Хотят ли русские войны?
«Они взяли мою фамилию, имя и отчество, записали. Записали телефон», — эта фраза Анатолия Могилева...
«Они взяли мою фамилию, имя и отчество, записали. Записали телефон», — эта фраза Анатолия Могилева, рассказывавшего журналистам о своей неудачной попытке провести переговоры с боевиками, захватившими задание Совета министров и ВР Крыма, не могла не резануть слух. Потому, что она означала, что человек, вышедший к премьеру Крыма, его не знал — ни по фамилии, ни в лицо. И не знал, кто в Крыму премьер — то есть, кто главный человек в здании, которое они захватили, и самый главный на тот момент в Крыму.
Это верный признак того, что люди, захватившие парламент и правительство Крыма — чужаки. Вдобавок ко всем другим «говорящим» признакам, прямо указывающим на Россию: ее флагам, на рассвете поднятым боевиками над захваченными зданиями; БТРам Черноморского флота России, через несколько часов выдвинувшимся «на учения» в сторону Симферополя; «Уралам» с российскими военными номерами, появившимся на блок-постах на въезде в Крым днем, а в аэропортах Симферополь и Бельбек под Севастополем — вечером.
-- Активная фаза
Попытки установить, что же за люди захватили здания в Симферополе, у представителей власти Крыма и Украины были безуспешны весь день. Но после того как в захваченном парламенте депутаты «проголосовали» за референдум о государственном статусе Крыма и «избрали» премьером Аксенова, на захваченных плацдармах в прятки уже не играли. В аэропорту Симферополя журналистке телеканала АТР мужчина в военной форме без опознавательных знаков прямо сказал, что «войска — российские». При этом журналистов предупредили, что в случае приближения к военным будет открыт огонь на поражение.
Есть версия: боевики, захватившие парламент и здание правительства Крыма — это бойцы ССО — созданных в прошлом году Сил специальных операций ВС России. Их задача — спецоперации за рубежами России, там, где существует угроза национальным интересам России и жизни ее граждан. Прошлой осенью они тренировались на Кавказе. На такую версию знакомого военного эксперта натолкнула разная форма военнослужащих в колонне БТРов, двигавшихся к Симферополю. Водители новеньких машин — десантники, а старший офицер колонны — в камуфляже спецназа.
После того, как «защитники русскоязычных крымчан» (по словам вице-премьера Темиргалиева, так называли себя боевики) запустили в зал ВР членов президиума, стало понятно, что захвачены не просто здания, а взята под контроль и, фактически, под конвой, власть в автономии. А нескольким днями ранее — создана «своя» в Севастополе. Причем, без боя. Всухую. При полной импотенции «революционной» власти Украины, тихой «озабоченности» гарантов украинской независимости на Западе и издевательских поучениях-заявлениях МИДа России по ситуации в Украине. Неспособность нового руководства страны принимать адекватные ситуации решения — оперативные, эффективные и профессиональные — здесь, в Крыму, ощущается каждую минуту промедления в принятии тактического решения и усиливается с каждым заявлением, которое не подкрепляется делом, с каждым «открытием», которое министры и политики делают спустя часы, а то и сутки после сообщений в СМИ. Сегодня утром журналисты, ожидавшие «борт» с главами СБУ В.Наливайченко и МВД А.Аваковым в захваченном российскими военными аэропорту Симферополя, наслаждались, по сути, обзором своих вчерашних новостей, который проделал в Фейсбуке господин Аваков. Пришедший в результате к выводу, что на страну напали. И.о. президента Александр Турчинов, как сообщалось, намеревался лететь в Симферополь в четверг, но тоже не полетел. Страшно стало? Нам тоже — с такой властью. Заседание СНБО по вторжению российских войск в Украину назначили только на 11.00 пятницы. «Сегодня ночью террористы с автоматическим оружием, по оценкам наших спецслужб, — профессиональные военные, попытались взять под контроль аэропорты Крыма», — сказал Турчинов. Отчего же попытались? Они их контролируют.
