Круглые столы национального единства на фоне антитеррористической операции
Значительнейшими событиями недели в Украине стали два круглых стола национального единства, проведенные в среду в Киеве (14 мая) и в пятницу в Харькове (17 мая).
Значительнейшими событиями недели в Украине стали два круглых стола национального единства, проведенные в среду в Киеве (14 мая) и в пятницу в Харькове (17 мая). Нельзя сказать, что они возымели умиротворяющее действие на вооруженных людей, все еще представляющихся ополченцами неконституционных образований типа Донецкой или Луганской народных республик. Никто из «ополченцев» оружия складывать не стал. Но, как свидетельствуют находящиеся в гуще событий обозреватели, скоро оружие перед законной властью будет складывать некому: бывшие бескомпромиссные бойцы начинают растворяться яко тати в нощи. Наверное, не последнюю роль в этом сыграл жесткий тон украинского премьера Арсения Яценюка: переговоры будут вестись только с теми, и амнистия будет только тем, кто сложил оружие.
Жестким тоном отличался не только премьер-министр, которого противники рисовали этаким интеллигентным кроликом-очкариком из советского мультфильма про Винни Пуха, но и первый президент независимой Украины Леонид Кравчук. Судя по всему, именно их жесткая риторика вынудила бывшую партию власти – донбасскую в основном Партию регионов – пойти на попятную. Предложенный народным депутатом Вадимом Новинским, членом фракции Партии регионов, проект меморандума (http://mignews.com.ua/politics/inukraine/2814917.html), который долженствует принять Верховная Рада для умиротворения ситуации, выглядел, в отличие от воинственных кличей регионалов в ходе первого круглого стола, уже как молитва кота Леопольда – героя советского мультика: «Ребята, давайте жить дружно».
Повторяемое с нудностью надоевшей всем мантры требование Партии регионов о прекращении антитеррористической операции в Луганской и Донецкой областях и на втором круглом столе получило жесткий отпор. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк в очередной раз повторил: «Переговоров с террористами мы вести не будем. Те, кто не совершали тяжких преступлений и пока что держат в руках оружие, могут сдать оружие, мы примем закон и амнистируем этих людей. Эта возможность остается».
Ему вторил бывший президент Леонид Кравчук: «Говорят — дайте больше полномочий. У власти на Востоке хватит полномочий. Вы что, не можете выбросить террористов, а там они есть. Вы что, не можете выбросить мародеров, насильников, убийц? Я призываю к одному: наведите порядок в своих областях. Там есть шахтеры, металлурги, химики, это мощная сила, еще с советских времен обращались к этим людям». Заметив, что он сам наводит порядок в своем доме, Леонид Кравчук сурово напомнил: «Человек, который взял оружие незаконно, должен быть готов, что он встретит человека с оружием от закона».
Тон на заседании второго круглого стола в Харькове попытался задать народный депутат Вадим Новинский, зачитавший проект «Меморандума мира и согласия для прекращения дальнейшей эскалации конфликта в гражданском обществе, ради целостности Украины и будущего украинского народа», который должен принять украинский парламент. Уже первые фразы предложенного «Меморандума» заставили многих насторожиться: «Украина переживает тревожный и одновременно судьбоносный период в своей новейшей истории, — говорится в проекте регионалов — для деэскалации напряженности в обществе Верховная Рада Украины призывает все стороны конфликта протянуть друг другу руки, отказаться от радикальных действий, ненависти, вместе вернуться к совместной работе по защите, развитию демократической, суверенной и единой Украины, в которой свободно и дружно будут жить люди всех национальностей, политических убеждений и вероисповеданий».
За годы пребывания у власти Партия регионов выработала такую стилистику, которая с помощью демонстративной миролюбивости затуманивает реальные намерения партии. Действительно, казалось бы, куда уж миролюбивее: «призывает все стороны конфликта протянуть друг другу руки, отказаться от радикальный действий». Признание Партией регионов государственных силовых структур стороной конфликта – это попытка низвести их до статуса бандитского формирования. Но в Украине есть только одна сторона конфликта – люди, вооруженные самым современным оружием, состоящим на вооружении только Вооруженных Сил Российской Федерации, представляющиеся ополчением неконституционного образования Донецкая народная республика. Это те люди, которые не только захватили государственные административные здания, но и берут в заложники обычных граждан, грабят инкассаторские машины, терроризируют сотрудников избирательных комиссий по выборам президента. Как и любое другое государство, Украина не протягивает руку дружбы людям, посягающим на её территориальную целостность. Во время дискуссии по поводу предложенного «Меморандума…» Леонид Кравчук напомнил участникам, как президент Российской Федерации Владимир Путин разговаривает с террористами. После этого голоса с требованием к государству остановить проведение антитеррористической операции замолкли.
Украинская пословица учит: шило в мешке не утаишь. Вот и предложенный Вадимом Новинским «Меморандум…» содержит положения, от которых веет кремлевским духом. Так, в нем говорится, например, что в основу конституционной реформы, которую проведет Верховная Рада, будет положена децентрализация государственной власти. Казалось бы, речь идет о предложенной правительством Арсения Яценюка децентрализации, предусматривающей ликвидацию областных и районных государственных администраций, формирование исполкомов областных и районных советов и передачу им функций исполнительной власти в регионах, и тому подобное. Оказывается, об этом в «Меморандуме…» говорится, но лишь в третьей и четвертой позиции. А вот первая позиция просто поразительна: «внеблоковый статус Украины».
