Шило на мыло. Премьериада от Януковича

Круг тех, кому Янукович может стопроцентно доверять, оказался крайне узок

Вчерашнему открытию очередной сессии парламента предшествовала волна слухов на тему того, что Янукович якобы готов уже представить нового премьера. «И это никто иной как недавно назначенный глава Администрации президента Андрей Клюев», - твердили одни.

Параллельно ходили разговоры и о том, что прямо с утра Янукович может внести в Раду кандидатуру другого своего «птенца» – Сергея Арбузова, который сейчас проводит заседания Кабмина с приставкой «и.о.».

В итоге, в парламент приехали и Клюев, и Арбузов, а вот с Президентом не задалось, хотя это было открытие сессии. От того, что Верховная Рада, наконец, заработала, пока мало толку – ни консенсуса по новой Конституции, ни кандидатуры нового премьера пока нет. А сам Президент проигнорировал открытие сессии, хотя бродили слухи, что он нахрапом в первый же день продавит в парламенте нужную кандидатуру. Разговоры о премьерском «блицкриге» оказались преждевременными, но это не сняло с повестки дальнейшую «премьериаду».

У Януковича нет возможности совсем уж долго затягивать этот вопрос, поскольку в зависимость от кандидатуры премьера поставлено внешнее финансирование чахлой украинской экономики. И наоборот. Анна Герман уже на голубом глазу заявила, что как поступать с украинской Конституцией и новым правительством, Виктор Федорович решит после встречи… с Владимиром Путиным в пятницу. У того как раз открытие Олимпиады.

Секрет беспрецедентного премьерского долгожительства Николая Азарова объяснялся просто – он был равноудален от всех групп влияния в разношерстном президентском окружении. Сейчас назначение нового премьера из стана «регионалов» может этот паритет сместить. Тем не менее, в списке тех, кто имеет реальные шансы стать победителем премьерского кастинга, лидирующие позиции занимают именно представители партии власти.

-- Андрей Клюев

49 лет, глава Администрации Президента

Кандидатура, мягко говоря, спорная, несмотря на давние закулисные связи Клюева с оппозицией. Замена «старичка» Азарова на человека с такой же кармой «старого донецкого», авторству которого приписывают разгон Евромайдана, вряд ли будет выглядеть компромиссом, которого так ждут оппозиция и Майдан. «Главком» уже расписывал историю взаимоотношений Клюева с Януковичем и вероятные версии его восхождения, когда его назначили главой Администрации Президента. Как бы не кичились говорящие головы «регионалов», рассказывая о «длинной скамейке запасных», круг тех, кому Янукович может стопроцентно доверять, крайне узок. Одно время Андрей Петрович попал в опалу у Виктора Федоровича, но вскоре Президент пришел к выводу, что этот старый кадр – тот, на которого можно рассчитывать.

Премьерский пост станет вершиной для «человека-функции» Клюева в его политической карьере – ранее карьерным максимумом для него была должность первого вице-премьера (секретарство в СНБО в расчет не берем). Но многие «регионалы» уверяют, что вопрос назначения Клюева не стоит – Президент оставит его возле себя в Администрации. Хотя фигура Клюева не является самым большим раздражителем для самих же «регионалов» и стоящими за ними олигархами в отличие от некоторых следующих претендентов.

Кандидатура Клюева может быть поддержана большинством, а оппозиция может считать этот вариант более-менее приемлемым, если в свою очередь получит пост спикера и сможет влиять на формирование правительства, в которое войдут если не откровенно оппозиционные, то хотя бы нейтральные фигуры.