Активная фаза этой спецоперации, можно считать, началась с Севастополя, сразу после отставки с поста главы городской госадминистрации Василия Яцубы. Киев не кинулся сразу, хотя бы временно, но заполнить вакуум власти и присутствия государства в его самом непростом городе, где стоит военная база РФ, и куда, как известно, направился сверженный президент Виктор Янукович. 23 февраля на площади Нахимова собрался многотысячный митинг, где и была «избрана» новая власть — «мэр» Алексей Чалый. И.о. министра внутренних дел Арсен Аваков и уполномоченный Верховной Рады по контролю за деятельностью СБУ Валентин Наливайченко, прилетевшие вечером на полуостров якобы искать Януковича, сообщили журналистам, что ситуация в Севастополе успокоилась.
Кого же избрали «мэром» Севастополя, кто есть Алексей Чалый. Оказывается, до этого митинга он был абсолютно непубличный человек, отнюдь не лидер и не вожак, известен как бизнесмен — совладелец завода «Таврида электрик» и реальный собственник телеканала НТС. Это уже потом, когда увидели рядом с ним советников-помощников бывшего главы СГГА Саратова, вернувшегося в город, все вспомнили, что именно Чалый помогал ему во время выборов. Да, Чалый — гражданин России, по данным госреестра прописан в Московской области, а его предприятие входит в российскую корпорацию. Но Севастопольский горсовет, избрав его руководителем, по сути, исполкома, готов ходатайствовать перед Киевом о предоставлении ему украинского гражданства. При этом сам Чалый об этом не просит, а на вопросы журналистов по этому поводу не отвечает. Прокуратура Севастополя обнаружила себя только 27 февраля. И в то время, когда в городе по призыву Чалого вовсю создавались незаконные отряды из бойцов «Беркута» и других хорошо подготовленных севастопольцев, прокуратура сообщила, что «все государственные органы правопорядка, власти и контроля работают в штатном режиме» и начата проверка законности решений Севастопольского горсовета.
Для понимания адекватности действий центральной власти в этой ситуации также сообщим, что прокурора в Севастополе тоже нет — подал в отставку.
Теперь Крымская автономия. Тут все было как по учебнику: народные волнения, столкновения, взятие одной из сторон «под охрану» работы законной власти, принятие ею «правильных» решений в интересах народа. Накануне захвата зданий ВР и Совета министров спикер Владимир Константинов пытался провести заседание, где планировался отчет правительства Могилева (с последующей отставкой) и рассмотрение вопроса с размытой формулировкой о ситуации в Крыму, за которым не только меджлис крымскотатарского народа увидел возможность принятия какого-то решения по статусу Крыма. Перед сессией собралось около полутора-двух тысяч человек под флагами России и партии «Русское единство». Митинг меджлиса собрал в три-четыре раза больше людей. Потасовки были неизбежны: милиция, стоявшая кордоном между митингующими (лицом — к крымским татарам, спиной — к наскакивающим то и дело «титушкам» и казачкам), ретировалась ко входу в Верховную Раду как только начались волнения. Группа крымских татар прорвалась через боковой вход в здание парламента, где была остановлена шеренгами спецназа милиции в несколько рядов. Но спикер не смог собрать кворум — в зале было около 40 депутатов из 100.
Самое парадоксальное, что в усилиях не допустить проведение сессии с принятием решений, несущих угрозу территориальной целостности и спокойствию в Крыму и Украине, неожиданно объединились те, кто еще вчера не мог спокойно друг с другом разговаривать — Рефат Чубаров и Анатолий Могилев, после неудавшейся сессии проведший заседание политсовета КРПР Партии регионов, где в который раз поставил Константинова на место. В том числе — и по поводу своей отставки. Народный депутат Андрей Сенченко, который приехал как представитель и.о.президента, носился по митингу, обращаясь к конфликтующим сторонам и депутатам одновременно, потом вместе с Могилевым (!) встречался с бойцами «Беркута», а вечером отвечал на вопросы журналистов и телезрителей в прямом эфире, объясняя, что смена власти не несет никакой угрозы крымчанам.
