Яценюк и Катастрофа. Премьер был готов подать в отставку

По информации «Главкома», в случае, если бы предложенные вчера правительством законы не прошли, Кабмин намеревался сложить полномочия

Вчера в парламенте было первое действительно серьезное испытание для Арсения Яценюка – фактически принятие неформальной программы действий его Кабмина.

Когда Арсений Петрович шел в руководители «правительства камикадзе», он заранее предупреждал, что будет самым непопулярным премьером. В представленной им вчера антикризисном пакете действительно масса непопулярных мер и, голосуя за них, нардепы, конечно, вызывали огонь на себя. Но без этого новой украинской власти просто не пришлось бы рассчитывать на экстренно необходимый пакет западной финансовой помощи. То есть реально особых вариантов не было. «Если не проголосуем, бюджет все потеряет. Мы не уйдем отсюда, пока не примем эти законопроекты. Они - принципиальные», - наставлял депутатов в сессионном зале спикер Александр Турчинов.

Но оказалось, что уже почти канувшие в небытие Партия регионов и коммунисты, что называется, восприняли духом и сразу же «ушли в несознанку», не желая поддерживать правительство даже символической поддержкой.

Остальные начали торги – то есть пошел привычный по старым временам парламентский процесс. Интересно, что в числе «остальных» оказался «Удар», который голосовал за инициативы правительства, мягко говоря, не единогласно. Если за кабминовский законопроект о внесении изменений в бюджет удалось протиснуть пограничными 228-мя голосами, то на законе «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» нардепы застопорились. Помимо ПР и коммунистов, отказалась голосовать большая часть «Удара» и новообразовавшаяся группа «Экономическое развитие», состоящая преимущественно из экс-«регионалов».

В этот день лихорадило не только страну, но и парламент. По информации «Главкома», в случае, если бы предложенные законы не прошли, правительство Яценюка готово было подать в отставку и ситуация запуталась бы окончательно.

Для того, чтобы все-таки склонить депутатов к правильному решению, Турчинов объявил перерыв и собрал у себя руководителей всех фракций.

В кулуарах - разговоры были о том же. Как убедить неголосоваших проголосовать.

«Свобода» голосовала спроцентно, поддерживая позицию правительства, хотя делать это нам пришлось через силу, - без радости рассказал Олег Тягнибок. - Очень не популярные в социальном плане законопроекты, которые не вызовут восхищения у украинского общества. Но это хоть какой-то выход, чтобы спасти экономику страны, находящуюся на грани дефолта. И сегодня мы апеллируем к нашим партнерам по коалиции с пониманием отнестись к ситуации, поддержать и проголосовать. Иначе выиграет Москва». «Однако, если бы это принималось в мирное время, мы бы в жизни никогда за такое не проголосовали», - на всякий случай открестился от последствий нардеп.

Собственно, в «Ударе» не скрывали, что готовы дать необходимые голоса - надо только найти общий интерес. «Доработаем, внесем туда наши предложения, которые министр финансов признал адекватными, и примем. Мы работаем на усовершенствование законопроекта, чтобы правительству было потом легче наполнять дырявый бюджет средствами», - высказала партийную позицию своей партии Ирина Геращенко.

Остальные нардепы также были уверены - решение будет принято, лидеры просто ищут компромисс. И «компромисс» был найден.

После часовых консультаций в обмен на голоса фракціям таки удалось протащить (то бишь выторговать) некоторые лоббистские нормы. Так, по предложению «Экономического развития» не будет, как ранее планировалось, повышена рента за пользование нефтью. Также «экономисты» совместно с «Ударом» добились отмены НДС при экспорте зерна лишь с 1 октября 2014-го года.

Очевидно, что Кабмину из-за ультиматума парламентских лобюистов не удалось провести несколько инициатив. Вспомним также запланированное, но так и не состоявшееся введение налогов на депозиты.

Так что, несмотря на «военное время», былого испуганного единодушия коалиция уже не демонстрирует. Началась президентская кампания.

Итак, по подсчетам правительства, для недопущения дефолта Украине надо где-то достать ни много ни мало 289 миллиардов гривен. Откуда собирается брать эти средства новая украинская власть, кроме как за счет обещанных международных кредитов и прямой финансовой помощи?

Фактически правительство предложило провести секвестр слишком оптимистичного бюджета, принятого предшественниками, – предполагаемые доходы госбюджета уменьшить на 22,373 млрд грн, расходы – на 25,449 млрд грн., в том числе за счет сокращения социальных программ. Падение ВВП, по расчетам, даже при принятии всех антикризисных мер составит 3%, а инфляция составит от 12 до 14 %. Но без принятия антикризисного пакета дела были бы еще хуже, – в Кабмине уверяют, что дефолт был бы неизбежен.

Вот остальные основные новеллы принятых законов.

Замораживание в 2014-м году размера минимальной зарплаты и прожиточного минимума на уровне 1 января 2014 года. При этом Арсений Яценюк отдельно отметил, что правительство нашло средства для индексации пенсий на уровень инфляции.

