На границе фуры стоят хмуро
На российско-украинской границе вновь скапливаются грузы
На украинско-российской границе снова появились очереди из грузовых автомобилей: российские таможенники изменили правила транзитных перевозок. В Киеве считают, что начинается очередной этап «торговой войны» между Россией и Украиной.
На украинско-российской границе снова стало напряженно. На пунктах пропуска Донецкой и Луганской областей появились огромные очереди из грузовых автомобилей, которые везли украинские товары заказчикам в Россию. Наличие проблемы уже признали в Южном таможенном управлении ФТС РФ, но никаких официальных разъяснений ведомство не дает.
«Заторы есть. Они связаны с новыми мерами по обеспечению транзита», — говорят пока в управлении. Сейчас на проблемных участках границы скопилось порядка 350–400 грузовиков. Среди них есть машины с украинскими, белорусскими, молдавскими, казахстанскими и турецкими номерами. Около 60 фур остаются в транзитной зоне в районе одного только пункта пропуска Новоазовск — Весело-Вознесенка.
По данным СМИ, проблема вызвана решением Федеральной таможенной службы РФ отменить действие книжек международных дорожных перевозок (МДП), которые ранее гарантировали уплату таможенных платежей, позволяли перевозить грузы в запломбированных контейнерах и упрощали пограничные процедуры. Теперь эти документы таможенники не принимают — по крайней мере, без дополнительных мер обеспечения, предусмотренных таможенным кодексом Таможенного союза.
ФТС вроде как уже давно пытается внедрить новую систему проверки грузовых авто, но раньше этим занимались таможенники на других участках границы. А 28 октября новое правило распространили и на Южное таможенное управление. Водителей грузовиков, застрявших на границе, никто заранее, конечно, предупреждать о новых правилах не стал.
«Стоим тут уже третьи сутки. Не можем ни нормально поесть, ни в туалет по-людски сходить: столовых и уборных здесь просто нет.
Ждем, а что еще остается делать?» — посетовал в разговоре с «Газетой.Ru» водитель одной из фур Владимир Минин.
Эксперты предполагают, что все эти изменения в техническом регламенте российских пограничников вызваны недовольством Москвы планами Киева сблизиться с Евросоюзом: большинство застрявших на границе грузовиков являются украинскими.
В последний раз напряженность на украинско-российской границе наблюдалась в период с 14 по 27 августа. Тогда российские таможенники взялись усиленно проверять грузы, следующие в РФ из соседнего государства. Власти Киева тогда связали это давление со своим намерением подписать 26 ноября в Вильнюсе соглашение об ассоциации с ЕС. В Москве же тогда объяснили трудности необходимостью структурирования деятельности Таможенного союза.
Теперь министерство доходов и сборов Украины обратилось в Федеральную таможенную службу (ФТС) РФ за разъяснениями.
«Министерство доходов и сборов Украины обеспокоено возникновением этой ситуации и отсутствием заблаговременного уведомления со стороны Федеральной таможенной службы Российской Федерации, как это предполагалось по итогам ряда недавних встреч как на экспертном, так и на руководящем уровне», — говорится в заявлении ведомства.
Украинское министерство попросило ФТС сообщить, являются ли такие действия исключительной мерой по отношению к украинским перевозчикам и насколько они соответствуют обязательствам в рамках таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП, членами которой являются оба государства.
Скорее всего, это не последний подобный скандал между Москвой и Киевом. На днях советник российского президента Сергей Глазьев заявил, что в случае подписания Украиной соглашения об ассоциации с Евросоюзом таможенное администрирование может быть ужесточено. Беспокойство российской стороны якобы вызывает тот факт, что Украина в рамках соглашения обязуется пропускать европейские товары практически без досмотра, то есть без уплаты пошлины и ветеринарно-санитарных проверок.
«На украинском рынке появится огромное количество европейских, турецких и прочих товаров, которые потом будут перетекать к нам. Поэтому мы в первую очередь опасаемся реимпорта», — подчеркнул Глазьев.
Федерация работодателей Украины оценила возможные потери местных экспортеров в связи с деятельностью ФТС в $2,5 млрд. Не исключено, что с учетом новых обстоятельств потери могут оказаться еще более значительными.
Стоит отметить, что Россия также усложняет условия ведения бизнеса на своей территории украинскими бизнесменами. На прошлой неделе, например, стало известно, что Центробанк РФ приостановил действие лицензии страховой компании «Россия», которая принадлежит украинскому миллиардеру, зятю Леонида Кучмы Виктору Пинчуку.
Украинский политолог, директор компании Berta Communications Тарас Березовец называет происходящее «вторым этапом торговой войны» между Москвой и Киевом.
«Переговоры Путина с Януковичем в Сочи не переубедили украинского президента изменить внешнеполитический вектор в пользу Таможенного союза. На Украине ждали ответной реакции со стороны Кремля, но более агрессивной. Естественно, что проблемы автоперевозчиков воспринимаются как комариный укус.
Если Россия хочет добиться реакции со стороны Януковича, действовать ей нужно более настойчиво. Слабое давление со стороны России украинского президента только раззадоривает», — считает Березовец.
Ведущий исследователь Московского центра Карнеги Лилия Шевцова полагает, что Россия «до последнего» будет бороться за отказ Киева от евроинтеграции. «Но события последнего времени показывают, что украинская элита не хочет быть задушена объятиями Кремля», — подчеркивает она.
По мнению Шевцовой, перспектива подписания Соглашения об ассоциации с ЕС для Владимира Путина может стать «настоящим бедствием», поскольку в этом случае «Таможенный союз не станет серьезным образованием без второго большого славянского государства». Поэтому эксперт прогнозирует, что давление Москвы на Киев в ближайшее время будет только расти.