На рассвете следующего дня, разоружив милицию, два главных здания автономии заняли вооруженные до зубов боевики. Далее к столице Крыма двинулись БТРы, а все ворота Крыма были взяты под контроль.
А вот далее пошли сбои, которыми должна была воспользоваться центральная власть, если бы она была властью. По сценарию, много раз описанному для наших политиков не одним десятком экспертов, говоривших о подготовке в Крыму «грузинского сценария», далее требовалось нужное решение ВР Крыма. Варианты могли быть разными: если бы столкновения митингующих накануне удалось спровоцировать до большой крови — можно было просить у России защиты этнических русских. Но противоречивая информация о погибших и пострадавших в давке не произвела эффекта разорвавшейся бомбы, да и вряд ли большинство депутатов пошли бы на такой откровенный шаг сдачи Крыма России.
Вариант с референдумом — отложенным до мая действом, а также отставка ненавистного крымским «македонского» правительства Анатолия Могилева казался не таким радикальным и полным соблазна поучаствовать в разделе правительственных портфелей. Однако Константинов и лидер «Русского единства» Аксенов, претендующий на премьерский пост, снова не смогли собрать кворум. Решения, принимавшиеся в захваченном здании парламента — фальсифицированы и это стало известно еще во время заседания. Несмотря на то, что у депутатов боевики при входе отбирали все средства связи и фиксации, что журналисты не были допущены на сессию, что съемку в ее финале разрешили только одному российскому каналу, информации о незаконном принятии решений предостаточно. В зале находились 53 депутата, однако некоторые покинули заседание, в том числе — депутат от «Русского единства» Сергей Шувайников и Янина Павленко. При рассмотрении вопроса об отставке Могилева и назначении Аксенова разгорелся скандал и условная группа депутата Александра Мельника — а это больше 10 человек — не принимала участия в голосовании. Однако среди «проголосовавших» вдруг обнаружились и их фамилии, и фамилии депутатов, которые вообще не пришли на заседание. Это — вице-премьер Ольга Удовина, глава Белогорской РГА Олег Русецкий, известный бизнесмен Николай Сумулиди, в тот же день заявивший в эфире, что в ВР Крыма не ходит уже три месяца. Но руководитель управления информационно-аналитической работы О.Сульникова, которой пришлось по телефону диктовать журналистам результаты сессии, сообщила, что за референдум проголосовали 61 депутат из 64, за отставку Могилева — 51 из 64. «Реально голосовало 40–41 депутат. Но у Константинова на руках были 64 карточки-дубликата. Вот ими они и голосовали, хотя 12 карточек было на руках у другого депутата», — рассказал депутат ВР Крыма.
Итак, что же за референдум был назначен таким незаконным образом?
25 мая крымчанам предлагают ответить на вопрос о предоставлении автономии Крыма государственной самостоятельности в составе Украины на основе договоров и соглашений. Законным способом провести референдум невозможно — закона о местных референдумах просто нет. Но чего хочет руководство ВР Крыма? По сути, речь идет о возврате к полномочиям, которые были у Крыма по Конституции редакции 1992 года. Тогда у Крыма был президент, статус государственного образования, парламент принимал законы Крыма, правительство формировало одноканальный бюджет (все налоги оставались в Крыму, но часть отдавалась центру — в пропорции от количества населения). Но Крым эти полномочия потерял — благодаря именно тем людям, которые сегодня, под видом их возвращения, толкают Крым к очередным потрясениям. Это экс-президент Мешков, который шлет бывшим соратникам призывы из Москвы, экс-спикер Цеков, который водил за руку Констанинова по кабинетам Госдумы, член президиума Клычников, который первым призвал к референдуму, а также собирающие митинги, пикеты, блок-посты и проч. ветераны мешковских времен. Это благодаря их сепаратистским действиям и опасным аферам Киев упразднил и институт президентства, и Конституцию, и экономические полномочия. У каждого из них свои мотивы (о финансовых проблемах Константинова мы подробно писали,
г-н Аксенов, по нашей информации, также сильно задолжал одному бывшему министру), однако всех их сегодня грязно и безжалостно используют втемную. Владимиру Владимировичу Путину не хочется снижать темп своего победного марша по планете. И неудача с зачисткой революции в Киеве требует реванша. Если крымских депутатов это успокоит — то они не одиноки. Беглый президент Янукович — тоже в игре, конечная цель которой сегодня, думается, непонятна никому. Ни в случае с Крымом, ни с Януковичем, ни с Украиной в целом. Или надо брать шире — с охватом всего черноморского региона и Европы?
