В Украине опасаются терактов

Радикалы и МВД обменялись подозрениями, но ситуацией могут воспользоваться третьи силы

В Украине в ближайшее время возможны теракты, сообщил вчера на своей странице в соцсети лидер радикальной организации «Правый сектор» Дмитрий Ярош. Неделей ранее глава МВД Украины Виталий Захарченко тоже заявил о вероятности терактов, но подозревал в подготовке к ним радикалов, имеющих отношение к протестному движению. В Киеве отмечают, что ни власть, ни оппозиция, ни майдан не заинтересованы в таком сценарии. Но допускают, что новую волну хаоса и дестабилизации готовят некие третьи силы, желающие получить выгоду из нынешнего кризиса.

«Теракты могут быть совершены агентурой ФСБ при возможной поддержке отдельных представителей МВД Украины», – написал Дмитрий Ярош, ссылаясь на ряд неназванных источников. Лидер «Правого сектора» утверждает, что целью тех, кто готовит теракты, является дискредитация протестного движения, а также создание предпосылок для усиления репрессий против активистов, паника в обществе, нарастание сепаратистских настроений. Ярош предупредил: «Правый сектор» официально заявляет, что не готовит никаких террористических актов. Сама мысль об использовании терактов, во время которых могли бы пострадать невинные люди, для нас является недопустимой».

Идея о том, что действиями украинских силовиков руководят представители ФСБ, в Киеве высказывалась и ранее. Некоторые эксперты именно этим закулисным вмешательством объясняли совершенно нелогичные действия власти, которые в конечном итоге привели к нынешней кризисной ситуации.

Началось с необъяснимого и небывало жестокого избиения бойцами спецназа участников уже завершавшейся молодежной акции в поддержку евроинтеграции в ночь на 30 ноября. На следующий день на улицы вышли 100 тыс. человек, не столько ратующие за евроинтеграцию, сколько протестующие против вседозволенности силовиков. Каждая новая попытка атаки расширяла рамки протеста.

Точно так же не нашло логического объяснения голосование 16 января пропрезидентского большинства в Верховной Раде за пакет драконовских законов, ограничивающих права и свободы граждан. Как и предполагалось, в разгар кризиса этот шаг привел к обострению противостояния. А 22-го числа на баррикадах были прицельно расстреляны два человека, которые как раз призывали товарищей не применять силу. Судя по последовавшей реакции, ни одна из сторон, участвующих в событиях на Грушевского, не имела отношения к этим убийствам. Голосование за законы, подозрительно напоминавшие российские, привело не только к новому витку кризиса, но и к расшатыванию пропрезидентского большинства в парламенте. Президенту Виктору Януковичу пришлось лично встречаться со своей фракцией и применять весь дар убеждения, чтобы не позволить депутатам развалить большинство.

В кулуарах странные действия власти, которая своими руками взращивает мощное протестное движение в обществе, объясняют возможным «кураторством» ФСБ, специалисты которой якобы действуют без учета украинских реалий. Либо специально загоняют Януковича в российский угол, чтобы навсегда закрыть тему евроинтеграции. В конце января эту тему публично озвучил в интервью львовскому телеканалу ZIK военный эксперт Алексей Арестович: «Дело в свои крепкие, уверенные, «чистые» руки взяли московские чекисты. Как бывший офицер спецслужб, я об этом получаю информацию от многих сторон». Он утверждал, что представители ФСБ работают и на уровне планирования, и на практике. «В определенном смысле заложником всех этих ФСБшных игр стал весь народ Украины, включая нашу власть, и даже президент – ведь они не учитывают его интересы. Они играют свою партию», – отметил Арестович.

Активисты отмечают, что обнародованная министром внутренних дел угроза терактов, для которых в Украине до сих пор не было никаких оснований, тоже может оказаться разработкой иностранной спецслужбы, для которой привычно иметь дело с подобными угрозами. Представители силовых структур, наоборот, считают, что заскучавшие радикалы могут пойти на крайние меры, чтобы только обратить на себя внимание. Напоминают, что «Правый сектор» пригрозил «взять под контроль» стратегические газопроводы, чтобы усилить позиции в переговорах с Россией и ЕС. Члены названной организации отвечают, что не предполагали взрывать инфраструктуру или иным способом создавать опасную ситуацию. Но Минэнерго распорядилось усилить охрану всех энергетических объектов.

