Янукович больше не легитимный представитель Украины
Худший из возможный сценариев сейчас разворачивается прямо на наших глазах.
Худший из возможный сценариев сейчас разворачивается прямо на наших глазах. На украинцев нападают полицейские, военные, их собственный президент. Дело в том, что на улицах вот уже три месяца мирно протестует украинское общество, а не «бунтовщики», «провокаторы» и «террористы», как утверждают украинские и российские власти. Разгневанное общество добивается смены правительства и пересмотра конституции для ограничения полномочий безжалостного главы государства, который отказывается обсуждать компромисс.
С ноября прошлого года сотни тысяч украинцев вышли на улицы практически всех крупнейших городов страны, а в интернете ведут работу миллионы активистов. Чтобы спасти свою шкуру и кошелек, президент Виктор Янукович распорядился открыть огонь по толпе. 19 февраля, он объявил о начале масштабной антитеррористической операции по всей стране, задействовав все вооруженные силы и правоохранительные органы. На нем лежит все ответственность за кровопролитие и потерянные человеческие жизни. Он играет ва-банк, потому что ощущает поддержку Кремля. Если бы не прямое политическое, экономическое и полицейское вмешательство российских властей, президент Украины уже давно бы подал в отставку или назначил исполняющего обязанности премьера по договоренности с оппозицией. Он уже привел страну к социально-экономической катастрофе, а сейчас тащит ее к гуманитарному краху с гибелью множества людей.
-- Все общество призывает к компромиссу
Виктор Янукович лишился легитимности, которой наделили его выборы 2010 года. Ему не хватает смелости, чтобы вести переговоры, смириться с ограничениями маленькой диктатуры в большой стране с 46-милионным населением. Президент сначала играет в открытость и завлекает оппозиционеров в дискуссии, а затем дает задний ход и выдвигает ультиматумы. Он похоронил любую возможность размеренного решения с опорой на взаимные уступки с обеих сторон баррикад.
Как бы то ни было, все украинское общество призывает к компромиссу. Все церкви страны осудили применение силы: такое заявление прозвучало не только от греко-католической церкви, но и от митрополита Владимира, главы Украинской православной церкви Московского патриархата. С начала антиправительственных протестов на Майдане выступили многие религиозные лидеры. Они, безусловно, смогли повлиять на премьер-министра Азарова, который подал в отставку в январе этого года. Кроме того, после ухода Азарова министры должны были бы сосредоточиться на решении текущих вопросов. Тем не менее, министр внутренних дел де факто ввел в стране чрезвычайное положение. Политические партии при поддержке народного комитета Майдана попытались продолжить политический диалог даже после ожесточенных столкновений в январе. Народные комитеты были сформированы и в других украинских городах. Активнее всего это происходит на западе страны, но встречаются они в больших городах на востоке.
Виктор Янукович уже не первый месяц ведет хитрую игру. Он раздает обещания, соглашается часами общаться с представителями оппозиции, главой европейской дипломатии Кэтрин Эштон и прочими видными деятелями. Он даже обвел вокруг пальца лидеров Европейского Союза, обязавшись в еще в 2012 году подписать соглашение об ассоциации с Брюсселем, от которого он затем отказался в единоличном порядке без обсуждения с украинским парламентом и предприятиями. Целью договора было укрепление торговых связей и товарообмена, он представлял собой всего лишь один из этапов на пути вступления в Евросоюз. То есть, речь шла не о выборе между Россией и Европой, а о повышении шансов Украины на то, чтобы выбраться из экономической ямы.
-- Три причины подъема напряженности
Так, почему же 18 февраля столкновения возобновились и стали куда жестче, чем прежде? Для этого было три причины. Первая — это двуличие послушных депутатов, которые живут за счет коррумпированного режима. Депутаты большинства отказались от обещания обсудить и принять поправки в конституцию, чтобы вернуться к предыдущей системе с ограничением прерогатив главы государства.
Во-вторых, 17 февраля два главных оппозиционных лидера Виталий Кличко и Арсений Яценюк провели встречу с канцлером Меркель в Берлине. Правительства европейских государств и Европейская комиссия выступили с новыми предложениями экстренной финансовой помощи Киеву, которая должна предотвратить крах бюджета и национальной валюты.
Третья и главная причина решения утопить демонстрантов в крови — политика Москвы. На открытии зимних Олимпийских игры в Сочи Виктор Янукович встретился со своим российским коллегой Владимиром Путиным. Украинский лидер вернулся на родину полным уверенности. 17 февраля Москва поставила перед Киевом ультиматум: новый транш в 2 миллиарда долларов будет перечислен сразу же по факту «очистки» Майдана. Виктор Янукович подчинился.
-- Вся Европа должна говорить и действовать
Чтобы создать основу для операции 18 февраля, нужно было усилить пропаганду против протестующих, представить их агрессивной и дезорганизованной группой, которой манипулируют из-за границы. По официальным украинским и российским каналам пошли слова «преступники», «террористы», «фашисты». По плану европейское общественное мнение нужно было убедить в том, что ответственность за кровопролитие лежит на разгневанной толпе, а не на Януковиче и его людях. Необходимо положить конец этой лжи и восстановить истину. Европа, все европейцы должны говорить и действовать.
Дело в том, что Украина находится не на краю света, а в Европе, как и Россия. Таким образом, она потенциально может стать частью европейского пространства, которое выстраивается вокруг понятий права, мира, свободной торговли и защиты свобод. Зачем соглашаться с российским диктатом, из которого следует, что любые заявления Европы и США представляют собой «порождающее насилие вмешательство»?
ЕС и наши правительства всегда отстаивали суверенитет Украины и ее возможность существовать как полноценное государство во взаимопонимании со своими соседями. Янукович больше не легитимный представитель Украины и ее народа. А Путин тем более. Европейскому парламенту нужно постоянное представительство в Киеве. Даже несколько депутатов смогут остановить репрессивную машину.
Перевод: inoСМИ.Ru