Росія vs Україна: жах без кінця

Коли в Східній Європі виникає криза, потрібно запитати себе: чого хоче Росія?

Росія будує не Радянський Союз, а новий Варшавський договір. Росія працює, аби створити всередині нашої країни контрольовану нею територію, і це Крим. США будуть дуже жорстко боротися за Україну в тому випадку, якщо події розвиватимуться виключно по путінському сценарію. Але Штати фактично нічого не робитимуть, як і не робили останні два роки, якщо Україна буде залишатися в такій собі сірій зоні. Тому доля України насправді кується в Україні.

Це – цитати з інтерв’ю Ігоря Гриніва «Главкому» за грудень минулого року. Тоді ще не було мови ні про Небесну сотню, ні про анексію Криму, ні про реальну загрозу війни. Але ще більш цікавими виглядають роздуми технолога і прогнозиста Гриніва, виголошені ним у вересні 2012 на Економічному форумі в Польші. «Главком» друкує цю промову для розуміння, що після України Росія зазіхне і на центральну Європу.

Гринів Ігор. Виступ на ХХІІ Економічному форумі в Криниці (Польща) 4.09.2012 р.

Планы геополитических трансформаций России в регионе Восточной Европы: угрозы национальной и коллективной безопасности.

Когда произошло преступление, надо задать себе вопрос - кому это выгодно? Когда в регионе Восточной Европы возникает кризис, надо спросить себя - чего хочет Россия?

Этот вопрос возникает не потому, что, кроме России, никто не имеет в этом регионе своих интересов или желаний. А потому что желания и стремления других субъектов восточноевропейской политики являются достаточно прозрачными и понятными. Западная Европа хочет иметь стабильность и либеральный правопорядок на территориях, прилегающих к ее восточным границам. Сами восточноевропейские народы, в своем большинстве, хотят стабильности, благосостояния, защищенности от внешних экспансий, избегают идеологического и религиозного радикализма, словом, стремятся к нормальной человеческой жизни.

А вокруг желаний России всегда существует интрига. Жизненный цикл империи предусматривает периоды внутренней мобилизации и внешней экспансии, без которых империя не может поддерживать свою целостность и влиятельность.

Восточная Европа на протяжении многих столетий была объектом таких экспансий, поэтому и современный вектор российских интересов лежит главным образом в этом направлении. Тем более, что на других направлениях - дальневосточном, Центрально и даже кавказско-ближневосточном - российские интересы натолкнулись на свою естественную границу, от которой Россия в дальнейшем будет только отступать, а не наступать.

Поэтому регион Восточной Европы сегодня является главной политической ставкой России в ее геополитической игре, а Украина - той ключевой разыгрываемой картой в этой игре.

Чего Россия хочет от Украины? Если проанализировать заявления российской стороны по этому поводу, то встретим полностью противоречивые подходы.

С одной стороны, россияне уверяют, что больше всего они страдают от недостатка братской любви и искренности в отношениях, но при этом подчеркивают необходимость прагматических подходов к сотрудничеству. Под последними понимают исключительно собственную материально-финансовую выгоду от любых форм сотрудничества и интеграции.

С одной стороны Россия говорит о исторической несправедливости «передачи» Украине Крыма, а с другой - про то, что возвращать себе Крым без Украины она не собирается.

Газпром выкручивает руки Украине относительно передачи ГТС, но когда дело доходит до сделки, предпринимаются шаги, направленные на затягивание процесса, что ведет к обесцениванию украинских активов.

Прямым текстом Россия настаивает на повышении статуса русского языка в Украине, а когда это фактически произошло, называет это внутренним делом Украины.

С одной стороны, это свидетельствует об умении торговаться и дружить по-русски (по принципу - сначала съедим ваше, а потом каждый свое). Но с другой стороны - сигнализирует нам о существовании стратегического плана, которому подчинено все это хаотичное и нервное дерганье под лозунгами стратегического партнерства.

Если оттолкнуться от тезиса, что ужасный конец лучше ужаса без конца, то российское давление на Украину осуществляется именно по принципу ужаса без конца. Сколько бы не делала Украина уступок, и на какие бы условия она не соглашалась, она все равно будет в чем-то виновна и что-то должна в этом мазохистском партнерстве. Потому что именно такая Украина - слабая, уязвимая, скованная страхом и своими мнимыми проступками – больше всего и устраивает Россию.

В психологии такая форма патологических отношений называется сценарием.

Но этот сценарий не может длиться вечно. И он действительно имеет свое локальное назначения. Он используется для контроля над нынешним руководством Украины. При этом используются его комплексы неполноценности и мнимые (а возможно и документальные) обязательства перед российскими патронами. Есть и другая зависимость - от собственных лозунгов и политической риторики, которая была использована для получения симпатий пророссийского электората внутри Украины.

Раньше, во времена президентства Ющенко, Россией реализовывалась другая тактическая модель давления на Украину - пропагандистская демонизация «оранжевого режима» и фактическая экономическая блокада и прекращение политических контактов.

