ПРевращение Конституции
Кандидат в президенты от Партии регионов озвучил концепцию изменений в Конституцию Украины
Сразу же по окончании пасхальных праздников кандидат в президенты от Партии регионов Михаил Добкин озвучил тезисы концепции изменений в Конституцию Украины. Многие из прозвучавших предложений уже неоднократно выражались либо самим экс-губернатором Харьковской области, либо его соратниками. Некоторые – были озвучены впервые. В этот раз конституционные инициативы были систематизированы и упакованы в рамках единого и объемного документа. Собственно, самой концепции.
Сам по себе документ оказался достаточно содержательным и несколько громоздким, однако, заслуживающим внимания. Учитывая, что сегодня «регионалы» претендуют на роль главных примирителей восточной Украины и центральной власти, презентованный проект вполне можно рассматривать как некую «дорожную карту» по урегулированию ситуации в стране.
Естественно, предложения изменений в Основной закон генерировал не единолично Михаил Маркович. По его словам, тезисы подготовили ведущие специалисты в областях экономики, права и государственного строительства. Однако обошлось без конкретных имен и фамилий. Собственно, ни для кого не секрет, что в Партии регионов собрано немало кадров, являющихся специалистами конституционного права. Нехватки юристов в партии никогда не наблюдалось.
Партия регионов не так давно лишилась власти в Украине, однако генерировать глобальные идеи, вроде проекта новой Конституции, похоже, отказываться не намерена.
-- Языковой вопрос
Попробуем разобраться. Первым и самым спорным для общества вопросом является предоставление русскому языку статуса второго государственного. Еще несколько месяцев назад этот вопрос встречал массу возражений, в нынешней же общественно-политической ситуации он обстоит несколько по-другому.
Предоставление статуса государственного русскому языку формально пресекает заявления России по поводу «защиты русскоговорящих», которых в Украине «ущемляют». Ведь, согласно опросу российского «Левада-Центра», 62% россиян считают, что аннексия Россией Крыма вызвана именно угрозой русскоязычному населению полуострова. Но при этом, согласно опросу КМИСа, 71,5% опрошенных в восьми юго-восточных областях не считают, что права русскоязычных ущемляются. Вместе с тем, уровень поддержки идеи предоставления русскому языку статуса государственного в юго-восточных областях Украины по-прежнему высок.
Насколько в реальности языковая инициатива Добкина поможет утихомирить Юго-Восток, пока сказать сложно, но вероятность есть. Как минимум – данное решение навсегда заберет у российских политиков и их агентов влияния в Украине серьезный козырь, с помощью которого уже не первый год реализуются сценарии по эскалации общественно-политической обстановки в стране.
Сегодня «регионалы» и их кандидат предлагают закрепить статус русского языка в Конституции. Путь сложный, учитывая необходимость рассмотрения этого вопроса в парламенте. Внедрение этой нормы неизбежно вызовет бюрократические проблемы и противостояние со стороны приверженцев единого государственного языка – это очевидно. С другой стороны – это решение действительно может стать основой компромисса между центральной властью и восточно-украинским избирателем, который в массе своей нынешней центральной власти не доверяет.
На предоставление русскому языку статуса второго государственного не пошел в свое время даже Виктор Янукович, хотя и прошел несколько победных избирательных кампаний именно с этим лозунгом. Вопрос русского языка как второго государственного был исключен из повестки дня и заменен более мягкой формулой в виде закона Колесниченко-Кивалова.
Сегодня, когда на востоке Украины разворачиваются сепаратистские действия, а значительная часть живущих в восточных областях людей, не скрывая своей позиции, эти действия поддерживают, об особом статусе русского языка заговорил даже премьер-министр Арсений Яценюк.
Очевидно, что данная проблема никуда не денется. И пока не будет найдена формула с участием всех политических сил, представленных в парламенте, языковая проблема продолжит разъединять страну и украинское общество.
-- Под крылом унитарного государства
«Концентрация власти в одних руках приведет к тому, что мы недавно наблюдали на улицах и площадях нашей страны», - убежден кандидат от ПР.
«Страну приведет к успеху тот, кто откажется от централизации бюджета в пользу регионов. Правительство, как и во всем современном мире, должно оставить себе функции обеспечения обороны, безопасности и внешней политики», - вторит ему секретарь президиума Партии Регионов Борис Колесников.
В том, что стране нужна децентрализация, убеждены и представители нынешней власти, тем более, что это лозунг не только Юго-Востока, но и других регионов Украины, которые все это время не были услышанными. Вопрос лишь – в каком формате?
