Невовремя. Как поссорились Аваков и Махницкий
Новая власть повторяет роковые ошибки команды Ющенко: милиция и Генпрокуратура играют в войнушки между собой
Трагические события в Одессе обнажили острый конфликт между силовиками в нынешней власти. Задержанные после кровавого 2 мая 67 российских активистов были в воскресенье под давлением своих сторонников отпущены из Одесского управления МВД, что привело к потоку взаимных обвинений милиции и прокуратуры. Так, близкий соратник министра внутренних дел Арсена Авакова, журналист Юрий Бутусов распространил в «фейсбуке» заявление, что Аваков разгневан «позорным фактом освобождения 10 провокаторов, по вине которых в Одессе были убит 43 человека и 160 ранены». Причем главный милиционер страны прямо обвинил в освобождении задержанных заместителя генерального прокурора Николая Банчука, который якобы запретил этапировать их в Киев.
Одесская прокуратура отреагировала быстро: «В СМИ распространилась ложная информация об освобождении 4 мая по указанию прокуратуры области из Одесского горуправления МВД 67 пророссийских активистов, принимавших участие в массовых беспорядках, имевших место 2 мая». В свою очередь прокуратура перевела стрелки на милицию, обвинив ее сотрудников в открытом игнорировании служебных обязанностей. Плюс по факту ненадлежащего выполнения работниками милиции своих обязанностей по охране общественного порядка начато уголовное производство по ст. 367 УК Украины по факту, а по факту превышения ими своих служебных обязанностей – по ст. 365 УК Украины. Высказался и сам Генпрокурор «свободовец» Олег Махницкий, назвавший заявление Авакова «неуместно эмоциональным и, как минимум, преждевременным в критический для государства момент».
-- Это уже когда-то было
Напомним, что Аваков был назначен на свой пост по квоте «Батькивщины», а Махницкий – «Свободы». Такой пинг-понг между МВД и Генпрокуратурой не в новинку для «демократов». В 2005-м году после победы на президентских выборах Виктора Ющенко тогдашний глава МВД Юрий Луценко неоднократно жаловался, что прокуратура тормозит его благие начинания, спуская на тормозах милицейские расследования, а лично Виктор Ющенко это покрывал и не давал ему наказать деятелей прошлого режима. Луценко напоминал, что многие уголовные дела могут возбуждаться только с подачи Генеральной прокуратуры, и дальнейшие следственные действия проводятся только по ее санкции. Но, как утверждал тогда министр, прокуратура не довела до конца ни одно из резонансных дел.
Конечно, сейчас ситуация в стране куда более сложная, но суть та же – милиция и Генпрокуратура начали войнушки между собой, которые могут продолжиться уже сегодня на закрытом заседании парламента, где планируется заслушать руководителей силовых ведомств. Фон для взаимных обвинений у силовиков, прямо скажем, не очень благоприятный, и на то, что можно было бы списать на «болезнь роста» при президентстве Ющенко, сейчас просто нет времени. Хотя отрицать деморализованность органов внутренних дел во многих регионах было бы глупо, и оперативно решить эту проблему, к сожалению, не выходит.
«Свободовец» Юрий Сиротюк защищает однопартийца Генпрокурора и считает, что МВД в этой истории ведет себя не совсем адекватно:
«Конфликта нет, есть дезинформация, которую Аваков распространил через «фейсбук» Бутусова. Потом эту информацию разогнали по сайтам и были подключены «говорящие головы», которые сегодня работают с нашими партнерами. Очевидно, что никакого отношения и указаний местная или генеральная прокуратура к этому не имеет. Есть самовольное решение одесской милиции, которая прикрывала и защищала террористов и сейчас пытается преследовать одесситов, вышедших на защиту родного города. Это нездоровая ситуация со стороны МВД – попытка перекинуть ответственность на других. Сам метод подачи информации министерством, как минимум, не способствует ни борьбе с российской агрессией, ни с террористами и выглядит некрасиво. На закрытом заседании Рады мы, конечно, поднимем этот вопрос. А прокуратура должна действовать исключительно в правовом поле – если есть нарушения со стороны высокопоставленных сотрудников МВД, значит надо реагировать правовыми методами, невзирая на звания. И очень хорошо, что Махницкий не писал в «фейсбуке» Сиротюка, что он думает по этому поводу».
Член кадровой комиссии МВД, известный журналист Юрий Бутусов, который и «разогнал» информацию о причастности Генпрокуратуры к событиям в Одессе по соцсетям, уверен, что та должна не только заявлять о своей непричастности, но и назвать реальных виновников.
«Прокуратура, у которой есть все полномочия, должна сказать, что МВД, возможно, заблуждается, – считает Бутусов. – Но тогда прокуратура не просто обязана сказать, что она не причем, но назвать виновных – тех, кто дал команду отпускать задержанных».
Бутусов считает: в том, что МВД и прокуратура все время выясняют между собой выясняют отношения, ничего удивительного нет: «Надеюсь, конфликта между ведомствами удастся избежать. Кстати, 42 пророссийских сепаратиста, задержанных за организацию массовых беспорядков в Одессе, уже были этапированы в одну из областей Центральной Украины и сейчас решается вопрос об избрании им меры пресечения. Это решение Аваков принял по согласованию с первым замом Генпрокурора Николаем Голомшей».
Ситуация сейчас и в 2005-м году, когда Генпрокуратура блокировала инициативы МВД, отличается, уверен политолог Вадим Карасев: «Тогда милиция была «оранжевой», а прокуратура оставалась «региональной». Тот конфликт имел политическую окраску, сейчас же у власти союзники. Я не вижу конфликта между прокуратурой и МВД – это либо сбой, либо эксцесс исполнителя, либо какая-то игра. Ведь публично отпустить этих людей в Одессе власть не могла, а нагнетать ситуацию и ждать, пока под милицию начнет стекаться все сепаратистское подполье, может, не захотели. Власть боится обострения ситуации и силового варианта, а со временем этих сепаратистов отловили бы и опять посадили».
-- Квотные назначения - порочны?
Но есть подозрение, что стороны конфликта не играют поддавки. Новое руководство силовиков уже было замечено в некоторых странных кадровых решениях на местах. В частности, Юрий Луценко прямо заявил, что результат беспомощности милиции во время событий в Одессе – результат назначения местных силовиков по квотному партийному принципу. Председатель парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью Виктор Чумак сомневается, что на 50–60% нынешнего кадрового состава МВД можно опираться в повседневной работе. Генпрокуратура, в свою очередь, никак не отчитывается о ходе расследования резонасных дел. В частонисти, «Главком» отправил в ведомство массу запросов по расследованию резонансных дел, но никакой обратной связи нет. По имеющейся информации, определенные трудности в коммуникациях между МВД и Генпрокуратурой присутствуют давно, просто после Одессы стороны открыто стали заниматься обоюдной дискредитацией.
Независимо от того, чем закончится вся эта история, осадок от нее остался нехороший. В адекватности руководства силовиков и их способности держать ситуацию под контролем и ранее у многих были сомнения. Сейчас же, когда власть должна демонстрировать единство и координацию действий, как никогда, наружу стали вылезать внутренние склоки и обвинения. И их, наверно, действительно лучше обсудить за закрытыми дверями.