Судный день. Сможет ли парламент дать ответ на запрос улицы?

Сегодняшняя внеочередная сессия покажет, готова ли власть к мирному урегулированию конфликта

«Вторник – судный день». Это категорично заявил со сцены Майдана Арсений Яценюк в субботу, сразу после объявленного властью предложения сделать его премьером. Также власть пообещала амнистировать задержанных, вернуться к Конституции 2004-го года, переформатировать в преддверии президентских выборов ЦИК, внести изменения в скандальные «северокорейские» законы и т.д. Правда, то, как Банковая умеет «идти на компромиссы», создавая всевозможные рабочие группы, которые забалтывают любой вопрос, всем известно. Поэтому в искренность таких предложений, естественно, верилось с трудом.

Сегодняшняя внеочередная сессия Верховной Рады, инициированная Президентом, должна была стать либо переломным моментом, который способен прекратить противостояние, либо очередным «пшиком», который это противостояние только усугубит. С одной стороны, многие рассчитывают на разрешение конфликта в парламентском формате, с другой – лидеры оппозиционных фракций, как показала практика, не контролируют народные протесты, а жесткий разгон майданов в Днепропетровске и Запорожье показал реальную «готовность» власти договариваться.

Майдан часто принимает оппозиционную троицу свистом, то есть гарантировать уход протестующих с улиц, чего требует власть, они не могут. Более того, их заявления оставляют простор для толкований: если, скажем, Виталий Кличко скупо заявляет, что оппозиция не идет на предложения власти, то Арсений Яценюк открыто намекает, что готов идти в премьеры. Если, конечно, народ разрешит. Майдан уже не разрешал трем лидерам продолжать переговоры с властью, но, тем не менее, они нашли поводы их пролонгировать. И, наверное, правильно сделали, но опять же встает вопрос легитимности таких переговоров в глазах улицы. Гипотетически лидеры оппозиции могли бы отмежеваться от «провокаторов на Грушевского», к чему их, к слову, призывают и власть, европейские дипломаты, но не могут этого сделать, поскольку наличие силового крыла с «третьей баррикады» в принципе заставляет власть идти на переговоры, а Юлия Тимошенко прямо назвала «Правый сектор» героями. И это также заводит переговоры в тупик.

В таких условиях рассчитывать, что в парламенте сегодня можно быстро все решить, даже при полном консенсусе сторон, было бы наивно. Но какие-то решения, которые снизили бы накал, безусловно, принимать надо. Тем более что в самой фракции Партии регионов все чаще слышны голоса протеста – по словам «регионалов», на заседании фракции в субботу звучали настойчивые предложения об отставке правительства Азарова, на которое давно имеют большой зуб даже свои. Если Янукович так долго ждал момента, чтобы, наконец, «спалить» надоевшего всем премьера, сейчас он, мягко говоря, самый подходящий.

Фактически сегодня в Раде под давлением улицы может произойти переформатирование парламентского большинства – оппозиция делает ставку на работу с конкретными колеблющимися депутатами. Александр Турчинов прямо потребовал от депутатов, которые не входят в оппозицию, определиться, с кем они. И, похоже, действительно за радикальные варианты выступает меньшинство. Так Владимир Литвин категорически исключил наличие в парламенте 226 голосов для введения чрезвычайного положения – надо понимать, что такого развития событий не хотят как коммунисты, так и часть «регионалов». Часть внефракционных уже подписали заявление с фактической поддержкой отмены скандальных законов и возвращения к парламентско-президентской форме правления. Поддерживают такие требования и во фракции Партии регионов – например, «регионал» Владислав Атрошенко в интервью «Главкому» посчитал, что оппозиции для изменения Конституции не хватает 85 голосов, которые вполне реально «дособирать» среди членов фракции ПР и внефракционных. О «прозрении», которое нашло на многих «регионалов» на субботнем заседании фракции, мы уже упоминали, многое будет зависеть и от переговоров контролирующих депутатов олигархов, которые недавно якобы имели место быть.

Определенного бунта в провластной фракции ожидали еще после разгона Евромайдана (называлась цифра в два десятка перебежчиков), но тогда Януковичу удалось удержать ситуацию под контролем, ограничившись единичными потерями (но какими – Инна Богословская!). Сейчас ситуация кардинально иная – некоторые «регионалы» уже даже вывозят семьи из Киева. И все больше депутатов от ПР называют людей на Майдане не экстремистами, чем частенько грешит официальная пропаганда, а вышедшими отстаивать свои права из-за беззакония и тотальной коррупции в стране. Хотелось бы, чтобы эта риторика преобразовалась в конкретные действия, в том числе, и сегодня.

Конечно, обсуждаемый вариант с премьером Яценюком пока выглядит сложнореализуемым – как будет формироваться такое правительство, какой у него будет иммунитет от отставки, как оно будет взаимодействовать с действующим Президентом, изменится ли внешнеполитический курс, продолжит ли давать деньги такому правительству Россия?.. И главное – оно будет действовать до внеочередных или очередных президентских выборов? Интересно, что если Виталий Кличко заинтересован в досрочных президентских выборах, то Арсения Яценюка может привлекать второй вариант (если он действительно так хочет стать премьером при Януковиче).

В Верховной Раде на вчерашний вечер была зарегистрирована масса законопроектов – как таких, что отменяют скандальные законы от 16 января, так и таких, которые дополняют принятыми «драконовскими» мерами Кодекс про административные правонарушения. Есть проекты о запрете «Беркута», проведении внеочередных парламентских выборов и даже запрете голосования руками. Например, Юрий Луценко написал, что первоочередными решениями, которые стоит принять, должны быть амнистия участникам противостояния (с обеих сторон?), отставка правительства и создание нового переходного правительства, установление порядка возвращения к Конституции 2004-го года, отмена скандальных законов. Насчет даты президентских выборов Луценко предлагает либо досрочные сейчас, либо сосуществование Януковича с оппозицией в таком формате до 2015 года.

В общем, при желании с учетом ситуации можно принять какие угодно решения – о таких мелочах, как рассмотрение законопроектов профильным комитетом и выводы научно-экспертного управления, уже никто не вспоминает. Но даже достижение хоть какого-то компромисса в зале Верховной Рады, к сожалению, не гарантирует снижение градуса эскалации на улицах – и в этом главная заслуга тех, кто долгое время делал вид, будто ничего не происходит.

По состоянию на вчерашний вечер президент Янукович и лидеры оппозиция так и не смогли договориться о возвращении Конституции 2004 года. «Что касается возвращения конституционных норм 2004 года, стороны констатировали несовершенство норм Закона №2222 и констатировали отсутствие личных наработок текстов Конституции. Стороны обсудили вопросы совместного участия в конституционной реформе и обязательном сотрудничестве в этом вопросе с европейскими институтами. Также затронули вопрос референдумных процедур», - отметила в сообщении пресс-служба главы государства.