Чего Путин предпочитает не знать об истории России
Очевидно, агентов КГБ не учат истории — по крайней мере, так может показаться, если вспомнить недавнее заявлении Владимира Путина о том, что только «Бог знает», как юго-восточные области Украины стали частью этого государства.
Очевидно, агентов КГБ не учат истории — по крайней мере, так может показаться, если вспомнить недавнее заявлении Владимира Путина о том, что только «Бог знает», как юго-восточные области Украины стали частью этого государства. Российский президент называет этот регион «Новороссией» — эта давнишняя концепция всегда была и остается скорее мечтой, чем фактом. Луганск, Донецк, Одесса и другие города Новороссии уже почти целое столетие являются частью территории Украины. И даже до этого они никогда не были по-настоящему русскими.
Императрица Екатерина II первой озвучила идею о том, что эта территория, которую она забрала у османских турок во второй половине 18 века, должна стать «Новороссией». Екатерина хотела, чтобы ее подданные поселились на этой новой, практически незанятой земле, поэтому она изо всех сил старалась переманить туда русских дворян. Однако в те времена мало кто был готов попытать счастья на «диких полях», и никакие уговоры и щедрые предложения императрицы не помогали. После этого она приказала распространить в Европе листовки, в которых она обещала дешевую землю, религиозную свободу и освобождение от налогов и воинской повинности всем тем, кто захочет поселиться на этой земле. Этим приглашением воспользовались менониты, немецкие католики, итальянцы, евреи, швейцарцы и представители некоторых других национальностей.
Внук Екатерины II, царь Александр I, пригласил диссидентов из Османской империи — албанцев, сербов, болгар, молдаван, греков, армян и даже турок — поселиться в Новороссии, чтобы османы больше не пытались вернуть себе эти земли. Царский режим даже взял на себя некоторые расходы иностранцев на организацию поселений и позволил им сохранить свои национальные языки и традиции. В конечном итоге Новороссия Екатерины стала домом для гораздо большего числа нерусских людей, чем русских.
Крупнейшие города этого региона имеют нерусские корни. Луганск был основан в конце 1700-х годов англичанином, а Донецк был основан в 1865 году предпринимателем из Уэльса, который построил сталеплавильный завод и открыл угольные шахты. В течение целого столетия это поселение было известно под названием Юзовка (образованным от имени его основателя Джона Хьюза (John Hughes)), и было переименовано в Донецк только в 1961 году.
Первые европейские правители Одессы, крупнейшего черноморского порта Новороссии, пользовались поддержкой русских царей и многое делали для развития ее экономики и повышения уровня благосостояния. Но к середине 19 века Россия стала с подозрением относиться к этому городу из-за того, что в нем жило множество иностранцев. Греки, болгары, поляки и украинцы организовывали там секретные сообщества. Число евреев в городе также продолжало расти. Поэтому Николай I, который правил в России с 1825 по 1855 год, назвал Одессу «гнездом заговорщиков».
Опасаясь беззакония и беспорядков в этом космополитическом городе, русские цари начали назначать военных губернаторов, которые должны были вести наблюдение за этой территорией, и перестали оплачивать развитие инфраструктуры, переключившись на другие черноморские порты. Если бы в Одессе было больше русских, возможно, его судьба сложилась бы иначе.
Даже в советские времена Одесса занимала чрезвычайно низкое положение в иерархии крупных городов. Как и в царскую эпоху, жители Одессы не относились к распоряжениям правительства слишком серьезно. Никто не мог быть уверенным в том, что Одесса строго следует марксистскому учению — в конце концов, именно там учился Лев Троцкий, а до 1917 года процветали меньшевики. После революции 1917 года большевикам потребовалось несколько лет, чтобы подчинить Одессу себе.
Советский режим расширил присутствие русских в этом регионе, но Одесса никогда до конца не подчинялась Москве, поэтому она всегда была лишь бедной родственницей других советских городов. Туда всегда поставляли меньше продуктов питания и других товаров, чем в другие города, а в ее восхитительном Оперном театре, построенном австрийцами в 1880-х годах, редко выступали оперные и балетные труппы.
В этом году на Пасху русское православное сообщество в Одессе объявило о формировании Новороссийской республики, столицей которой должна стать Одесса. Эта немногочисленная группа назвала Валерия Каурова, председателя Союза православных граждан Украины, президентом этой воображаемой, основанной на религиозной вере республики. Скрываясь в Москве из-за того, что украинские власти открыли против него уголовное дело, Кауров обратился к членам этой группы в Одессе по Skype, призывая их продвигать историческое название Новороссия, произносить и писать его: «Наша земля — Новороссия — это важная часть Святой Руси».
По иронии, в 19 веке, когда действительно существовала Новороссия, Одесса славилась своим безбожием. В Одессе было меньше православных церквей на душу населения, чем в любом другом крупной городе Российской империи. А члены одной еврейской синагоги в Одессе шокировали более набожных евреев, установив в ней орган. Согласно одной еврейской поговорке, вокруг этого города полыхало пламя ада, потому что в нем не было места благочестию. Земная, материалистическая, коммерческая, дерзкая, предприимчивая и в этническом плане разношерстная Одесса была исключительно космополитическим и абсолютно нерусским городом.
Всем понятно, почему Путин так отчаянно стремится аннексировать Одессу и другие города юго-востока Украины, но, называя их российскими городами, он рассказывает нам историю, которой не было. В 1920-х годах, когда Владимир Ленин официально сделал этот регион частью Украины, он объяснил свое решение желанием избежать «великого русского империализма и шовинизма». Но Владимир Путин, очевидно, не видит в этих качествах ничего дурного.
Патриция Херлихи — почетный профессор истории Брауновского университета и адъюнкт-профессор Института международных исследований Уотсона. Она также является автором книг «История Одессы, 1794-1914» (Odessa: A History, 1794-1914) и «Мировая история водки» (Vodka: A Global History).
Перевод: inoСМИ.Ru