Майдан зовет на помощь
Посредником между громким Майданом и «глухим» Януковичем может стать Европа
Из политического клинча, в который скатилась Украина, пока не видно выхода. Майдан продолжает шуметь, власть пугает ответственностью за захват админзданий, и при этом явно не намерена идти на компромиссы. Президент укатил в Китай, где рассматривает фигурки в музеях, демонстративно показывая, что все протесты ему до лампочки, а у оппозиции пока нет плана, что делать дальше. Клинч – элемент бокса, которым в совершенстве владеет один из оппозиционных лидеров, при котором оба боксера находятся в пассивном состоянии и практически не наносят друг другу вреда. Но бесконечно клинчевать нельзя и каждый день стороны ждут друг от друга силовых действий. Грозная риторика Николая Азарова и Виктора Пшонки, пугалки «регионалов» о подброшенных на Майдан трупах только подогревают такие ожидания.
Поэтому свежее предложение Юрия Луценко о необходимости привлечь к решению украинского вопроса миссию иностранных посредников выглядит вариантом, при котором и власть, и оппозиция сделают попытку сохранить лицо и продемонстрируют готовность к диалогу. Правда, от миролюбивости заявления Луценко далеки – он призвал Европейский союз буквально принудить к диалогу режим Януковича, ударив по его «болевым точкам» – недвижимости и счетам за границей.
«Надо действовать немедленно, буквально, в считанные часы. В Киеве должна появиться авторитетная миссия, которая начнет разговор с властью», – считает Луценко.
В общем-то, однажды международная миссия уже становилась посредником между властью и оппозицией. Правда, воспоминания о тех временах у Януковича не самые приятные. Александр Квасьневский и Хавьер Солана в 2004-м участвовали в переговорах с Кучмой, Ющенко и Януковичем, результатом которых стала капитуляция нынешнего украинского президента. Сейчас, правда, ситуация иная – Янукович является легитимно избранным президентом, добровольно покидать пост не собирается и неясно, что именно должно стать предметом переговоров. Луценко, например, устроит, чтобы власть убрала с улиц «титушек» и «Беркут», отправила в отставку правительство и отпустила незаконно задержанных в последние дни.
В Партии регионов к привлечению внешних посредников пока относятся скептически. «Нужно сначала разобраться самим у себя, кто чего хочет, – говорит «регионал» Владимир Вечерко. – Давайте искать какое-то компромиссное решение – в чем проблема? Мы же за европейскую интеграцию! Я с 2006-го года – участник саммитов Украина – ЕС, был председателем комитета по европейской интеграции, прошел все этапы. И я за студентов, потому что считаю, что это наше будущее. Но пока есть только эмоции и ни одного конкретного предложения».
Оппозиция же обвиняет в неготовности к диалогу и отсутствии внятной позиции как раз власть. «Конечно, для привлечения посредников есть и основания, и возможности, – считает Сергей Соболев из «Батькивщины». – Другой вопрос – чего хотят наши оппоненты? Пока мы этого от них не услышим, нет предмета для разговора. Как только мы услышим их план, поймем, готовы ли к предметному разговору или нет. Если же они не хотят разговора, то за них выбор сделает улица. Это может плохо кончиться, если они этого не понимают».
«Революционеры» уже практически признали, что попытка напугать Януковича многотысячными митингами ничем не закончилась, а никаких законных и – главное – бескровных способов лишить его власти раньше 2015-го года нет.
«В 2004-м, когда также были привлечены международные посредники, принималось решение, кто будет президентом, – говорит соратник Луценко по «Третьей республике» экс-депутат Виктор Матчук. – Сейчас же мы не ставим под сомнение, что Янукович является президентом и снимаем с повестки дня его отставку, потому что если настаивать на ней, возможны самые нехорошие варианты. Наши требования – забрать с улиц «титушек» и «Беркут», освободить тех, кто был задержан, прекратить репрессии против студентов и служащих, которые вышли на Майдан. В ответ на это можно ставить вопрос о том, что митингующие покидают государственные органы и возвращаются в границы Майдана, продолжая свое давление».
Необходимость привлечения к диалогу третьей стороны Матчук объясняет тем, что противостоящие стороны зашли в тупик и нужен кто-то, кто сформирует компромиссную повестку дня: «Для тех, кто стоит на Майдане, Янукович уже обладает лишь формальной легитимностью. Он же считает, что это все инспирировано и проплачено кем-то, а на Майдане – небольшая кучка людей, которая не отражает настроений большинства. В такой ситуации нужна третья сторона, которая гарантировала бы, что диалог состоится и будет направлен на поиск мирного решения ситуации. Власти могут мягко намекнуть о том, что может начаться расследование о происхождении средств на их счетах, легальности их бизнеса в европейских странах».
Одним из таких потенциальных переговорщиков, уже изъявивших желание вмешаться в украинский конфликт, по нашей информации, является президент Литвы Даля Грибаускайте, уже собаку съевшая на разговорах с Януковичем. Неподписание Украиной Ассоциации с ЕС стало для нее личным поражением и в рамках этой посреднической миссии она готова донести до украинской власти новые предложения ЕС. В частности, предоставление компенсационного пакета, который устроил бы Киев, в обмен на определение конкретных сроков повторной попытки подписания Ассоциации.
«Сейчас привлечение международных посредников – единственный нормальный способ разрешения кризиса, – уверен политолог Владимир Фесенко. – Видно, что революционного штурма не получилось, и теперь единственное, чего может достичь Майдан – путем давления на власть вынудить ее к переговорам. Но учитывая нынешнее взаимное недоверие и противоположные политические интересы, без международных посредников переговоры вряд ли будут возможны. Может, нашим друзьям из-за границы надо взять инициативу на себя и провести консультации с лидерами оппозиции и властью, чтобы те выделили переговорщиков. На начальном этапе нужно хотя бы сформировать повестку, о чем договариваться. В первую очередь решить вопрос об ответственности тех, кто отдавал приказы на разгон Евромайдана. А потом договариваться о выходе из кризиса и возможных перевыборах».
Считает, что нужны широкие переговоры, причем не только с участием политиков, и один из авторов украинской Конституции Виктор Мусияка: «Гражданское общество сейчас стает субъектом политического процесса, а оппозиция то ли не до конца понимает, что случилось, то ли использует ситуацию в своих целях. И нужно идти к тому, чтобы в этот переговорный процесс включился Майдан, представители общественных организаций. Тогда нужно готовить группу переговорщиков, которые воспринимались бы и властью, и Майданом, которые могли бы сформировать повестку дня этого переговорного процесса. Это была бы форма контроля гражданского общества над властью. Считаю, для начала нужны иностранные посредники, потому что власть себя очень вальяжно ведет и делает вид, что ничего не происходит. А к переговорному процессу ее могут побудить Евросоюз, европейские структуры и те же Соединенные Штаты».
Пока Януковича нет в стране, главного миротворца из себя строит председатель Верховной Рады Владимир Рыбак. Он уже допускает возможность проведения встречи Президента и представителей оппозиционных партий и не исключает подключения к переговорам международных специалистов. Высказались и Азаров с Арбузовым. Премьер готов сесть за стол переговоров с митингующими, если они разблокируют административные здания, а первый вице-премьер готов обговаривать даже возможность досрочных парламентских и президентских выборов. Другое дело, что решение будут принимать отнюдь не эти персонажи. Но будем надеяться, что в окружении Януковича найдутся люди, которые заставят его услышать вышедших на улицы людей. Будут это иностранцы или свои – не так уж важно.