Федерализацию ни украинская власть, ни европейские партнеры Украины не поддерживают. Тема федерализации была привнесена в Украину искусственно извне. Фактически, сегодня на федерализации Украины настаивает только Россия. В Украине никогда не было сколько-нибудь значимой дискуссии на эту тему, посему каждый из кандидатов-тяжеловесов довольно мудро оставил идею федерализации «за скобками» своих кампаний. Стоит ли этому удивляться, если даже в самом Донецке, который сегодня далек от спокойствия, 50,2% жителей хотят жить в унитарной Украине (против 15,5% федералистов).
Некоторые эксперты и наблюдатели еще до страта избирательной кампании прогнозировали, что именно ПР и ее кандидат могу стать проводниками идеи федерализации в ходе президентских выборов. Однако Партия Регионов, вопреки этим ожиданиям, выступила за унитарное государство с широкими правами регионов. Более того, кандидат от ПР Добкин последовательно клеймит сепаратизм на юго-востоке во всех своих выступлениях и эфирах.
В целом, говоря о децентрализации и урезании полномочий президента, Добкин выглядит весьма органично, так как состоялся, прежде всего, как политик на уровне одной из крупнейших областей Украины – Харьковской. И несмотря на то, что благодаря своей прямоте и стилю управления был хорошо известен в масштабах всей страны, в центральных органах власти за последние года так и не «засветился».
-- Роль оппозиции и реформа судебной системы
Коснулись «регионалов» и темы гарантий деятельности оппозиции, ведь, исходя из политических перестановок последнего времени, шансы оказаться в оппозиции довольно высоки у всех политических сил.
В ходе презентации концепции изменений в Конституцию Михаил Добкин предложил усилить права оппозиции для контроля за действиями власти. С похожими предложениями ранее выступила и Юлия Тимошенко. Результат – 10 апреля Рада приняла в первом чтении законопроект «О парламентской оппозиции». ПР предлагает идти дальше, и регламентировать деятельность оппозиции нормами Конституции. В частности, «регионалы» предлагают создать антикоррупционное бюро с широким спектром полномочий, главой которого, согласно закону, должен избираться представитель оппозиции.
Также «регионалы» решили не отдавать инициативу Кабинету Министров в вопросе реформы судебной системы, предложив свой вариант подхода к украинским судам.
Совсем недавно министр юстиции Павел Петренко заявил, что на протяжении 1 года предлагается провести переаттестацию судейского корпуса. Михаил Добкин в своих инициативах пошел еще дальше, озвучив тезис, что одним из требований к повышению квалификации судей должен стать возрастной ценз для тех, кто выбрал для себя профессию судьи как основную: «Хотя бы с 30 лет, а не раньше, должны приходить специалисты и получать возможность работать в судах», - отметил регионал.
В общем, в проекте новой Конституции пунктам судебной реформы уделено достаточно много внимания. Среди прочего – исключение влияния парламента на судебную систему Украины, возвращение Верховному Суду полномочий высшей судебной инстанции, по мнению ПР, должны иметь позитивный эффект. Тем более, Европа давно поторапливает Украину с реформой судебной власти, да и большинство украинцев, мягко говоря, не довольно принципами работы отечественных судов.
-- Внеблоковый статус
Говоря о внешней политике – теме болезненной и противоречивой для Украины, Добкин предложил всем собравшимся честно признания себе в том, что (далее цитата) «пока Украина не готова к любым политическим или экономическим союзам, мы не сможем обезопасить себя от постоянных политических кульбитов». Только теперь согласно новым конституционным инициативам «регионалов» внешнеполитические векторы должны выбираться путем всеукраинского референдума.
Исходя из этого заявления, однако, остался открытым вопрос по поводу интеграции в ЕС – курс, который на уровне деклараций был главной целью и президента Януковича, и остается таковым для нового руководства Украины. Вместе с тем, если вернуться в формат диалога между разными частями Украины, к которому сейчас активно призывает и Михаил Добкин, и выдвинувшая его в президенты ПР, то договоренность между украинскими политиками не привносить в общественную дискуссию темы, которые разделяют общество, выглядят логичными. А выбор внешнеполитического вектора – одна из таких тем.
Однако если стать ногами на землю, и проанализировать перспективы Украины на внешних фронтах, станет ясно, что внеблоковый статус для Украины – скорее не необходимость, а неизбежность. Во всяком случае, на ближайшие несколько лет. Вступить в Евросоюз Украине никто пока не предлагает и в краткосрочной перспективе вряд ли предложит. История с Таможенным Союзом, учитывая то, сколько всего за последние месяцы произошло между Киевом и Москвой, и подавно снята с повестки дня. Создание полноценной Ассоциации с ЕС – отложено до лучших времен. Политики говорят, что возврат к этому вопросу произойдет осенью, однако до осени еще нужно дойти – пережить президентские выборы, определиться с Крымской проблемой, сохранить целостность, избежать дефолта и удержать экономику.