Заложник ситуации: что предлагают законопроекты о лечении Тимошенко за границей

Профильный комитет парламента отклонил все законопроекты об урегулировании вопроса отправки экс-премьера Юлии Тимошенко на лечение за рубеж и направил их на доработку.

Профильный комитет парламента отклонил все законопроекты об урегулировании вопроса отправки экс-премьера Юлии Тимошенко на лечение за рубеж и направил их на доработку. Тем не менее, сегодня ВР должна рассмотреть эти документы, хотя шансы на поддержку одного из них минимальны. В ПР пообещали все же отправить экс-премьера на лечение, но пока неизвестно, когда и какой вариант законодательных изменений будет поддержан, и как его доработают.

В повестке дня три документа: поддерживаемый миссией Кокса-Квасневского, оппозицией и самой заключенной законопроект народного депутата Анжелики Лабунской №3461, проект № 2453а нардепа Сергея Мищенко, получивший поддержку Партии регионов и проект внефракционного Владимира Купчака №3526, который появился в последний момент. Еще один законопроект с подписями лидеров парламентских фракций Арсения Яценюка, Виталия Кличко и Олега Тягнибока №3479 в повестку дня не включили, видимо потому, что оппозиция решила сосредоточиться на документе Лабунской.

Контракты предлагали варианты решения проблемы Тимошенко еще более года назад. Очевидно, самым верным решением мог бы стать пересмотр приговора экс-премьеру Верховным судом на основании решения Евросуда. Однако Высший спецсуд отказался даже передать соответствующее заявление в ВСУ. Отпал вариант помилования. Отказались от декриминализации статьи, по которой сидит Тимошенко. Осталось только лечить.

Европейцы и сама заключенная уже согласны оставить судимость, и срок отбытого наказания, но настаивают, что на лечение Юлия Владимировна должна отправиться освободившимся человеком. Власть соглашается отправить оппонента в Германию лишь в наручниках, с условием, что, выздоровев, узница вернется доотбывать недосиженное.

-- Вариант оппозиции (законопроект Анжелики Лабунской №3461)

Действующая ст. 84 Уголовного кодекса предусматривает возможность освобождения от наказания по болезни. Если после приговора осужденный заболел тяжелой болезнью, он может быть освобожден от дальнейшего его отбывания. Принимая соответствующее решение, суд берет во внимание тяжесть преступления, характер заболевания, личность осужденного и другие обстоятельства дела. Учитывая перечисленные основания, суд и без того мог бы освободить Тимошенко от дальнейшего отбывания наказания уже сегодня, была бы политическая воля. Но ее нет.

В законопроекте предлагается дополнить и конкретизировать упомянутую статью следующими положениями. Если заключенный не может получить надлежащую помощь в колонии или больнице в Украине, он имеет право лечиться за границей. При этом суд обязан освободить такое лицо от наказания по болезни. Решение о лечении за рубежом суд может принять лишь, если заключенного на протяжении года не могли вылечить в колонии или больнице в Украине. Суду нужно предоставить справки учреждения, где лечился заключенный и письменное заявление клиники, госпиталя или др. иностранного государства о согласии принять такое лицо на лечение.

Этот вариант поддержали руководители миссии Европарламента Пэт Кокс и Александр Квасьневский, а также три оппозиционные фракции. На него согласилась и Юлия Тимошенко. Документ может быть взят за основу, хотя, нуждается в доработке. Но его не хотят в ПР. «Тот, кто украл мешок или два, будет сидеть в тюрьме, и лечить его будут наши медики, а тот, кто ворует вагонами, эшелонами, безусловно, будет иметь средства, чтобы уехать за границу, и под этой формулой, что у него есть проблемы со здоровьем, избежать отбывания наказания», - возмутился народный депутат Владимир Олийнык.

Стоит заметить, проблема, озвученная депутатом, скорее не в возможности/невозможности заключенных лечиться за границей, а в тотальной коррупции в стране. Ведь очевидно, что и без всяких изменений в законодательство сегодня кто-то сидит за мелкое воровство, болеет и его даже не лечат, а кто-то ворует эшелонами и живет за границей.

-- Вариант власти (законопроект Сергея Мищенко № 2453а)

Документом предусматривается внести изменения в Уголовный процессуальный (УПК) и Уголовно-исполнительный (УИК - регулирует вопросы отбывания наказания) кодексы. Так, ст. 536 УПК позволяет отсрочку исполнения наказания, в частности такого, как лишение свободы, в случае тяжелой болезни осужденного, до его выздоровления. В теории, норму можно было бы применить и к экс-премьеру, но это не решит вопрос ее выезда за границу. Новациями предлагается перечень оснований для приостановки отбывания наказания дополнить болезнью осужденного, которая требует выезда за рубеж. То есть, осужденный может уехать за медпомощью за границу, а, вылечившись, обязан вернуться и досидеть оставшееся. При этом период лечения не включается в срок отсидки.

