Янукович и Европа. Настал момент истины
Процесс нашей многострадальной евроинтеграции приостановлен. Что дальше?
Украинская власть сегодня повела себя непривычно – она решила не морочить голову ни себе, ни людям до самого Вильнюсского саммита, а четко дала понять, что процесс нашей многострадальной евроинтеграции приостановлен.
Первые звоночки прозвучали еще с утра, когда Рада провалила все шесть законопроектов о решении вопроса Тимошенко, но снова завела волынку о рабочей группе, которая что-то должна дорабатывать до завтра. Однако практически одновременно с началом работы этой группы и приземлении Виктора Януковича в Вене, где он продолжил вещать о европейском курсе Украины, на сайте Кабмина появилось вот это историческое распоряжение, согласно которому процесс подготовки к заключению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС приостановлен. Мотивация – «с целью более детального изучения и прорабатывания комплекса мероприятий, которые Украина должна выполнить для воссоздания потерянных объемов производства и направлений торгово-экономических отношений с Российской Федерацией и другими государствами-членами СНГ, формирования надлежащего уровня внутреннего рынка, который обеспечивал бы паритетные отношения между Украиной и странами-членами ЕС».
Также Кабмин предложил создать трехстороннюю комиссию между Украиной, Россией и Евросоюзом для «прорабатывания комплекса вопросов». Показательно, что сегодня же, только чуть раньше, о таком трехстороннем формате проговорился Владимир Путин – это дало повод предполагать, что о таких шагах Киева Москва была проинформирована заранее. Не зря же все-таки Виктор Янукович таинственно летал в гости к Путину и о чем-то с ним часами гонял чаи.
Конечно, можно допустить, что это распоряжение Кабмина – лишь еще один рычажок, чтобы сделать Брюссель более сговорчивым в предоставлении Киеву материальных гарантий, на которых сейчас зациклилась украинская верхушка. Тем более что в Австрии проевропейская риторика Януковича ни капли не поменялась. Но словам веры куда меньше, чем реальным действиям, особенно когда речь идет о властителях Печерских холмов. Тем более что в Европарламенте уже оценили такой резкий разворот Украины как следствие давления или обещаний Москвы, миссия Кокса – Квасневского заявила о прекращении своей работы и поставила крест на подписании соглашения в Вильнюсе, а Штефан Фюле отменил запланированный визит в Украину. В то же время провластные политологи, эксперты, депутаты, советники и прочие близкие к Банковой товарищи вовсю оправдывают такой «мудрый стратегический ход». А вице-премьер Юрий Бойко прямо объяснил срыв ассоциации с тем, что Европа не смогла обеспечить Украине надлежащих финансовых компенсаторов, и к вопросу евроинтеграции можно будет вернуться, когда экономическая ситуация в Украине наладится. Торги за «главный геополитический приз», как уже успели назвать Украину, окончены или все же еще продолжаются?
-- Это еще и сигнал, чтобы Евросоюз подсуетился
{1-}
Вадим Карасев
директор Института глобальных стратегий:
С одной стороны, это можно рассматривать, как неготовность подписывать соглашение о ЗСТ по экономическим причинам, поскольку никто не ожидал такого давления России. А с другой стороны, это еще и сигнал, чтобы Европейский союз подсуетился.
Наши чиновники ведь неоднократно говорили, что нужно создать трехсторонние комиссии и определить наиболее оптимальные формы адаптации к ЗСТ с ЕС. Ведь оказалось, что в связи с тем, что Украина очень плотно интегрирована в бывший советский хозяйственный комплекс и до сих пор ориентация на российские рынки есть продолжением этого советского экономического хозяйства, переориентировать экономику на Европу очень трудно. Поэтому сегодня и стоит вопрос о финансовых компенсациях от Европы и подключением сюда каким-то образом России.
И, может быть, все-таки будут найдены весомые финансовые аргументы, чтобы Вильнюс состоялся. Либо чтобы соглашение было подписано не в Вильнюсе, а после.
-- Россия не будет покупать у Украины срыв договора об ассоциации с ЕС
{2-}
Сергей Марков
экс-депутат Госдумы РФ, директор Института политических исследований:
Это ожидалось. Сначала друзья-олигархи уговорили Януковича заключить договор с Евросоюзом, рассчитывая, что через украинскую территорию евросоюзовские товары будут потоком идти в Россию. Но потом им объяснили, что никакой прибыли от такой роли формального транзитера извлечь не удастся. Россия же в Европу через Украину поставлять нечего – у нас сейчас нет ничего, способного завоевать конкурентные рынки в Евросоюзе. Турции, например, такой договор с ЕС очень выгоден, а Украине и России – нет.
