоветского пространства живо обсуждают новый поворот в российско-украинском политико-экономическом противостоянии. Российские пограничники внезапно занялись обустройством рубежа между двумя странами – возводят заграждения из колючей проволоки. Об этом стали сообщать жители Луганской области.
Их это задевает больше всего: многие местные жители ранее без всяких проблем и погранпереходов перемещались за границу и обратно — кто за покупками, кто за грибами, а кто и просто отправлял детей в иностранную школу, потому что в некоторых селах российские средние учебные заведения находятся намного ближе украинских. Плюс ко всему, не стоит забывать, что у многих украинцев в приграничных селах (с российской стороны) живут близкие родственники, добраться к которым теперь становится значительно сложнее.
В свое время РФ и Украина договорились о создании упрощенного пропускного пункта (для жителей приграничных районов) в Луганской области, однако проект так никто и не реализовал — из-за нехватки финансирования с обеих сторон.
Разумеется, все происходящее — не более чем одна из реакций со стороны Москвы на желание официального Киева присоединиться к ЕС. В конце ноября Украина и ЕС должны подписать соглашение об ассоциации, что в России воспринимается болезненно.
Если сооружение забора из колючей проволоки на границе Украины и РФ станет не просто одномоментным трюком для «красивого» сюжета по ТВ, а продолжится на протяжении всей сухопутной российско-украинской границы длиной около 2 тыс. кв. км, то это, конечно, не пойдет на пользу сотрудничеству двух государств.
Весьма вероятно, что этим жестом российские власти в очередной раз пытаются сыграть на чувствах жителей Восточной Украины. Людям, даже не интересующимся политикой, дают ясно понять: если вы не будете бунтовать против своих властей и их желания оторвать Украину от России в пользу какого-то мифического общеевропейского проекта, то не удивляйтесь, что вам придется заплатить определенную цену. И это лишь один из инструментов, которые пробует задействовать Москва для того, чтобы отвратить Киев от “исторической ошибки”.
Методы, которыми Кремль хочет добиться своего, в Киеве определенно вызывают вопросы. Так, сразу после того как президент Украины Виктор Янукович отказал Владимиру Путину в движении страны на пути к Таможенному союзу и заявил о необратимости процесса евроинтеграции, Москва сразу стала разговаривать с соседом с позиции силы. Де факто началась «торговая война», а переговоры по поводу пересмотра цен на газ для Украины окончательно зашли в тупик.
Затянув экономическую «удавку» на Украине, Россия стала предлагать соседу «сдаться»: мол, если согласишься на ТС, то и никаких проблем с экспортом не будет, и цены на газ снизим (по крайней мере, на пару лет) в три раза. И даже про Тимошенко, в отличие от Европы, ничего говорить не станем.
Все вроде бы логично: Кремль в попытке оказать реальное давление на Киев использует те же инструменты, которые несколько лет назад использовал для того, чтобы “усмирить” Лукашенко. Но между руководителями Белоруссии и Украины есть несколько крайне существенных отличий. И их Москва, похоже, не учла.
Во-первых, Лукашенко может себе позволить не считаться с мнением народа относительно того, с кем ему интегрироваться — с Россией или Европой. Тут и внутриполитическая ситуация разная, и отношение к России в целом у белорусов и украинцев все же отличается.
Во-вторых, Янукович управляет страной, которая по внутренним ресурсам намного богаче Белоруссии. Так уж структурно устроена белорусская экономика, что без российских дотаций она просто не сможет существовать. Что до Украины, то она в перспективе может отказаться (пусть это и будет болезненным решением) и от российского газа по его нынешним ценам, и от рынка сбыта, и от кредитов от Москвы. У Лукашенко такого пространства для маневра не было.
Наконец, в-третьих, за Украину Европа готова «впрягаться» куда сильнее, чем за Белоруссию. Тут и более «исторически» ее регион, и люди по отношению к евроинтеграции настроены куда более оптимистично, и ресурсов на Украине намного больше. И инвестиционная привлекательность ее куда более сильна. Так что вкладывать европейские деньги в Украину банально выгоднее, чем в Белоруссию. Поэтому и защищать «почти свои» территории от «российского агрессора» Европа будет основательнее.
Если бы российская власть не пыталась заставить Януковича отказаться от евроинтеграции силой, а попробовала договориться с ним «по-людски», то Янукович, который, кстати говоря, сам по себе никаких европейских ценностей не разделяет, мог бы согласиться и передумать.
Но, кстати говоря, у Москвы еще есть шанс. Подписание соглашения об ассоциации с ЕС Украиной — вопрос далеко еще не решенный. Европа допускает сейчас ту же ошибку, которую совершил Кремль, — она пытается давить на Януковича, перегибая палку. Запад никак не может смириться с тем, что украинский президент не идет ни на какие уступки и даже, кажется, не собирается выпускать на свободу Юлию Тимошенко.
Вопрос освобождения Леди Ю «висит в воздухе». Европейские комиссары, кажется, не готовы «прощать» Януковичу ее посадку и удерживание в тюрьме накануне выборов. Есть шансы, что Брюссель Януковича просто «передавит», и в последний момент тот откажется выполнять указания европейских патронов. Как эту ситуацию должны использовать в Белокаменной? Вероятно, сейчас самое время подсовывать Януковичу «пряники», а не пытаться больно ударить его экономическими «кнутами». Возможно, именно о «пряниках» и шла речь в минувшие выходные на неофициальных переговорах лидеров двух стран в сочинской резиденции Владимира Путина.