Ситуация выходит из-под контроля: пока длятся переговоры власти и оппозиции, разгорается настоящая война между населением и судебной и правоохранительной системами, легитимность которой украинцы давно ставят под сомнение. Нынешний украинский майдан начался не с акций в поддержку евроинтеграции, а с восстания жителей поселка Врадиевка Николаевской области летом прошлого года. Люди вышли на улицы и стали громить местное отделение милиции после того, как местная жительница, молодая мать, заявила, что ее изнасиловали, искалечили и пытались убить два милиционера. Сослуживцы подозреваемых подтвердили их алиби, но люди не поверили и потребовали справедливого суда.

«То, что сейчас происходит в стране, – это не противостояние власти и оппозиции, это всеукраинская Врадиевка, восстание против произвола и безнаказанности тех, кто называет себя правоохранителями, но давно превратился в бандитов», – сказал активист Игорь Луценко. Если летом социологи обнаружили, что милиции полностью доверяет 1% граждан Украины, то за полгода ситуация ухудшилась. И вылилась в нынешнюю войну.

Со вчерашнего дня международная организация Amnesty International начала глобальную кампанию против произвола украинской милиции, включая отряды спецназа. Идея в том, чтобы страны мира оказали давление на Киев с требованием честно расследовать и справедливо судить всех причастных к преступлениям, в том числе людей в погонах, а также – чтобы власть поставила на место силовиков и обеспечила гражданский контроль над милицией.

О том же на днях поговорил с главой МВД Виталием Захарченко комиссар Совета Европы по правам человека Нил Муйжниекс. Он отметил, что в Европе знают о сотрудничестве милиции с так называемыми титушками, среди которых есть наемники, выполняющие грязную работу. «Они часто вооружены молотками, масками и травматическим оружием. Делегирование милицейских функций людям, которые не являются милицией, разрушает какое-либо доверие к органам правопорядка», – отметил еврокомиссар, попросив украинского министра серьезно отнестись к ситуации.

Руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук сказал «НГ», что ни оппозиция, ни власть, ни участники протестного движения не заинтересованы в обострении ситуации, а тем более в терактах как способе достижения политических целей. Он пояснил: «Власть не вводит чрезвычайное положение, не пытается реализовать силовой сценарий, а идет на переговоры с оппозицией, чтобы не обострять ситуацию. В этом лагере понимают, что теракт – это точка невозврата, это – взрыв, контролировать который невозможно. Оппозиция и так ничего не контролирует, а лавирует, изо всех сил пытаясь не довести ситуацию до дестабилизации. А протестное движение и даже самая радикальная его часть осознают, что теракт оттолкнет от них как минимум половину поддерживающих и сочувствующих».

Эксперт скептически отнесся к заявлениям о причастности ФСБ: «Мне кажется, какие-то третьи силы пытаются тут разыграть карту «российской угрозы», используют грозную аббревиатуру ФСБ, чтобы достичь своих целей». Он допустил, что это могут быть украинские силы, желающие воспользоваться кризисом и расширить свой бизнес или нарастить политическое влияние. Вместе с тем Тымчук отметил, что российские специалисты могут оказывать консультативную помощь украинским службам – в соответствии с межведомственными соглашениями. «Консультации относительно предотвращения терактов – одно, а работа «в поле», охота на активистов – это другое», – отметил Тымчук. Он не исключил, что те же третьи силы могут использовать сотрудников украинских правоохранительных органов в своих целях. «На уровне руководства ведомств и генералитета существует полная преданность президенту, стопроцентная лояльность и управляемость. Но среди рядовых сотрудников есть разные люди. Думаю, есть и те, кто, пытаясь выслужиться, готов совершить самые безумные вещи», – пояснил эксперт.