Кремль выжидает
Эксперты противоречиво оценили реакцию российских властей на политическую реанимацию Виктора Януковича
Вчера отстраненный от поста главы Украины Виктор Янукович заявил, что по-прежнему считает себя президентом, при этом сразу несколько СМИ со ссылкой на источники в администрации президента РФ сообщили, что Россия готова обеспечить его личную безопасность на своей территории. Руководство РФ оказалось в сложном положении: нужно решить, какую из сторон украинского конфликта признавать легитимной властью. Эксперты «НГ» оценили, как Кремль ведет себя в этой ситуации, и предположили, какой будет его стратегия в дальнейшем.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации
Руководство России занимает очень правильную позицию – в том смысле, что не обозначает направления своих дальнейших действий. Как только она их обозначит, эти действия сразу будут раскритикованы западным сообществом, которое очень внимательно следит за этим процессом. Возможно, на российское руководство будет оказано давление, причем беспрецедентное. От этого действия российского руководства и выглядят даже несколько растерянными.
Направления нашей политики скрыты и проявляются в нужный момент: например, внезапная проверка состояния вооруженных сил в определенных местах дислокации воинских частей. Или другой пример – избрание севастопольского мэра Алексея Чалого. По сути, мы ведем сейчас отличную политику дзюдоистского типа, когда противник не знает, где мы ударим. Мы выглядим расслабленными и умиротворенными, нерешительными даже, хотя на самом деле, конечно, это не так. Мне кажется, такая тактика очень эффективна в борьбе с Западом. Запад ждет, что мы проявим себя, будем делать какие-то заявления, – но заявления делает регулярно только МИД. И ничего страшного.
Как быть с нынешней властью в Украине? Мы, собственно, и не должны ее признавать. Дело в том, что существует процедура в организации и назначении президентских выборов, и пока эта процедура не соблюдается, пока майдан руководит страной, мы не обязаны признавать ни назначения, ни выборы, ни законы. Все это не имеет под собой никакой правовой почвы. Ситуация в Украине в корне противоречит международному праву. Как только появится по-настоящему легитимный руководитель страны, когда будет соблюдаться демократическая процедура и появятся легитимные органы власти, Россия сразу все признает. Что происходит в Крыму? Там все необходимые процессы уже запущены. На Западе просто не понимают, где рванет в следующий раз. И пусть дальше не понимают.
Глеб Павловский, президент фонда «Эффективная политика»
Наша позиция вполне жесткая и бесповоротная, и проблема здесь проста: Россия оказалась без рычагов влияния на ситуацию. Можно, конечно, говорить что мы сами виноваты. Но в политике важен текущий момент. Рычагов нет, а они нужны именно сейчас. Значит, нужна инвентаризация тех, которые есть. Поэтому активизация испуганных Киевом русских общин в Крыму – это ресурс. Слабый, но ресурс. Сейчас ни одна страна мимо таких вещей не проходит. Россия не берет ответственности за происходящее в Крыму, но она совершенно не обязана отмежевываться.
То же самое с Януковичем. Легитимность Верховной Рады Украины вне сомнения. Но там понимают, что Рада не могла таким образом отстранить Януковича, как это было сделано. Нужен импичмент – а импичмента не было. Поэтому Россия не обязана автоматически признавать это обстоятельство.
Сегодня наблюдается своеобразная пауза в легитимности верховной власти в Украине – до 25 мая. До выборов. Когда будет избран новый президент, ситуация станет более определенной. Но до этого момента Янукович является серьезной проблемой для Киева. Если он не отказывается от президентства, Москва понимает – он бесхозный политический актив.
Мне кажется важным, что речь не идет о политическом убежище Януковича в России. Речь идет о личной безопасности, а это очень мягкая расплывчатая формула. Собственно говоря, предоставив политическое убежище, мы не можем взять его назад. А предоставив защиту от угрозы личной безопасности, мы вполне можем свободно дальше делать все что угодно. Строго говоря, возможна даже передача его в руки будущих украинских властей. Но отдать сейчас Януковича в Киев этим ребятам в портупеях? Понятно, что он очень быстро заговорит. Но потом может покончить самоубийством выстрелом с четырех сторон – как бывало в прошлом в Киеве… Кроме того, он совершенно необязательно скажет правду. А это совсем плохо.
Конечно, Россия впопыхах решает вопросы, и эти решения выглядят грубо и коряво. Но на самом деле единственное, чего нельзя допустить, – втягивания России в вооруженный конфликт. И за этим надо внимательно следить.
И еще один важный момент. Восток Украины признал киевскую власть, а Крым ее не признает. Но Восток для нас более важен. Потому что основная масса русских живет там, а не в Крыму. Поэтому нельзя позволить, чтобы нас втянули в войну: из-за интриг в Крыму вступим в конфликт с русскими на Востоке.
Борис Макаренко, председатель правления Центра политических технологий
Раз Янукович находится на территории России, а не в Штабе военно-морских сил Украины, как заявлено, – никакой он не Главнокомандующий. Вот что сказала Россия, когда появилась информация о том, что Януковичу будет предоставлена защита. Это значит, что руководство страны не поддерживает авантюру в Крыму. Определенных заявлений о том, что мы не признаем нынешние украинские власти, нет. Да, есть заявление Валентины Матвиенко о том, что Янукович остается легитимным правителем. Но Матвиенко за внешнюю политику России не отвечает.
Так что Россия, на мой взгляд, делает то, что может делать нормальная страна: понимая, насколько неопределенная ситуация в Украине, она занимает выжидательную позицию – чтобы посмотреть, как будут выглядеть власти Украины, насколько они будут походить на легитимные. Тогда и определится позиция РФ.