-- Как это могло произойти?
Ответ на этот вопрос в онлайн версии ZN.UA может выглядеть длинным списком активных ссылок на наши публикации. В них все: от перечня угроз, которые надо было гасить на протяжении последнего десятилетия, до адаптированного к крымским реалиям «грузинского» сценария, проявления которого стали просто бить по глазам в последние месяцы. Конечно, отсутствие сформированных органов центральной власти и отсутствие в них профессионалов высшей квалификации стало самым слабым звеном в нашей обороне. Но на этой неделе аукнулось все, что откладывалось, недооценивалось и игнорировалось всеми поколениями власти независимой Украины — по причине непрофессионализма, преступной халатности или из преступной же корысти.
Во-первых, это отсутствие у всех четырех президентов Украины (они же — главнокомандующие ВС) и нынешнего и.о. президента осознания острой необходимости и четкого плана постепенного, но планомерного уменьшения военного присутствия России в Крыму, поскольку ЧФ РФ был, есть и будет фактором нестабильности и источником угрозы национальной безопасности Украины. (Как это сделать, опираясь на российско-украинские соглашения по ЧФ, «ЗН» описало еще в 2008 году);
Как одно из следствий — так и не локализованная база ЧФ с подразделениями, разбросанными по всему Крыму, что позволяет легально гонять БТРы и «Уралы» с автоматчиками вдоль и поперек полуострова и выставлять антитеррористические подразделения в спальных районах города — местах проживания семей граждан России.
Во-вторых, отсутствие в государстве последовательной политики по отношению к Крыму и его взрывоопасным особенностям. Скажем больше — на этот счет нет программных мыслей ни у одной из политических партий Украины. А вариант «Свободы» — взять и отменить автономию — как раз из серии, как взять и обострить. На ровном месте. В общем, для всех политсил и правительств автономия была и есть — чемодан без ручки... Что с ней делать в унитарном государстве? Где главные угрозы стабильности и сколько стоит их устранить? Чего хотят крымские татары? В чем корень недовольства крымских русских? Как живут в Крыму украинцы — оплот государственности в этом регионе, почему их права нарушаются, а достоинство — унижается на официальном уровне? Ответы на эти вопросы начинали искать только в период очередного обострения ситуации на полуострове, но заданные себе же уроки ни один президент, ни одно правительство не выполнили. По-своему решил проблему Крыма Виктор Янукович — он его «распаевал» между собой, Сашей и приближенными олигархами.
В-третьих, коррупция, которой пронизаны все этажи, балконы, парадные и отхожие места украинской власти и оппозиции. Среди мотивов, толкающих сегодня депутатов Крыма в сторону России — страх, но не перед «бандеровцами», которыми они пугают народонаселение. Они боятся, что за все награбленное придется отвечать, а само добро — отдавать. (Они еще не в курсе, что сказанное новой властью со сцены Майдана и наедине в кабинете — это две большие разницы. Или даже три — смотря, во сколько будет оценен «ущерб» и кто оценщик). И наиболее опасная для любой страны разновидность коррупции — политическая, особенно, когда «договорняки» выходят на международный уровень и на кон ставится то, что достойно высшей меры наказания — национальные интересы государства, права, свободы и безопасность его граждан. Поэтому в этом ряду —
четвертая причина — «президент в экзиле» Виктор Янукович, который шлет нам приветы с российского берега Керченского пролива. И никто сегодня не может исключить, что следующим сценарным шагом не будет его возвращение «на штыках» гуманитарной помощи, уже обещанной Россией сразу же после взятия контроля над властью в Крыму. «Крымский уход» В.Януковича, конечно, требует отдельного детального расследования, но сейчас заметим очевидное: действия прилетевших в Крым и.о. глав МВД и СБУ А.Авакова и В.Наливайченко выглядели не как операция по задержанию, а как проводы Виктора Федоровича. Аваков затем объяснил, что не хотел ставить под угрозу стабильность в Крыму. Все довольны результатом?
