Евросоюз против газпромовского «Южного потока»
Газпромовский проект газопровода «Южный поток» сталкивается с серьёзными проблемами юридического характера: согласно Еврокомиссии (ЕК)
Газпромовский проект газопровода «Южный поток» сталкивается с серьёзными проблемами юридического характера: согласно Еврокомиссии (ЕК), все договора, подписанные со странами Евросоюза, по территории которых пройдёт трубопровод, противоречат Третьему энергетическому пакету ЕС, запрещающему одной и той же компании быть поставщиком газа и владельцем-оператором газопроводной системы.
«Могу сказать открыто и откровенно, что "Южный поток" не будет действовать на территории Европейского союза, если не будет соответствовать законам ЕС», - заявил директор энергетического департамента Еврокомиссии Клаус-Дитер Борхардт. Хотя законодательство ЕС не запрещает «Газпрому» строить «Южный поток», двусторонние соглашения, которые Россия подписала с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией, Хорватией и Австрией, противоречат ему и должны быть пересмотрены, а в случае невозможности их пересмотра – расторгнуты. По словам господина Борхардта, вышеупомянутые страны обязаны исправить все недочёты, а если они не захотят это сделать, у Еврокомиссии достаточно инструментов для того, чтобы заставить их соблюдать правовые акты Европейского Союза.
При этом «Reuters» цитирует комиссара ЕС по вопросам конкуренции Х. Альмунию, который утверждает, что ЕК подозревает «Газпром» в злоупотреблении доминирующим положением в Центральной и Восточной Европе, поэтому концерн будет вынужден пойти на уступки, чтобы избежать официальных обвинений.
В свою очередь министр экономического развития РФ А. Улюкаев недавно заявил о том, что Россия готовит иск в ВТО к Евросоюзу в связи ограничениями, введёнными Третьим энергопакетом. Заместитель председателя «Газпрома» А. Медведев в ответ на заявление ЕК отметил, что компания уже нашла покупателей, которые готовы по газопроводу «Южный поток» получать 63 млрд. кубометров газа в год, поэтому строительство никто не остановит, на что К. Д. Борхардт отреагировал следующим образом: «Если вы проведёте к нам трубу, которая будет построена и лежать на земле, и затем подкинете её нам, словно ребенка, со словами: "Теперь, Еврокомиссия, разбирайся сама и сама ищи возможности управляться с нею", то мы вряд ли это примем».
Видимо, на ЕК никак не повлияет и позиция вице-министра энергетики РФ А. Янковского, заявившего о том, что «Россия не признает за ЕС права влиять на проекты вроде трубопроводов, которые прокладываются не только на его территории». По его словам, «межправительственные соглашения, заключенные Россией с другими странами, юридически имеют больше веса, чем остальные нормы».
Однако, к большому сожалению Москвы, глава словенского правительства А. Братушек после встречи со своим российским коллегой Д. Медведевым сказала так: «Для Словении проект "Южный поток" – это очень важный стратегический проект. И Словения как член Евросоюза должна соблюдать законодательство Евросоюза, что касается в принципе всех его членов».
В конечном итоге Россия направила Еврокомиссии свои предложения о том, как следует подкорректировать Третий энергопакет, чтобы правовые барьеры на пути строительства газопровода были устранены. Как 10 декабря прошлого года заявил Д. Медведев, любые документы как национального, так и европейского права «должны приносить пользу, а не проблемы». «К сожалению, с Третьим энергопакетом ситуация выглядит иначе: он был направлен на благие цели, но в результате создается напряжение и внутри Евросоюза, и между отдельными государствами этого союза, и, естественно, между Россией и государствами ЕС», - отметил российский премьер.
Какие именно предложения Москва направила в Брюссель, неизвестно, но в российской печати рассматриваются два варианта выхода из сложившейся ситуации. Первый – можно признать «Южный поток» частью международной энергетической инфраструктуры, коей уже является «Северный поток». Второй способ обойти требования Третьего энергетического пакета – создать связанную с «Газпромом» компанию, которой достанется функция оператора.
Как утверждает портал live-energo.ru, главная цель «Южного поток» - обойти Украину, как важного транзитёра российского газа в Европу. Некоторые эксперты даже в России считают этот газопровод политическим инструментом, так как, исходя из чисто экономической логики, «Газпрому» он не нужен. «Другое дело — интересы государства. Участники рынка добавляют, что после завершения проекта у России может появиться дополнительный рычаг давления на Украину», - заключает live-energo.ru.
В свою очередь итальянское издание «Limes» пишет о том, что после умерщвления проекта «Набукко», объём экспорта российского газа в Европу можно сократить за счёт строительства интерконнектора AGRI мощностью 7 млрд. кубометров газа в год (в перспективе – 20 млрд. куб. м.), который соединил бы наземный газопровод с газосжижающими заводами.
Согласно проекту, азербайджанский газ наземным путём должен будет поступать в грузинский черноморский порт Супса, где будет создана инфраструктура для его сжижения. Далее он будет перевозиться на судах-газовозах по Чёрному морю до румынского порта Констанца, где будут построены регазификаторы. Оттуда газ уже будет поступать в Венгрию и страны Юго-Восточной Европы по сети газопроводов.
В выигрыше в данном случае останутся все: европейцы получат газ, Азербайджан – новые рынки сбыта, что важно, поскольку, согласно прогнозам, к 2030 г. он сможет нарастить добычу и экспортировать до 40 млрд. кубометров в год. По мнению «Limes», этого достаточно для снабжения всего Южного газового коридора.
AGRI заинтересовал и Украину, так как эта идея вписывается в планы Киева по строительству СПГ терминала в Одессе. Однако участие в проекте не поможет Украине решить проблему энергетической зависимости от России: даже если в год она получит все 7 млрд. кубометров газа, это удовлетворит её потребности всего на 14%.
Кроме того, сам проект AGRI сталкивается с серьёзными трудностями. Во-первых, это дорого – только первый этап его реализации потребует 4,5 млрд. евро инвестиций. Во-вторых, западная часть газопровода должна пройти по территории Грузии, и есть опасения, что страна не cможет обеспечить его надлежащую безопасность. Наконец, следует учитывать фактор России, которая приложит все усилия для того, чтобы проект AGRI не был реализован, так как он наносит ущерб её геополитическим и экономическим интересам.