Повышение акцизов на табачные изделия, алкоголь, пиво на 25-42,5%. Изменение ставок акцизов на пиво вступит в силу с 1 мая, на табачные изделия – с 1 июля, спирт и спиртные напитки – с 1 сентября. «Надо меньше пить, спортом заниматься», – резюмировал с трибуны Яценюк, поддержав выступившего до этого с сим меседжем Тягнибока.

Введение «налога на богатых». Изначально планировалось, что те, кто зарабатывает больше 300 тысяч гривен в год, будут платить налог в размере 20%, те, кто больше 500 тысяч – 25%. Потом министр финансов Александр Шлапак заявил, что оставлено три ставки налога с доходов – базовая ставка 15%, 500 тысяч доходов и более – 20%, миллион и более – 25%. Но, в итоге определились с такой схемой – годовые доходы от 20 тысяч до 236 тысяч - 15 %, от 236 тысяч до 1 миллиона – 20%, больше миллиона – 25%.

Существенное сокращение капитальных расходов на ремонт и строительство органов государственной власти. Сокращение на 10% численности органов государственной и исполнительной власти – из 249 тысяч чиновников 24 тысячи окажутся на улице. Проведение Конституционной реформы и децентрализации, в результате которой центральные органы государственной власти будут сокращены на 20%. Сокращение чиновничьего аппарата, с одной стороны, популярно в обществе, но с другой – встает вопрос о дальнейшем трудоустройстве уволенных.

Сокращение численности милиции почти на 80 тысяч человек.

Продажа 50% всего государственного автопарка. Приватизация всех объектов государственной собственности, которые находятся в управлении Государственного управления делами. Прекращение финансирования из госбюджета «резерваций» вроде Конча-Заспы и Пущи-Водицы.

Начисление пенсий прокурорам, судьям и правоохранителям по общей системе. Ликвидация нормы о выплате денежной помощи при выходе на пенсию в размере 10 должностных окладов. Пенсии выше 10 тысяч облагаются налогом.

Сокращение суммы дотаций угольной промышленности с 13 до 12 миллиардов. Яценюк заявил, что раньше собственно до шахтеров доходило лишь 3 миллиарда из этой суммы, остальная часть – разворовывалась. При этом премьер подчеркнул, что после диалога с шахтерами определится, сколько из этой суммы пойдет непосредственно им, а сколько – на развитие депрессивных регионов и создание рабочих мест.

Давно назревшее повышение тарифов на энергоносители, которые, по замечанию Яценюка, в Украине меньше чем в «газовой» России. При этом подразумевается, что количество домохозяйств, которые могут рассчитывать на адресные субсидии увеличится с 1,4 миллионов до 4 миллионов. Соответствующей соцпрограммой обещают покрыть почти треть украинского населения. Малообеспеченные семьи будут получать до 500 гривен на оплату услуг ЖКХ.

Введение сбора в Пенсионный фонд (0,5%) с операций покупки юридическими и физическими лицами безналичной и наличной иностранной валюты.

Установление единого размера помощи при рождении ребенка, которая ранее была дифференцирована в зависимости от его очередности. Единый размер составит 41,28 тыс. гривен.

«Главком» попросил прокомментировать эти инициативы правительства экономических экспертов. Их мнения разделились – одни считают предложенные меры несистемными, другие – хорошими и своевременными.

{4-}

Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины:

Пока что предложения правительства выглядят как косметический ремонт, а не смена экономической системы. Остается основной принцип старой системы – ручное управление экономикой. Если говорить про настоящие изменения, мы должны были начинать со всех экономических кодексов – налогового, бюджетного, хозяйственного, трудового. Нет пока монетарного кодекса, чтобы Нацбанк имел рамки для своей деятельности. И уже на новой кодексной основе можно было формировать изменения в текущий бюджет.

Правительством заявлены как популярные действия типа отмены финансирования Конча-Заспы, так и непопулярные. Хотя я считаю, что снижения социальных стандартов мы могли бы избежать, если действительно наводить финансовую дисциплину и по-настоящему облагать налогами богатых. Сокращение государственного аппарата – популярно, но не для тех, кто работает в этом государственном аппарате. Этим людям будет очень сложно найти себе рабочее место в приватном секторе, потому что уволят наименее квалифицированных сотрудников. Мы увеличим армию безработных, поэтому в такое время я бы с такими мерами не спешил.

{-5}

Анатолий Баронин, директор аналитической группы «Да Винчи»:

В целом, я приветствую антикризисный пакет правительства. Крайне позитивным моментом является факт отхода от политизированных и электорально-ориентированных решений в сфере экономики. Замораживание размера минимальной заработной платы и прожиточного минимума – это шаг, который было необходимо сделать еще в 2012 году, особенно с точки зрения дефляции в этот период. То, что правительство, наконец рассчитывает государственный бюджет с точки зрения относительного баланса доходов-расходов и снижает не только расходную, но и доходную часть говорит об адекватности восприятия действительности.