К чему же подводит Россия Украину? При каких условиях она даст ей жить спокойно? Ответ прост – ни при каких. Людям, для которых распад СССР стал крупнейшей трагедией 20-го столетия, никакая Украина в статусе независимого государства удовлетворить не может. Эту Украины они считают и всегда будут считать «искусственным образованием», историческим недоразумением и не успокоятся до тех пор, пока этот объект не перестанет существовать.

Поэтому все якобы сложные перипетии украинско-российских отношений имеют одну неумолимую логику, которой подчинены действия российской стороны: десуверенизация Украины, дискредитация украинской государственности и идентичности, ликвидация Украины как субъекта международной политики. Все остальные цели на этом пути являются тактическими и изменяются в зависимости от конъюнктуры.

Такова общая стратегия. Но она реализуется в конкретных сценариях, которыми и определяются методы и инструменты влияния, его цели и задачи.

Об этих сценариях говорилось не раз. Их можно найти во многих российских источниках. Прямым текстом их называли украинские специалисты по вопросам национальной безопасности. Не секрет они и для европейских аналитиков.

Речь идет, в первую очередь, о сценарии распада Украины на две или более части вследствие внутриполитического кризиса, которая может сопровождаться внешним военно-политическим вмешательством.

Наконец, такой вариант решения «украинской проблемы» выглядит для России вполне логичным.

Даже в случае гипотетического присоединения Украины Россия сейчас не готова «переварить» ее ни политически, ни экономически. Но и долго удерживать ее в зоне своего влияния россиянам будет довольно трудно. Слишком большая Украины по территории и населению, она слишком сложная и внутренне противоречивая, и слишком очевидно, что наша страна проходит фазу национального самосознания, а вместе с тем - медленного, но безальтернативного движения в сторону Европы.

Поэтому выход для России в реализации экспансионистских намерений один, и он исторически опробован еще со времен Андрусовского перемирия - разделение Украины на две части. Дело контроля облегчится, если между этими двумя частями удастся разжечь взаимную вражду на культурной, языковой, религиозной почве. Если украинско-украинская граница станет непроходимая - вроде того, что существует внутри Молдовы, - то восточноевропейский фронт для путинской империи будет наконец стабилизирован.

И наступит время подумать о дальнейшей экспансии в направлении центрально-европейских, балканских и других сфер «вечных российских интересов», к которым уже тянутся щупальца газопроводов, присматриваются уполномоченные стратегические инвесторы, ездят эмиссары из числа политиков, церковных и культурных деятелей.

Гипотеза о разделе Украины как ближайшей геополитической цели российской политики в восточноевропейском регионе объясняет многое в поведении российской стороны.

Но еще более очевидным и выразительным является в этом контексте внешнеполитическое банкротство нынешней украинской власти.

Пункты плана по десуверенизации и раскола Украины являются известными кажется всем, кроме высшего руководства нашей страны.

Пункт первый среди них - нагнетание идеологического противостояния, деление граждан на своих и чужих на почве истории, языка, культуры.

Пункт второй - создание предпосылок для социального недовольства из-за экономических проблем, а именно, свертывание производства, снижение доходов, безработицы, нестабильность денежной единицы.

Пункт третий - ослабление центральной власти и снижение ее легитимности, создание административно-территориальных предпосылок для парада суверенитетов.

Когда эти три пункта будут выполнены, первый попавшийся политический кризис может привести к неподчинению части регионов решениям, принятым в Киеве, административному, правовому, а потом и силовому противостоянию. Линия раздела, только наметилась и закрепляется пропагандистскими, диверсионными и другими средствами, демонстрирующими сейчас свою эффективность во многих регионах мира. Дальше дело техники - защита соотечественников, или «братская помощь», марионеточные правительства и т.д.

Рассмотрим, каковы конкретные шаги по реализации российского сценария раскола Украины, и какова роль украинской власти в этом процессе.

Первое направление - гуманитарная экспансия. В русле этой задачи принимается закон по вытеснению украинского языка из половины регионов страны, разворачивается пропагандистская истерия вокруг событий Второй мировой войны, используется церковная иерархия. Все происходит при прямом содействии и под руководством действующей власти.

Второе направление - экономическое давление. Навязывается сверхвысокая цена на энергоносители, закрываются рынки сбыта украинских товаров, блокируются программы кооперации, захватываются стратегические объекты промышленности и инфраструктуры. Власть последовательно сдает национальные интересы под прикрытием псевдопатриотической риторики.

Третье направление - внутриполитическая деструкция. Пропагандируется идея федерализации, референтной демократии, избрание президента в парламенте, в разных частях Украины стимулируется развитие региональной идентичности и сепаратистских настроений. Власть по инерции разваливает государство, как она начала это делать в 2004-м году, потому что уже не может отказаться ни от лозунгов, ни от предпочтений своего электората.

А еще созданы прекрасные предпосылки для реализации сценария распада украинского государства в виде а) продолжение дислокации иностранной военной базы и б) международной изоляции вследствие остановки процесса евроатлантической интеграции и дискредитации украинской власти в глазах цивилизованных народов.

Возникает вопрос: нынешняя власть сознательно участвует в реализации стратегии управляемого хаоса на собственной территории, или она просто не понимает, куда ведут ее политические решения и деятельность.

Впрочем, этот вопрос уже чисто теоретический. Практический вопрос - это устранение таких политиков от власти в Украине.