Крымский спутник без погрома
Крым остается той Россией, которой сама Россия перестает быть.
Крым остается той Россией, которой сама Россия перестает быть. Он продолжает наивно ждать империю, не замечая, что метрополия сваливается в национализм. Полуостров ждет судьба Бизерты – нового заповедника умирающей империи.
Говорят, что большое видится на расстоянии. Всякий раз, когда шасси самолета касаются ВПП симферопольского аэродрома, мне приходит в голову эта фраза. Долгая рулежка «Боинга» по аэродрому, создававшемуся под «Бураны» — прекрасный способ привыкнуть к мысли о том, что ты прилетел из одной России в другую. Между которыми с каждым годом все меньше общего.
Крым — легион, затерянный на перифериях бывшей империи, забытый и ненужный, как бабушкина закатка. Всполох ночного сна, который прорывается во время обеда. Наверное, так могла выглядеть Русская Эскадра в Бизерте году эдак в 1930. Уже прошло шесть лет с признания Советского правительства, но еще не наступил 1936-й, когда пустят на металлолом последний корабль – линкор «Генерал Алексеев». Военная выправка еще выдает швейцаров в гостиницах, но таперы со сложными славянскими именами уже учат новые песни.
Современный Крым повторяет эту судьбу. Бизерта стала домом для осколков русской империи – с каждым годом у них оставалось все меньше общего с Советской Россией. А Крым превратился в последний советский бастион, который понемногу теряет нить родства с современной Российской Федерацией.
И дело не в экономическом строе – он одинаков по обе стороны Керченского пролива. Не в языке, вере или отношении к истории – все эти маркеры остались нетронутыми. Полуостров отличается именно потому, что здесь остались жить советские по своей ментальности русские. Мечтающие о той России, которой уже нет. Хотя им кажется, что она есть.
Любая общность строится на нескольких китах. Помимо языковой и культурной она отстраивает саму себя по линии пролегания разлома свой-чужой. В Советском Союзе эта грань имела два измерения – внутреннее и внешнее. С внешним все более-менее было понятно – существовал четко артикулированный враг, который начинался к западу от ГДР. Внутренний враг был тоже понятен – все те, кто подвергали сомнению советский коллективный миф и покушались на советскую версию истории.
После союзного кораблекрушения оба этих маркера остались для русских крымчан единственными досками, из которых можно было сколотить лодку. Впрочем, на таких же шатких плотах болтались в море идентичности растерянные русские по все стороны границы. А потом ситуация начала меняться.
Союзный распад породил волны миграции. Жителям бывшего СССР некуда было ехать, кроме больших городов России. Они и поехали. Появлялись национальные диаспоры. Прибой раз за разом выкидывал на российский берег волны мигрантов. Чечня привыкала к статусу привилегированного бюджетника, на которого с недоумением и раздражением смотрели регионы-»золушки» из средней полосы. С каждым годом недоумения становилось все меньше, раздражения – все больше. Это был созидательный процесс. В те годы Россия возводила фундамент под Бирюлево.
А Крым все это время жил совершенно в иной реальности. Советские ответы на вопросы о том, что такое хорошо и что такое плохо, здесь оставались в своей девственной чистоте. Даже вернувшихся из депортации крымских татар очень быстро перестали воспринимать как конкурентов за бюджетный ресурс. Отношение к ним строилось через призму восприятия
Великой Отечественной. Прямо по Гоголю: «В 9 мая веруешь? А в Покрышкина с Кожедубом? Ну, раз веруешь, то ступай в сам знаешь какой курень». Отторгались только носители антисоветского мифа, те, кто подвергал сомнению саму концепцию героического подвига народа.
Но Киев был далеко, западная Украина тоже, а сами крымские татары советский военный миф сомнениям не подвергали. В их собственном пантеоне героев было место и для Амет-Хана Султана, и Абдуль Тейфука (оба — Герои Советского Союза). Депортация не стала поводом для десакрализации войны, – напротив, высылка народа подавалась как акт несправедливости к тем, кто ковал общую победу.
Все послесоветские годы Крым воевал – да и то больше на словах – с официальным украинским нациостроительством. Которое шло далеко, где-то за Перекопом и доносилось на полуостров нечастыми дуновениями госполитики. Политических украинцев в Крыму до сих пор можно пересчитать по пальцам, к ним относятся со странным чувством неловкой осторожности. Как к чему-то противному и чужому, но занесенному при этом в Красную книгу.
Пока в России футбольные фанаты дрейфовали в шовинизм, Крым выводил пикеты против учений НАТО. Пока в Москве обсуждали меры по ограничению миграции, полуостров разоблачал «план Даллеса». Пока в России росла популярность националистов, в Крыму так и не появилось ни одной национальной русской партии. И в этом нет ничего удивительного.
Потому что Крым остался советским. Здесь не читают «Спутник и Погром». Недоумевающе смотрят на «Русский марш» в Москве. По инерции верят в интернационализм и советский народ. Тут так и не появилось «бритологовых» русских, здесь до сих пор могут набить морду за кинутую «зигу». И именно это заставляет меня смотреть на полуостров с гордостью и жалостью.
С гордостью, потому что лучше быть старомодным, чем инфантильным. Лучше верить в то, что прошлое обратимо, чем мечтать о победе Тесака. Потому что между социалистами и национал-социалистами разница чуть больше, чем просто восемь букв и дефис. Потому что лучше быть тапером в Бизерте, чем следить за соседом по коммуналке.
И, одновременно, с жалостью. Потому что Россия в любом случае обречена на национализм. В лучшем случае это будет цивилизованный проект, дающий своему носителю дополнительные права и обязанности. В худшем – это выродится в показушный фашизм рабов, заставляющий бить свастику и восточные скулы. В первом случае в стране может появиться политическая нация. Во втором – зигующее рабство. Но кто бы ни победил – русские крымчане обречены.
Потому что их этническая русскость до сих пор лежит под слоем другой — потускневшей, но не исчезнувшей – идентичности. Они по инерции продолжают искать в России империю. Кто-то – царскую, кто-то – советскую, но империю. Они не ищут и не ждут от России национального проекта.
И когда он, наконец, появится, россияне будут смотреться в Крым как в забытый фотоальбом со старыми фотографиями.