Какое отношение к децентрализации власти в государстве имеет блоковый или внеблоковый его статус? Каким образом участие Украины в том или ином блоке государств повлияет на «прямые выборы руководителей регионов жителями областей»; на «обеспечение полномочий регионов необходимыми финансовыми ресурсами за счет установления справедливого распределения доходов бюджетов»; на «обеспечение возможности жителям регионов решать свои вопросы на местных референдумах»? Разве руководство НАТО, АНЗЮС или Региональной системы безопасности и обороны (военно-политический блок, действующий в рамках Организации восточно-карибских государств) требуют от своих участников какого-либо подчинения в этих вопросах?
Так почему же Партия регионов так озабочена внеблоковым статусом Украины? Не потому ли, что будь Украина членом НАТО, ни о какой аннексии Крыма Российской Федерацией не могло бы быть и речи? Не говоря уже о борцах за создание так называемых «народных республик» Донецкой и Луганской областей.
А для чего Партии регионов нужно бороться за то, чтобы участие Украины «в любых политических и экономических межгосударственных союзах» решалось «исключительно по результатам всенародного референдума»? Естественно, для того, чтобы не пустить Украину в НАТО, но зато затянуть её в руководимую Российской Федерацией Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И Партию регионов совсем не волнует отсутствие логики в размещении требования о всенародном референдуме при решении международных вопросов в «Меморандуме…», посвященном децентрализации государственной власти.
Ну, а что касается продолжающих звучать со стороны парламентских партий – Партии регионов и Коммунистической партии – призывов к федерализации страны, премьер-министр Арсений Яценюк афористично пояснил, что призывающие к федерализации на самом деле хотят феодализации: «был один Янукович, сейчас хотят, чтобы было 27 януковичей в маленьких областях». При этом Арсений Яценюк резко обозначил свою гражданскую позицию: «Я буду сопротивляться до последнего, и никогда Украина не будет расчленена. Украина должна быть единой, унитарным государством с широкими полномочиями регионов», – заявил Яценюк, выступая на круглом столе в Харькове.
Параллельно с политическими собраниями, в Украине на этой неделе с 15 по 19 мая проходит конференция «Мыслить с Украиной» (http://krytyka.com/ua/academia/projects/events/myslyty-z-ukrayinoyu), в которой принимают участие двадцать пять выдающихся интеллектуалов, исследователей, писателей и художников из разных стран мира. Американский историк Тимоти Снайдер во время пресс-конференции так охарактеризовал это событие: «Прежде всего, конференция «Мыслить с Украиной» созвана для того, чтобы показать солидарность, чтобы показать, что Киев является городом, в который хотят приехать люди со всего мира, - частично потому, что мы хотим быть с нашими украинскими коллегами, чтобы выразить свое уважение тому, что они сделали, а также выразить уважение и заинтересованность тому, как они думают о новой Украине», – сказал американский ученый. По его мнению, Украина сегодня стала «едва ли не самым интересным местом в мире, где должна и может состояться серьезная дискуссия по этике, политике и культуре».
На этом фоне очень пессимистично выглядит новость о том, что от участия в экономическом форуме в Санкт-Петербурге отказались полтора десятка руководителей и председателей советов директоров крупнейших корпораций США и Евросоюза – таких, как ConocoPhillips, Airbus Group, Visa Inc, Alcoa, Siemens, Citigroup, Morgan Stanley, International Paper Company, Pepsi, Eni, Bain & Company. Видимо агрессия Российской Федерации против Украины и аннексия ею Крыма не вдохновляют капитанов международного бизнеса на дискуссии о том, где в России могли бы найти применение их знания, опыт и капиталы.
Да и кто же в здравом уме рискнет ехать в страну, где один из ведущих политиков, одиннадцать лет бывший заместителем председателя Государственной Думы, а ныне являющийся членом её Совета, Владимир Жириновский предлагает развернуть реку Днепр с территории Украины на территорию России? Выступая на этой неделе в Смоленске, Жириновский заявил: «Поскольку Днепр берет свое начало в Смоленской области, есть предложение (и проект уже разрабатывается в Москве инженерами, специалистами по водным ресурсам под руководством академика Лисичкина) построить канал (срок - 10 месяцев максимум, можно и за 7) и повернуть воды Днепра, соединив их с водами Тихого Дона или реки Десна. Обе реки идут по территории Российской Федерации. Но это же будет огромный удар по экономике Украины, потому что реки Днепр больше не будет, мы ее повернем на территорию России», – сказал Жириновский.
Тормознуть зарвавшегося политика могут здравомыслящие люди, которые, слава Богу, еще не перевелись в Российской Федерации. Заместитель директора института географии Российской академии наук Аркадий Тишков, охарактеризовал идею Жириновского «заявлением на грани абсурда», и сообщил агентству Укринформ: «Ни о каких вопросах, связанных с такими действиями, которые могут привести к экологическим катастрофам ниже по течению в реках, не может быть и речи в России. Россия никогда не использовала, и не будет использовать таких приемов для решения политических вопросов. Никаких подобных проектов по использованию таких транзитных рек (как Днепр - ред.) в России не разрабатывается», – сказал ученый.
Как тут не согласиться с Валерией Новодворской, сказавшей о Жириновском, что он оказался «не безобидным шутом, а злым троллем».
Украинцы же, несмотря на вооруженное до зубов сорокатысячное войско Российской Федерации у своих границ, не теряют чувства юмора. 17 мая в Черкассах был проведен шуточный «референдум» за присоединение Кубани к Черкасчине. Чтобы подчеркнуть игровой характер мероприятия, его организаторы написали в «бюллетене»: «неправильно заполненный бюллетень считается недействительным», а голос свой граждане могли отдать как за себя, так и за родственников, друзей и домашних животных. По прогнозу организаторов, присоединение Кубани к Черкасчине поддержат «около 140% черкасчан». «Референдумы» так называемых Донецкой и Луганской народных республик на этом фоне выглядят жалкой и глупой шуткой.