Визы для россиян: дно ада для иммигрантов
Получить украинское гражданство взрослый человек может тремя непростыми способами ...
Они называют себя патриотами Украины и действительно ими являются. Искренность этого чувства проверена годами кошмара, которые им приходится переживать, имея дело с местной бюрократией и миграционным законодательством.
Они не беженцы, им просто свободнее дышится в Украине, чем на родине. Татьяна и Михаил Суховы переехали из России 13 лет назад, в Украине родились двое их детей. Однако их шансы получить украинское гражданство в ближайшие годы мизерны. В случае введения визового режима с Россией, Украина, со всей очевидностью, вовсе потеряет этих людей.
-- Неродная страна
Получить украинское гражданство взрослый человек может тремя непростыми способами, из которых Татьяне и Михаилу, не имеющим в Украине близких родственников и не рожденных на ее территории, теоретически остается только один.
Гражданином Украины может стать иностранец, пять лет на законных основаниях беспрерывно проживающий на территории Украины. Страшная абсурдность ситуации семьи Суховых состоит в том, что, не имея другого дома и живя в Украине всю свою взрослую жизнь, они не соответствуют этой норме в том виде, в каком она прописана сегодня в украинском законодательстве.
Законные обстоятельства начинаются с получения разрешения на иммиграцию. Ни в одну из категорий людей, которые могут претендовать на такой документ (крупные инвесторы, близкие родственники граждан Украины, выдающиеся деятели науки и искусства, ценные для государства специалисты) Татьяна с мужем не попадают.
Право на постоянное проживание дается только при наличии разрешения на иммиграцию. Получение гражданства возможно только при наличии права на постоянное проживание.
У Михаила есть только свидетельство на временное проживание, которое ему выбили на месте работы. И единственная польза от которого в том, что его обладатель может пребывать в Украине легально более или менее долгий срок. Однако свидетельство Михаила уже недействительно, так как недавно мужчину перевели на новую должность. Получить такой документ вообще очень сложно - порой сложнее, чем гражданство.
У Татьяны - никакого свидетельства нет и не было. Это означает, что легально она может находиться в Украине максимум 180 дней, в действительности - 90, по истечении которых ей нужно найти убедительные аргументы для продления этого срока еще на 90 дней. Это почти нереально.
Нарушение условий пребывания в Украине грозит высылкой с невозможностью вернуться. Единственная, хотя и не совсем законная, альтернатива - раз в три месяца пересекать границу и снова - в тот же день в другом пункте пропуска, или через какое-то время, погостив у родственников, въезжать снова.
Опрошенные корреспондентом «Главкома» белорусы и россияне, как правило, каждые три месяца именно совершают однодневную прогулку в Россию или Беларусь. Татьяна и Михаил живут так уже больше 10 лет.
«Нам нравится Украина, нам очень хочется быть ее гражданами - жить и работать здесь по закону. Но это, получается, невозможно», - говорит Татьяна.
Если Украина введет визы для граждан России, фокус с пересечением границы и возвращением с российской родины домой в Украину станет невозможен ни для нее, ни для еще тысяч постоянно проживающих в Украине россиян.
-- Круги ада
Журналист Андрей Кравченко с женой Анной вернулся на родину из России в 2007 году, имея также российское гражданство. Как и Татьяне, Анне приходится регулярно выезжать в Россию. «Жена родила ребенка. Это - веское основание, чтобы продлить регистрацию в Украине? Нам ответили: «Нет», - рассказывает Андрей.
Свою собственную эпопею с получением украинского гражданства украинец Андрей называет не иначе, как адом.
«Чтобы получить украинский паспорт, нужно сначала собрать документы на получение справки о гражданстве Украины, - рассказывает он. - Эта справка делается около трех месяцев - мне ее делали порядка девяти месяцев. Но дату поставили задним числом, как будто мне выдали ее в срок!
С момента получения справки начинается отсчет двух лет, в течение которых ты должен получить паспорт. Но чтобы получить паспорт, ты обязан сначала отказаться от российского гражданства. При этом работники паспортного стола не в состоянии были внятно объяснить всего процесса. И вели они себя совершенно по-хамски.
После получения справки нужно собрать еще пакет документов, чтобы получить временное удостоверение гражданина Украины. За время, что я этим занимался, перечень нужных документов несколько раз менялся.
Удостоверение должны были сделать за десять дней - мне его делали три месяца. Пришлось в конце концов подключить знакомых в МВД, чтобы выбить это удостоверение. Документ снова подписали задним числом…
То есть, отведенные на отказ от российского гражданства и получение украинского паспорта два года для меня сократились на девять месяцев.
Пока все это происходило, Россия ужесточила правила выхода из гражданства. Стало нельзя, как раньше, просто отправить паспорт в консульство - нужно было лично сняться с места регистрации, взять справку из налоговой, ехать с этими документами в российское консульство, при этом мне еще нужно было иметь действующий загранпаспорт.
Загранпаспорт у меня к тому времени был уже просрочен - мне нужно было ехать в Россию, чтобы еще и сделать загранпаспорт.
Из-за всего этого я не успел отказаться от российского гражданства, и теперь мне нужно заново проходить все эти процедуры - все, на что я потратил почти три года. И еще мне нужно написать какую-то объяснительную».
Алексей Кравченко приехал в Украину вслед за братом и, пройдя через тот же ад, вообще отказался от идеи получать украинское гражданство, ограничившись видом на жительство, который ему делали вдое дольше положенного срока в полгода.
