На Украине многое поставлено на карту
Тимошенко и выборы 2015 года
Сейчас много говорят о том, подпишут или нет Евросоюз и Украина соглашения об ассоциации и свободной торговле, а также, что еще важнее для рядовых украинцев, о либерализации визовых правил. Наряду с этим многие аналитики говорят о том, как российский президент Владимир Путин и его приспешники смотрят на отношения между Украиной и ЕС, как они прибегают к угрозам и давлению, еще больше отвращая украинцев от России и укрепляя их в стремлении к Европе. Но гораздо меньше внимания уделяется событию, которое пройдет намного позже после вильнюсского саммита восточного партнерства — а именно, президентским выборам на Украине в 2015 году.
Анализируя первый вопрос, эксперты рассуждают о том, согласится ли украинский президент Виктор Янукович на помилование или амнистию бывшему премьер-министру Юлии Тимошенко, которую он с трудом победил на свободных и честных выборах в 2010 году, или она останется за решеткой. Евросоюз ясно дал понять, что если Янукович не выпустит Тимошенко на свободу, никаких соглашений в Вильнюсе не будет. Президент, которого до сих пор преследуют воспоминания о роли этой женщины в событиях оранжевой революции 2004 года, после своей победы на выборах делает все для того, чтобы Тимошенко снова не бросила ему политический вызов.
Его друзья в прокуратуре способствуют этому, проводя против Тимошенко настоящую судебную кампанию, в которой явно прослеживаются политические мотивы. Они ведут серию расследований ее предполагаемой преступной деятельности. В последнем расследовании выдвинуты ложные обвинения о причастности Тимошенко к убийству депутата украинского парламента в середине 1990-х годов. У Януковича, как и у его предшественника Виктора Ющенко, налицо нездоровая и вредная навязчивая идея по поводу Тимошенко. Он видит в ней главную угрозу себе и дошел до того, что посадил ее в тюрьму, хотя это может разрушить шансы Украины на углубление интеграции с Европой.
Запад активно критикует судебное преследование и тюремное заключение Тимошенко, называя это примером того, как Янукович избирательно использует правосудие против своих политических оппонентов, и как глубоко в судебную систему страны проникла коррупция. Он готов идти на таран, надеясь на то, что Евросоюз свернет в сторону и откажется от требований освободить Тимошенко как от условия подписания соглашений в Вильнюсе в следующем месяце. Он полагает, что Украина слишком важна для Европы, чтобы оставлять ее в сфере российского влияния. Все это является отражением готовности Януковича поставить свою политическую карьеру превыше интересов страны. Евросоюз прав, требуя принять удовлетворяющее его решение по проблеме Тимошенко.
Последний проект закона, внесенный на рассмотрение украинского парламента, предусматривает, что Тимошенко получит разрешение поехать на лечение в Германию, поскольку она страдает от болей в спине, но по возвращении на Украину снова сядет за решетку отбывать наказание. Такой вариант просто не является удовлетворительным. По сути дела, он вынудит Тимошенко остаться в Германии, на что она не согласна и не должна соглашаться. У Януковича еще есть время до 18 ноября, когда состоится очередная встреча министров иностранных дел стран ЕС, чтобы решить проблему Тимошенко и обезопасить отношения Украины с ЕС. Если президент не решит ее, он нанесет серьезный ущерб будущему своей страны и окажется незащищенным от капризов Путина.
Наряду с проблемой Тимошенко, много пишут и о грубом обращении Путина с Украиной. Мои коллеги Эндрю Вуд (Andrew Wood) и Лилия Шевцова предлагают свой проницательный анализ данной проблемы. Путинская политика в отношении соседей России понесет колоссальную утрату, если угрозы и давление на Украину (а также на Молдавию и Грузию, коль уж на то пошло) в попытке заставить ее отказаться от соглашения с ЕС не принесут желаемого результата. Это похоронит его злополучную инициативу о создании Евразийского экономического союза, ибо без Украины путинская идея реинтеграции государств региона просто провалится. С точки зрения Запада, это говорит о необходимости заключить соглашение в Вильнюсе, несмотря на то, что проблема Тимошенко создает крупное препятствие на этом пути.