Решение о повышении тарифов на энергоносители – непопулярное, но, на мой взгляд, критическое решение. По нашим оценкам, при сохранении нынешних уровней тарифов к 2017 году в Украине может произойти кризис в сфере электроэнергетики и формирование дефицита на рынке. Рост тарифов, это единственный путь к повышению энергоэффективности экономики и частных домохозяйств и важный шаг в деле притока инвестиций в энергетическую сферу. Более того, на мой взгляд, для снижения социальных рисков необходим также пересмотр действующей системы дотаций и льгот и установление адресной помощи, которая должна поступать тем, кто действительно нуждается в ней.

Рост акцизов является традиционной мерой увеличения доходности бюджета всех правительств Украины, поэтому комментировать это я не вижу никакого смысла. Правительство использовало наиболее доступный, эффективный и оперативный инструмент увеличения доходности бюджета. Безусловно, это отразится на росте цен, но не прибегнуть к росту акцизов в нынешней кризисной ситуации было бы глупо.

Невозможно не поддержать тезис о необходимости приватизации всех объектов госсобственности находящихся в сфере управления Государственного управлении делами. При этом я бы предложил пойти несколько дальше и максимально продать государственные активы. К сожалению, государство в Украине не является эффективным собственником, и сфера управления государственными активами является высококоррумпированной и в большинстве случаев неэффективной.

Сокращение численности чиновников, неэффективных органов государственного управления также является важным оптимистическим фактором.

Повторюсь еще раз, антикризисный план выглядит в целом хорошо. И нужно понимать, что он не включает в себя дополнительные стимулы развития экономики в виде борьбы с коррупцией, снижения административного давления, упрощения администрирования бизнеса и улучшения делового климата в целом. А это дополнительный приток капитала, создание рабочих мест, рост бюджетных доходов. Теперь правительству остается реализовать данный план на практике в условиях политической нестабильности, президентских выборов и давления со стороны Российской Федерации.

{6-}

Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ:

У меня половинчатое отношение к заявленным мерам. Есть полезные вещи, которые направлены на сокращение расходов бюджета, его сбалансированность. Но есть и негативные впечатления, поскольку правительство не видит путей подъема экономики, а наоборот прогнозирует более глубокое падение, чем в предыдущие годы. Фактически правительство расписывается в неспособности включить двигатели роста. А падение – это сокращение рабочих мест, значит в следующем году будет еще хуже ситуация с налогами и Пенсионным фондом. Закладывается очень плохая тенденция. Также серьезной макроэкономической ошибкой является попытка решить проблему бюджета за счет инфляции – повышения цен и тарифов и увеличения денежной массы. Рост инфляции – это дальнейшее падение нашего производства и потребления, стоимости нашей денежной единицы. Значит, будут откладываться инвестиции. К тому же, как можно обещать снизить процентные ставки при инфляции в 12–14 %?

Неправильным я считаю и подход к квазифинансовым разрывам в секторах экономики. Там нужно реструктуризировать, реорганизовывать, демонополизировать системы. Как можно дальше поддерживать тот же «Укравтодор», решать его долговые проблемы и прочее? Это снова проедание. Пока что то, что подал Кабмин, программой назвать никак нельзя.

-- Финальная картинка - для Путина

Пока в Раде разбираллись, как «спасти» страну, а заодно сохранить любимые коррупционные схемы, без дела (если это можно так назвать) не сидел и Правый сектор.

Депутаты еще не договорились о голосах, а на внеочередном вече на Майдане, посвященном гибеле Саши Белого, митингующие уже формировали колонны для пикета парламента. Со сцены лидер организации «Патриот Украины» Олег Однодороженко выступал с призывом свергнуть с поста министра МВД Арсена Авакова. Потому как тот якобы является колаборантом и причастен к торговле должностей.

Рада еще заседала, а вежливые охранники уже просили журналистов покинуть помещения - в целях их же безопасности. Под зданием парламента уже вовсю протестовали представители Правого сектора. «Люстрация! Авакову геть! Трибунал! Немедленно!», - гремело в округе.

Митингующие обкладывали входы-выходы шинами, стучали в двери парламента, били стекла и на призывы Турчинова прекратить провокацию лишь кричали: «Ганьба!».

Казалось, что вот-вот и, действительно, начнется штурм. Депутаты начали уходить подземными ходами. Но ажиотаж протестующих спустя некоторое время спал. Около десяти вечера «Правый сектор» покинул территорию Рады, пообещав прийти за увольнением «любимого» министра завтра с утра.

Вот только, не добившись ничего по факту, бойцы с шинами в очередной раз не только потеряли часть своих симпатиков, а и доказали, что сепаратисты - не худшее зло. Такие патриоты Украины как раз нужны Путину. Именно они создали отличную картинку для российских каналов. Проголосованный парламентом антикризисный пакет мер теперь без сомнения с легкостью потеряется на фоне "очередной экстремистской выходки в центре Киева"...