-- Сергей Арбузов

37 лет, и.о. премьер-министра

Нынешний исполняющий обязанности премьера имеет одно неоспоримое преимущество перед «попередниками» – он мало говорит. Представитель команды «младореформаторов» был достаточно самостоятельным в правительстве Азарова и играл в свою игру. Все это время занимался выстраиванием собственного имиджа, с его именем связывают недавно появившийся медиа-холдинг и несколько «сливных» сайтов. Провластные политологи уже вовсю рассказывают, как Сергей Геннадьевич вырос за это время и особо отмечают его проевропейские взгляды. Действительно, после срыва подписания соглашения с ЕС именно Арбузов занимался поддержанием видимости активности в этом направлении, но всерьез говорить о том, что назначение Арбузова обрадует ЕС, а Клюева – Россию, не приходится. Оба эти варианта будут восприняты Майданом как смена шила на мыло, хотя многое, конечно, зависит от полного состава Кабмина и учета мнения оппозиции при его формировании.

Хватает у Арбузова и недоброжелателей в родной провластной фракции – уже давно многие «регионалы» жалуются на то, что первый вице-премьер, а теперь уже почти премьер, общается с ними снисходительно и игнорирует их просьбы (тот же Клюев куда гибче в этих вопросах). Нардепы допускают, что резко против кандидатуры Арбузова могут выступить группы Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа, но тут же отмечают, что у Сергея Геннадьевича есть достаточно способов ублажить недовольных. Контрольный прозвон депутатов идет полным ходом.

О перспективах избрания Арбузова можно сказать то же, что и в случае с Клюевым, с уточнением, что проталкивание его кандидатуры среди депутатов большинства может потребовать куда больших усилий.

-- «Технарь»

Вариант о котором много говорят в кулуарах парламента. Подразумевается, что правительство может возглавить некто из команды Партии регионов, кто не вызовет у оппозиции (и Майдана) откровенной «рвотной реакции». А-ля Макеенко в Киеве. Такими кандидатами могут стать условные Анатолий Кинах и Сергей Тигипко. Тигипко добавил себе «фрондерского» лоска в последнее время, выступая с заявлениями, которые частенько идут вразрез с официальной позицией фракции. К тому же, у экс-лидера сдувшегося проекта «Сильная Украина» вполне «европеизированный» имидж. Из минусов – собственные политические амбиции, которые он явно не усмирил в «региональной» мышеловке, и парламентская принадлежность к группе Фирташа – Левочкина.

Маловероятный вариант, но пока его не стоит сбрасывать со счетов.

-- Арсений Яценюк

39 лет, глава фракции ВО «Батькивщина»

Вечером того дня, когда Янукович предложил Арсению Яценюку пост премьера, Арсений Петрович со сцены Майдана в запале наговорил такого, что многие интерпретировали, как его согласие возглавить правительство. Поостыв и услышав «мнение народа», Яценюк сдал назад, рассказывая, что в премьеры имеет смысл идти, если ему дадут возможность полностью формировать Кабмин. Оппозиция действительно оказалась в положении «ножницы» – в Кабмин идти нельзя, потому что тогда берешь на себя ответственность за происходящее в стране, а отказаться – значит показать, что не хочешь брать ответственность и пытаться усмирить власть изнутри. Теперь главное условие оппозиции – возвращение к Конституции-2004, после чего можно говорить об участии во власти. Но даже если под это удастся сколотить большинство, то в хотя бы более-менее мирном сосуществовании оппозиционного Кабмина и нынешнего Президента есть большие сомнения. Кто, например, в такой конфигурации будет отвечать за внешний вектор?

Яценюку, конечно, и хочется, и колется. С одной стороны, он понимает, что согласие возглавить правительство государства-банкрота может стать концом его политической карьеры (фактически обещанная «пуля в лоб»). Если смотреть глубже – это может ударить по всей оппозиции. С другой – сейчас для него это вершина, которая потом кто знает когда покорится и покорится ли вообще. Если отставить рейтинговые вопросы, такой ход мог бы снизить градус противостояния и рассматривался бы как попытка политиков «сшить страну». К тому же, с Запада идут недвусмысленные сигналы, что финансовая помощь может быть предоставлена только переходному правительству, сформированному оппозицией. Конечно, есть позиция Тимошенко, которая строго-настрого запретила однопартийцам принимать участие в любых конфигурациях Кабинета министров, но она и разговоры о возвращении Конституции 2004-го года запретила вести.