Россия не хочет ссориться с Евросоюзом, поскольку тот не является нашим врагом. Но нам не нравятся полуколониальные договоры с Украиной и другими соседями, которые лишают их возможности вступать в союз с Россией. Пожалуйста – подписывайте Договор об ассоциации и так далее, но сделайте так, чтобы суверенное право Украины вступать в Таможенный союз с Россией не ликвидировалось. Это и будет главный предмет переговоров – если нам удастся через них создать выгодную российской экономике зону свободной торговли с ЕС, мы будем очень рады.
Но доброй воли Евросоюза, на мой взгляд, сейчас нет. Они демонизировали Путина, запугали себя страшилками и по-прежнему считают, что Европа – это только они. Но такого рода кризисы подталкивают их к восприятию нас, как равных партнеров. Сейчас, может, этого не получится, но мы будем твердо идти к этому. И для этого нам не нужен мост в виде Украины, мы с ЕС можем напрямую договариваться без всяких посредников. ЕС нам – не враг, а просто заблудшая овца, которую надо мягкими, но настойчивыми советами помочь вернуться на правильный путь союза с Россией.
Янукович опасается, что его все могут обмануть – и Европа, и Россия. Политика – вещь жесткая, поэтому он имеет полное право на такие тактические маневры. Но хочу, чтобы вы понимали – Россия не будет покупать у Украины срыв договора об ассоциации с ЕС. Не должно быть ни у кого таких иллюзий. Но если Украина вступит в Таможенный союз, то получит очень много плюсов. Кроме того, мы понимаем, что в случае отказа от договора с Евросоюзом на Януковича будет бешеная атака и в связи с президентскими выборами ему понадобится помощь. Думаю, он может рассчитывать на нее с нашей стороны.
-- Конечно, это победа России, тут сомнений нет
{3-}
Михаил Погребинский
директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:
Я каждый день ждал этого. Украине можно было ожидать ответа Европы и рисковать оказаться потом в позиции «я хотел, а меня послали», а можно было заявить, что мы оказались не готовы. Оппозиция же со своей еврориторикой ни за что не отвечает – ну, закрыли десяток заводов, а через неделю закроют сто… Им как раз выгодно будет, что люди недовольны. А для власти сейчас момент истины – она либо идет на сумасшедший риск, либо пытается понять, что поправить, чтобы не углублять яму, в которую мы падаем. Так что – трагедия произошла? Это трагедия для «любителей России» в Польше и Литве, а для Берлина, Парижа да и Киева – никакая не трагедия. Это даже выгодно в конечном счете нашей оппозиции, поскольку она возвращает себе «фишку». Любая ответственная власть должна была бы сделать паузу, чтобы разобраться в компенсаторах, а лучше сесть всем втроем и договориться, чтобы большие и сильные Россия и Евросоюз нас не убивали. Причем мы же от Европы ничего конкретного, кроме деклараций «заходите – мы поможем», не слышали. Сегодня, например, появилась информация от МВФ, что он не собирается менять позицию насчет кредита, независимо от подписания Украиной соглашения с ЕС. Мне кажется, так американцы показали, что совершенно спокойно отнесутся к отсутствию подписания. Конечно, это победа России, тут сомнений нет, но нам-то какая разница? Но еще не все кончено – может, правительство всего на пару дней приостановило евроинтеграцию, хотя это маловероятно.
-- Мы останемся один на один с разгневанной Россией
{4-}
Сергей Солодкий
заместитель директора Института мировой политики:
Украина начала игру, в которой она, скорее всего, проиграет. Она уже сильно разочаровала европейскую сторону, которая будет долго отходить, если мы действительно их «кинули». Доверие утрачено на продолжительное время. Поэтому про трехсторонний формат решения украинского вопроса я бы не говорил. Евросоюз уже выделил Украине около шести лет и надеяться, что он и дальше будет нянчиться, я бы не стал. Украина может проиграть потому, что будет не трехсторонний формат, а двусторонний – будут говорить Москва и Брюссель. Если Украина сейчас подвяжется на Таможенный союз, пойдет на интеграцию с тамошними органами и, не дай Бог, присоединится к наднациональным органам, тогда Евросоюзу просто нет смысла говорить с Киевом, поскольку все вопросы будут решаться Москвой.
На этот раз Россию будет устраивать только один формат – полное членство в Таможенном союзе. Сейчас она может замыливать Януковичу глаза, чтобы он соскочил с евроассоциации, а далее давление будет настолько огромным, что альтернативы для него просто не останется. Он уже почувствовал давление, когда Украина имела диалог с Евросоюзом и еще могла надеяться на какую-то защиту со стороны США и ЕС. А после Вильнюса, на котором мы «кинем» своих партнеров, рассчитывать на защиту уже не приходится. Мы останемся один на один с разгневанной Российской Федерацией, которая была немного напугана движением Украины в Европу. Янукович проигрывает самим решением идти в сторону от Евросоюза.