Но на фоне всего этого вполне понятного внимания к судьбе Тимошенко, к соглашениям с ЕС и к реакции на них со стороны России очень мало говорится и пишется о президентских выборах 2015 года. Точнее, говорилось и писалось, пока Виталий Кличко не заявил в прошлый четверг (24 октября), что он намерен побороться за президентское кресло. Предвидя такое развитие событий, поддерживающая Януковича украинская Рада (парламент) начала политические игры с правилами проведения выборов, призвав наложить запрет на участие в них тех, кто имеет официальное местожительство в другой стране. Понятно, что главной мишенью этого закона является Кличко, который во время своей исключительно успешной боксерской карьеры жил и тренировался в Германии.
Прошлогодние парламентские выборы стали для Украины серьезной неудачей после серии общенациональных выборов, которые с декабря 2004 года неизменно считались честными и справедливыми. Усиливаются опасения по поводу того, что президентская гонка в 2015 году будет еще хуже, чем прошлогодние выборы в Раду. Ведь своими действиями в отношении Тимошенко Янукович показал, что он твердо намерен остаться у власти, чего бы это ни стоило, а поэтому устранять кажущиеся угрозы президент будет так, как сочтет нужным, пусть даже это создаст проблемы на пути улучшения отношений Украины с ЕС. «Преемственность» — такой термин появился в украинских политических кругах примерно год тому назад, означая то, что Янукович не может себе позволить уступить власть, так как если он проиграет на следующих выборах, ему и его сыновьям будет грозить судебное преследование и такая же судьба, как у Тимошенко.
Но главная его проблема заключается в том, что уровень поддержки президенту в обществе сегодня составляет чуть больше 20 процентов. Этого мало, и Януковичу понадобится подтасовывать результаты голосования. Масштабы фальсификаций могут быть такими, что это вызовет огромное негодование. Поэтому он думает об отказе от правила второго тура, который проводится, если ни один из кандидатов не наберет больше 50 процентов голосов. Если от оппозиции будет несколько кандидатов, каждый из них оттянет часть голосов на себя, а в итоге лидером окажется Янукович. Поэтому любые попытки отказа от второго тура следует расценивать негативно, так как это выгодно только Януковичу.
Требуя решения вопроса о Тимошенко и выдвигая это в качестве условия для подписания соглашений в Вильнюсе, руководители ЕС должны также четко заявить Киеву, что они уже сейчас думают об избирательной кампании и о выборах 2015 года. Соединенные Штаты, которые в последние месяцы оказались оттесненными в сторону, поскольку все внимание приковано к Евросоюзу, должны выступить с собственными предупреждениями по поводу выборов. Януковича уже сейчас следует поставить в известность, что проведение избирательной кампании и выборов в 2015 году определит будущее украинских отношений с Западом — точно так же, как судьба Тимошенко повлияет на подписание соглашений в Вильнюсе. Ждать конца 2014 года и лишь тогда объявить Януковичу, что мир будет пристально наблюдать за выборами на Украине — это будет слишком поздно. Встреча Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе на министерском уровне, которую Украина будет проводить в декабре, и на которой должен присутствовать Джон Керри, станет удобной возможностью для того, чтобы довести до Киева предупреждение о выборах 2015 года.
Западные страны должны четко разъяснить Украине, что для углубления интеграции с евроатлантическими институтами она должна не только решить проблему Тимошенко, но и провести достойные и честные выборы в 2015 году — и что время уже пошло. Популярность у Януковича низка, если сравнивать ее с рейтингом его северного соседа, а последние опросы показывают, что во втором туре он вполне может проиграть различным кандидатам от оппозиции. Столь слабая поддержка заставит Януковича еще отчаяннее биться за победу. Его действия в этом направлении в будущем году будут не менее важны, чем решение о судьбе Тимошенко, которое он примет в ближайшие недели.
Дэвид Крамер — бывший помощник госсекретаря по вопросам демократии, прав человека и труда. Он является президентом вашингтонской неправительственной организации Freedom House.