Правда, появилась информация, что во фракции «Батькивщина» Яценюк фактически низложен, а мандат на переговоры теперь оказался в руках Александра Турчинова. Такой расклад серьезно бьет по дальнейшим перспективам Арсения Петровича как оппозиционного лидера.

Конечно, оппозиционный глава правительства может создать видимость баланса власти. Но любой премьер от «официальной» оппозиции при действующем Президенте и Конституции – это камикадзе, которого Янукович может убрать в любой момент, попутно повесив на него всех собак. Даже если в кратчайшие сроки будет возвращена Конституция 2004-го года, она не даст ответов на вопросы, как избежать конфликтов между сторонами. Разве что градус противостояния будет перенесен с подуставших, но все так же обозленных улиц в политикум. Но это тоже ненадолго.

-- Петр Порошенко

48 лет, внефракционный депутат

Для Петра Алексеевича премьерский пост – вожделенный трофей. Хотя совсем недавно Порошенко был целым министром в Кабмине Азарова, сейчас он в ряду записных оппозиционеров, ему в компании лидеров оппозиции пожимает руку Джон Керри. Интересно, что после переговоров с Керри именно Порошенко первым заявил, что оппозиция и Госсекретарь США договорились о конкретных шагах для выхода из кризиса.

Порошенко может стать компромиссным «техническим» премьером, назначение которого благосклонно воспримет Запад. Но чистым «технарем» его, конечно, не назовешь, потому что он любит публичность и наверняка внимательно следит за своими рейтингом. А он, если верить вдруг появившимся соцопросам, – чуть ли не третий в президентской гонке.

Именно политический вес Порошенко и его связи на Западе могут сделать его нежелательным кандидатом в премьеры в глазах Януковича. Собственно, и «настоятельное приглашение» Порошенко в Кабмин Азарова имело одной из целей несколько поубавить его страсть к самораскрутке. К тому же, слава евроинтегратора, которой пользуется «шоколадный король», вряд ли поспособствует восприятию этой кандидатуры в Кремле со всеми вытекающими.

-- Виктор Медведчук

59 лет, пророссийский общественный деятель

Кажущийся нереальным вариант, потому что в самой Партии регионов все пооткрывают рты, если Президент внесет в парламент кандидатуру кума Владимира Путина. Да и сам Медведчук всячески опровергает желание претендовать на какие-либо публичные посты во власти. Его фигура может быть разве что страшилкой для обеспечения успешного голосования по Клюеву или Арбузову.

Даже намек на обсуждение кандидатуры Медведчука – это само по себе эскалация противостояния. Разве что именно она и будет целью.

Как вариант, нельзя исключать голосования пакетом за премьера и нового спикера. Таким образом, новый спикер может гарантировать голоса подконтрольных ему депутатов за премьера. Либо же может быть заключен символический пакт между большинством и оппозицией: ваш премьер – наш спикер. Уволить же Владимира Рыбака по действующему законодательству очень просто – достаточно 226 голосов. Хотя если покопаться в прошлом, то там совсем недавно были и более мудреные способы сместить спикера – тайным голосованием, причем двумя третями голосов.

По Раде ходят разговоры, что в качестве компромиссной фигуры на смену слишком уж подконтрольному Президенту Рыбаку «регионалы» предлагают оппозиции кандидатуру Владимира Литвина, чье умение ходить между капельками может оказаться востребованным в нынешней ситуации. В качестве вариантов на должность главы Рады называют тех же Порошенко и Тигипко. Хотя это может быть и вовсе неожиданная фигура, которой в свое время стал сам Рыбак.

В общем, какой бы ни сложился расклад по линии премьер – спикер, результатом не должна быть довольна ни одна сторона, потому что именно в этом суть компромисса. На который, надеемся, стороны еще способны.