Янукович пока только попросил убежища на территории России, но она уже прислала автоматчиков в мой город и наши дети второй день не ходят в школу. А «президент Янукович» уже исполняет обязанности на территории Крыма — согласовывает с захваченной ВР Крыма отставку Могилева и назначение на место премьера Аксенова. Последнему, конечно, страшно свезло: помощник Путина по оккупированным территориям Владислав Сурков из всех разнокалиберных пророссийских организаций для «крымского фронта» выбрал именно его, доверив союз со своим давнишним проектом — партией «Родина».
Но что обнадеживает: среди тех, кто сегодня участвует в этом преступном сценарии, нет мирного населения. Не идут крымские русские с цветами встречать боевиков и БТРы, не стоят тысячами под стенами ВР Крыма, приветствуя решение о референдуме. Поэтому под стены парламента вчера пришлось везти людей из Севастополя — их было большинство!
Мудро поступил глава меджлиса Рефат Чубаров, благодаря сообщению которого, к слову, мир и узнал о вооруженном захвате зданий органов власти в Крыму. Он сразу призвал жителей Крыма не выходить на улицы и не пытаться освобождать здания. Но это должны сделать профессионалы. Где они?
Видя беспомощность и нерешительность власти, неадекватные ситуации кадровые назначения (в частности, потерявший вес и авторитет в Крыму дважды экс-премьер автономии, экс-губернатор Севастополя со шлейфом земельных скандалов Сергей Куницын назначен постоянным представителем президента в АРК), сделанные по пресловутой коррупционной схеме партийных «квот», реальная угроза целостности страны и миру в нашем доме, как мне кажется, требуют от нас, ответственных граждан, принятия собственных мер.
Нет, я не зову вас отбивать здания парламента и правительства Крыма — если их уничтожат дотла в ходе антитеррористической операции, никто в Крыму особо не пожалеет.
Я зову в Крым всех, кто может сегодня помочь ему и всей стране упредить катастрофическое развитие событий. Но не бойцов Самообороны, не Правый сектор и не партийных активистов. Я зову в Крым ведущих экспертов и авторитетов в сфере безопасности и конфликтологии, которые могут быстро оценивать и анализировать ситуацию в развитии, выдавая рекомендации тем, кто должен принимать решения.
Я приглашаю в Крым людей культуры и искусства, общественных деятелей и лидеров мнений — говорить с жителями Крыма на встречах и в эфирах местных телекомпаний, объясняя им, что меняющаяся под воздействием Майдана Украина не несет в себе угрозы ни русским в Крыму, ни русским в России.
Мы зовем представителей международных организаций и институтов — ситуация должна находиться под постоянным мониторингом международного сообщества.
Отдельная просьба к крымчанам — отменным специалистам, пользующимся уважением у простых людей и политиков одновременно, которых карьера вынесла в Киев и другие города страны. Это — бывшие и нынешние народные депутаты и прокуроры, генералы и адмиралы, ученые и госслужащие, обладающие опытом работы в Крыму и знающие его во всех тонкостях. Не ждите, пока вас позовет власть, чтобы услышать ваши советы и рекомендации. Она — в ступоре. Вас зовем мы — крымчане. В наш дом пришла беда, приезжайте — нам нужна ваша помощь.