Но получить такую отсрочку будет достаточно сложно. Вместе с ходатайством об отсрочке заключенный должен подать суду письменное соглашение страны, где он будет лечиться и медицинское заключение о необходимости такого лечения. В ходатайстве нужно обосновать необходимость лечения за рубежом, в том числе доказать, что в Украине нет специалистов необходимого уровня, специального медоборудования и т.д. Кроме того, больной должен обязаться не отлучатся из клиники без разрешения суда, и прибыть на родину для дальнейшего отбытия наказания после выздоровления. Также иностранное медучреждение должно обязаться обеспечить больному осужденному определенные условия, которые будет периодически проверять наша пенитенциарная служба, и гарантировать его возвращение в Украину после поправки. Если больной уклоняется от лечения или нарушает режим, его вернут снова за решетку.

«Закон Сергея Мищенко на самом деле является законом о том, как не подписать Соглашение об ассоциации Украины и ЕС, и не является законом о лечении заключенных за границей, и не является законом об освобождении Тимошенко», - охарактеризовал документ защитник Юлии Тимошенко Сергей Власенко. В частности он аргументировал свою позицию нормами, касаемо обязанностей страны, принимающей больного. «Такая страна обязана создать в клинике филиал Качановской колонии», - сказал защитник. Впрочем, даже если какое-то государство и согласится на подобные условия, шансов у простого заключенного доказать необходимость лечения за границей практически нет.

-- Вариант для отвода глаз (законопроект Владимира Купчака №3526)

Созвучен с законопроектом Мищенко. В частности, предлагается после ст. 116 УИК «Медико-санитарное обеспечение осужденных к лишению свободы» ввести ст. 116-1 «Лечение осужденных к лишению свободы за пределами учреждений исполнения наказаний». Согласно изменениям, осужденные имеют право на лечение в заграничных больницах за свой счет. При этом такое лечение проводится с соблюдением режима содержания заключенных, предусмотренного на территории Украины, что подтверждается гарантийным письменным обязательством правительства иностранного государства.

«Качановская колония» в принимающей стране обеспечивается силами этого иностранного государства по его согласию или соответствующими компетентными органами Украины. Этапирование за рубеж проводится на протяжении месяца с момента, когда будут оформлены все документы.

Владимир Олийнык проголосовал бы за этот законопроект «от запятой, до точки», и обещал убедить проголосовать за него фракцию ПР. Однако, судя по качеству документа, он зарегистрирован, скорее, для отвода глаз. К примеру, законопроект не содержит оснований и порядка лечения осужденных за границей. «Из буквального содержания проекта на это могут претендовать любые осужденные независимо от состояния из здоровья», - говориться в выводах Главного научно-экспертного управления ВР. Кроме того, в законопроекте отсутствуют изменения в УПК относительно порядка рассмотрения судом соответствующего ходатайства заключенного, не урегулирован вопрос включения/не включения лечения за границей в срок отбывания наказания, не определено, что делать после того, как осужденный вылечился и пр. Это говорит о том, что в случае принятия такой закон на практике просто невозможно будет применять.

-- Вариант амнистии (законопроект №3479 Яценюка, Кличко и Тягнибока)

Лидеры оппозиционных фракций предложили принять отдельный закон «О запрете выборочного правосудия и снятия преград к подписанию Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС». В проекте документа говориться, что лица, относительно которых есть решение Евросуда об избирательном правосудии, подлежат помилованию или к ним применяется амнистия. Также предлагаются изменения в закон об амнистии. В частности, предусмотрено, что ВР может принять закон об амнистии не только относительно определенной категории лиц, но и относительно конкретного лица (индивидуальная амнистия). В отличие от общей, в индивидуальной амнистии можно заменять одно наказание другим, ее можно применять к лицам, относительно которых ведется досудебное или судебное следствие, которые имеют две и более судимости, не возместили ущерб и др.

В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что его принятие направлено на устранение препятствий для подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС, а также законопроект позволит в дальнейшем не допускать случаев выборочного правосудия к гражданам Украины. Логика оппозиционеров понятна: раз президент не хочет помиловать Тимошенко и кивает на парламент, пусть тогда последний ее амнистирует. В Главном научно-экспертном управлении ВР документ раскритиковали. Хотя подобная критика никогда не мешала принимать, мягко говоря, странные законы.