Евромайдан. Что дальше?
Эксперты отмечают снижение политической активности на Евромайдане
Уходящий 2013 год, был «годом испытаний» и одним из самых сложных за всю историю независимой Украины. Однако официальная власть настроена и дальше проводить «общенациональный диалог», чтобы «не допускать потрясений» в обществе.
Об этом 26 декабря в Киеве во время заседания Совета регионов сказал президент Украины Виктор Янукович.
«Наша главная задача, я имею в виду задачу власти, – не допустить потрясений. Общенациональный диалог должен идти, и это принесет только пользу, а потрясения – они отразятся, прежде всего, на наиболее уязвимых слоях населения. …> Желание ускорить изменения, переломить ситуацию – будет объединять. Эта энергия изменений, по большому счету, – это энергия дальнейших реформ, дальнейшей модернизации страны», – отметил Янукович.
По словам Виктора Януковича, одной из ключевых проблем в стране является нарушение прав и свобод граждан, а также коррупция. По сообщению пресс-службы украинского президента, Виктор Янукович сказал, что «2013 год был одним из самых сложных за годы независимости, “годом испытаний”».
«Не могу согласиться с теми оппозиционными политическими силами, которые пытаются использовать эту ситуацию для передела власти в собственных интересах. Отдельные политические лидеры откровенно спекулируют настроениями, желаниями наших сограждан, пытаясь направлять эту энергию на радикальные действия. Это недопустимо. Мы этого не допустим. Будем жить по Конституции и по законам Украины», – отметил Виктор Янукович.
По мнению директора Центра общественных исследований «Украинский меридиан» Дмитрия Левуся, накануне Нового года можно наблюдать спад активности протестующих против политики президента Виктора Януковича на киевской площади Независимости.
Однако эксперт объясняет это не только предпраздничным настроением жителей Евромайдна, но и просчетами лидеров оппозиции в борьбе с властью.
«Мы видим, что спустя месяц, не получается достичь результатов, даже притом, что не оппозиция вывела народ на площадь в конце ноября. Ей просто представилась возможность “оседлать” народный протест. На время праздников активность Евромайдана снижена – это нормально, в массах накопилась усталость, но уже сейчас можно сказать со значительной долей вероятности, что смещение президента, оказалось непосильной задачей для оппозиции», – отметил Дмитрий Левусь Русской службе «Голоса Америки».
-- Жизнь после Евромайдана
Между тем эксперт считает, что протестные настроения, которые проявились в обществе на волне недовольства антиевроинтеграционной политикой команды Виктора Януковича, не исчезнут, даже если Евромайдан прекратит свое существование.
«В минувшее воскресенье лидеры оппозиции попытались юридически оформить феномен Евромайдана, создав народное объединение “Майдан”. Однако, тот Евромайдан, который начинался с избиения студентов и журналистов, и этот, возглавленный оппозиционными лидерами, – разные вещи», – считает Левусь.
Он утверждает, что нынешние действия оппозиционеров объясняются пониманием снижения протестных настроений в центре Киева и желанием контролировать протестный электорат к началу президентской кампании 2015 года.
«Поэтому вполне понятно решение, так сказать, руководителей Евромайдана, “заморозить” его как перспективный мобилизационный ресурс, который можно будет развернуть по всей Украине», – подчеркивает Дмитрий Левусь.
Он утверждает, что видимая поддержка сторонников оппозиции на площади Независимости со стороны официальных Вашингтона и Брюсселя была не больше, чем «репрезентативным знаком внимания»: «Украинцы на Евромайдане ожидали чего-то большего от Соединенных Штатов и Европейского Союза».
-- Категорическая оценка
Политический аналитик Владимир Калуга более категоричен в своих оценках Евромайдана.
По словам Владимира Калуги, уличные протесты такого масштаба – всего лишь верхушка айсберга в политической борьбе между финансово-экономическими кланами, разделившими Украину.
«Нужно признать, что “семья”, представленная родственниками Виктора Януковича, стабилизировала ситуацию в Украине, хотя бы тем, что не допустила невыгодного для своего бизнеса финансового коллапса и дефолта Украины. Сейчас, думаю, идет процесс поиска компромисса между властью и той частью власти, которую мы называем оппозицией, которая представлена людьми на Евромайдане», – говорит Владимир Калуга Русской службе «Голоса Америки».
Владимир Калуга отмечает, что большинство СМИ украинских и мировых тиражируют «романтический образ Евромайдана». Хотя на самом деле, Евромайдан – это прагматическая форма управления протестными настроениями простых украинцев, считает Владимир Калуга: «Я не думаю, что украинец готов мыслить и жить по европейским правилам. Даже в той части Украины, где категорически против интеграции с Таможенным союзом. Сегодня нельзя провести грань, где в Украине больше коррупции на западе или на востоке страны».
-- Волонтеры стоят до конца
Вместе с тем, волонтеры, которые все еще остаются на Евромайдане, говорят, что их протест будет продолжаться до тех пор, пока в стране не поменяется власть.
«У нас нет другого пути и возможности начать реформы в Украине. Мы больше двадцати лет топчемся на месте. Сегодняшний разворот официального Киева в сторону Кремля как будто бы говорит нам, что украинцы зря боролись за независимость»,– говорит Русской службе «Голоса Америки» волонтер Николай, который разливает чай всем желающим.
Он работает в сбитом наспех деревянном ларьке недалеко от выхода из подземного перехода к станции метро «площадь Независимости», в ста метрах напротив подмостков, на которых выступают лидеры оппозиции – Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок.
Николай говорит, что он, как и многие другие, устал стоять на Евромайдане, но домой на Новый год в родную Львовскую область не поедет. «Думаю, что власть ждет удобного момента, чтобы разогнать Евромайдан. Но мы не сдаемся!» – восклицает парень.
В момент интервью к нему то и дело подходят украинцы, и просят к чаю дать еще и бутербродов. Николай лишь разводит руками. По его словам в последние дни питание «евромайдановцев» несколько ухудшилось, горожане стали меньше приносить на Евромайдан еды.
Действительно, на палатках Евромайдана, и на ларьке, в котором работает Николай, в последнее время стали появляться плакаты, которые призывают украинцев приносить кофе, сыр, колбасу, хлеб. Одно из украинских изданий сообщает о том, что несколько дней назад медики-волонтеры приняли решение прекратить свою работу, а все собранные медикаменты передать Красному кресту. Причин принятия этого решения они не назвали.