Естественно, за это время Алексею тоже приходилось путешествовать через границу для легализации своего пребывания в Украине.
«Сами сотрудники ОВИРа не всегда в курсе, какую информацию необходимо предоставить, - вспоминает он. - Несколько раз мне говорили собрать определенный пакет документов, а когда я их привозил, начальник ОВИРа вспоминала, что необходимо предоставить еще несколько документов, о которых она забыла сказать ранее. При этом за время получения мною вида на жительство менялись и правила, и необходимые документы.
Приемыне дни - три раза в неделю. Так как мои родственники живут в Херсоне, то и зарегистрироваться у них и соответственно оформить вид на жительство я мог только в там, а жил и работал - в Киеве. Приходилось постоянно ездить из Киева в Херсон. Раза три я приезжал на прием и выяснял, что нужный мне сотрудник заболел или что-то мешает ему меня принять».
-- Чтоб никто не догадался
Сотрудница Харьковской правозащитной группы Айгуль Муканова переехала в Украину из Казахстана. Свои собственные приключения с получением гражданства она не может вспоминать без смеха.
«Я юрист, но не знаю, какой перечень документов мне нужен, чтобы получить гражданство. В законе он указан, но на практике он шире. Чтобы его узнать, нужно попасть к сотруднику отдела в приемные часы, которые два раза в неделю.
Очередь огромная, условия ужасные – ожидать нужно в коридоре без стульев, без вентиляции. До начала приемных часов люди стоят на улице, так как очередь занимают заранее и, несмотря на то, что рабочий день начинается в 9 утра, в помещение районного отдела (не в кабинет сотрудника) их пускают только в приемное время, с 10 часов.
Нет доступной и понятной информации даже о том, что в каком кабинете принимают по интересующему вас вопросу. Много людей стояли со мной в очереди, потеряв день, и, дойдя до кабинета, как и я, узнавали, что им нужно было в другой. Часто такая же ситуация повторяется в другом кабине…
С момента начала сбора документов у меня изменились основания для получения гражданства, поэтому очереди пришлось отстаивать дважды. Причем когда, спустя три месяца, я пошла по второму кругу, оказалось, что кабинеты поменялись!»
Интересно, что адвокатские конторы на своих сайтах указывают, что перечень документов, необходимых для получения гражданства во всех случаях, приведен в указе президента «Вопросы организации исполнения Закона Украины «О гражданстве Украины».
Однако чиновники на местах черпают дополнительную информацию из некоего ведомственного письма, выдвигая требования, которых нет в публичном доступе. Благодаря такому положению вещей в стране действительно процветает масса различных контор, называющих своей миссией избавление иностранцев от лишних хлопот с получением документов.
Оформление вида на жительство для жены, например, обошлось Андрею Кравченко в 5,4 тыс. грн, но он уже по собственному опыту знает, что дешевле - сразу заплатить посредникам.
Некоторые требования местных чиновников Миграционной службы откровенно незаконны, говорить Айгуль Муканова. Так при получении годовой визы ей как юристу дважды удалось отбиться от требований принести справку на отсутствие у нее туберкулеза и ВИЧ-инфекции, которую пришлось делать некоторым другим опрошенным «Главкомом» иммигрантам.
«Когда я отказалась выполнять данное требование, мне разрешили не предоставлять дополнительные документы, и у меня не было повода обратиться в суд, чтобы хоть как-то изменить такую практику. Система при этом остается прежней!», - комментирует Айгуль.
Впрочем, подать документы на получение украинского гражданства ей тоже за целый год так и не удалось - при наличии всех оснований. Причина - именно в отсутствии нужной информации, огромных очередях и бюрократических проволочках. При загруженном рабочем графике невозможно постоянно стоять в этих очередях.
При этом, рассказывает Айгуль Муканова, «почти все выдаваемые справки действительны только три месяца. Если тебе откуда-то вовремя не пришел ответ, приходится все справки восстанавливать. Вплоть до того, что справку о сданном экзамене по украинскому языку мне тоже нужно переделывать - как будто за четыре месяца я могла его тут забыть!
Родителям уже несколько раз приходилось получать и пересылать мне справку о несудимости из страны проживания. Я ее уже трижды переводила на украинский - в бюро переводов я уже постоянный клиент, они хранят у себя мой файл».
-- «Иррациональный патриотизм»
Все это удивительно узнавать, живя в государстве, большинство граждан которого мечтают строить жизнь где-нибудь на благополучном Западе. Что, оказывается, твоя собственная страна, где за 22 с лишним года не стало седьмой части населения, кажется кому-то желанной и труднодостижимой целью.
Андрей Кравченко называет свое решение вернуться на родину «иррациональным патриотизмом»: «Я еще в университете решил, что после его окончания, пока еще не успел пустить корни в России, вернусь сюда, мол, я же украинец, патриот».
Алексей Кравченко пишет «я - украинец» тоже с явной гордостью.
«После последних событий я особенно четко поняла, что хочу жить только в Украине», - смеется Айгуль Муканова.
История Татьяны Суховой - самая поразительная. Не так давно они с мужем переехали из Киева в Крым, который «принадлежит» теперь стране их гражданства.
«Но мы хотели бы остаться в Украине, - говорит Татьяна. - Мы хотели бы остаться в Крыму, если бы он был частью Украины. Сейчас мы заложники ситуации».