Запоздалое прозрение Ахметова
Главным событием предвыборной недели на Донбассе считается внезапное прозрение Рината Леонидовича Ахметова. Миллиардер вдруг понял то, что было очевидно уже всем и очень давно
Главным событием предвыборной недели на Донбассе считается внезапное прозрение Рината Леонидовича Ахметова. Миллиардер вдруг понял то, что было очевидно уже всем и очень давно: самопровозглашенная ДНР — это самые обыкновенные террористы, превратившие некогда относительно благополучный регион в рукотворный ад.
Ахметов тут же поспешил поделиться открывшейся ему истиной с общественностью и сделал это массированно и навязчиво — целых два видеообращения, наружная реклама с цитатой о «счастливом Донбассе в единой Украине», призывы к забастовкам и другим мирным акциям протеста.
Два дня ровно в полдень синхронным хором заводских гудков и автомобильных сирен в Донецкой области теперь призывают к миру. Не без происшествий — реакция «республиканцев» на любые не нравящиеся им действия не изменилась ни на йоту. Несколько разбитых стекол в авто, стычки на дорогах, вооруженное нападение на клубный автобус ФК «Шахтер».
Не изменилась и тактика действий милиции. Все то же непротивление злу насилием и потрясающее умение в нужный момент смотреть в другую сторону.
По сути, не изменилось ничего, кроме публичной позиции одного человека.
Но инициатива олигарха, которого давно призывали определиться, к умным ему или к красивым, оставляет много вопросов. И сомнений — как относительно искренности, так и по качеству исполнения.
Кандидат в президенты от ПР Михаил Добкин, возможно, даже заметил бы, «что текст немножко по-дебильному написан». И это тот редкий случай, когда с ним можно было бы согласиться.
Цитата из первого обращения Рината Ахметова: «Сегодня мариупольцы хотели провести марш мира… Но утром мне сказали, что в Мариуполе появились пулеметы, что мирных людей, мирную акцию хотят расстрелять! И я немедленно связался с директорами наших предприятий и призвал их приостановить участие в марше мира…»
А теперь давайте вспомним предшествующие события. В каком же это городе местная власть и топ-менеджеры градообразующих заводов вовсю подыгрывали террористам, выгоняя украинских военных?
Было это, как ни странно, в Мариуполе. Группа «Метинвест» после боя с участием сил Нацгвардии публично потребовала «признать непоправимые ошибки, совершенные в Мариуполе и других городах Донбасса, отвести войска».
И недели не понадобилось Ринату Леонидовичу и его директорам, чтобы сообразить: главная угроза жителям исходит все-таки не от гвардейцев, а именно от террористов. Так зачем же было так настойчиво выпроваживать силовиков, прибывших сюда именно для борьбы с террористами?
Еще цитата из обращения Ахметова: «Сегодня представители так называемой ДНР захватили железную дорогу. Они не просто остановили железную дорогу, они остановили сердце Донбасса! Потому что промышленность Донбасса без железной дороги умрет. А значит, умрет Донбасс — наш трудовой край! И поэтому я призываю…»
От этого фрагмента веет фирменным цинизмом. «Поэтому»? Избиения активистов на проукраинских митингах — это, как оказалось, не повод к чему-то призывать. Имена Дмитрия Чернявского, Владимира Рыбака, Юрия Поправки, Юрия Дядьковского спичрайтерам Ахметова ни о чем не говорят. Длинные списки погибших в боях с террористами военных — тоже.
Зато блокировка железной дороги, по которой курсируют грузы между заводами корпораций Рината Леонидовича, вдруг стали формальной причиной для резкого поворота к патриотизму…
К патриотизму, воплощенному в небезопасном виде. Не для Ахметова, конечно. Но для тех, кто последовал его призывам.
Любые массовые мирные акции в период вооруженного конфликта — это, по сути, беззащитная мишень для террористов.
А последние сейчас крайне озлоблены. Боевики ДНР загнаны в глухой угол. Российские танки на помощь не спешат. Надежды на массовую поддержку населения не оправдались. А теперь еще и крупнейший олигарх региона публично послал их в известном направлении.
Что дальше делать — неясно. За что воевать — неизвестно.
Бессильная ярость несостоявшихся «революционеров» находит выход в эпизодических вспышках вооруженного насилия. Без цели, без плана, без смысла.
Юные футболисты из академии «Шахтера» уже побывали под прицелом террористов. К счастью, обошлось. А в следующий раз?
С тех пор, когда мирные акции имели какой-то смысл, обстановка изменилась. И очень сильно. Местные патриоты давно это поняли. И действуют по-другому. Одни записались в батальон «Донбасс». Другие организовались в волонтерские движения, занятые помощью дислоцированным в регионе военным и эвакуацией граждан, попавших в зону пристального внимания «республиканцев».
У Рината Леонидовича, скажем прямо, возможностей доказать свой активированный патриотизм, гораздо больше, чем у рядовых активистов.
Например, пока он гудит в гудки, вся страна собирает деньги своей нищей армии СМС-ками.
Например, командиры батальона «Донбасс» почему-то находят поддержку у Коломойского (губернатор Днепропетровской области дал им тренировочную базу и согласился через свой штаб набирать добровольцев и в это подразделение тоже).
Например Тарута сделал одно доброе дело — личными деньгами спонсировал инженерное оборудование российско-украинской границы.
Не говоря уже о множестве других инициатив — помощь семьям погибших военных, закупка снаряжения для силовиков, обустройство беженцев из Донецка на новых местах в других регионах.
Точек приложения денег и усилий с пользой для страны хватает. Было бы желание…
Что касается причин такого шага Рината Ахметова, то здесь пока следует рассматривать киевскую и донецкую версии.
Киевская — заключается в следующем: Ринат Леонидович отказался от возможности срыва выборов и договорился с Киевом. Причем, в ходе договоренностей о последующем выживании бизнеса, он не стал ограничиваться, как раньше, исключительно контактами с командой Юлии Тимошенко, наладив внятный контакт и с Петром Порошенко. Разгулявшаяся в регионе нестабильность, на сегодняшний день, стала большей проблемой для бизнеса, чем отсутствие привычного президента-партнера в столице. Очевидно, Ахметов осознал, что для него, как для крупного собственника, не так страшна революция «февральская», как «октябрьская», и активизировался.
Донецкая же версия — доигрывается изначальный сценарий. Ахметов в роли спасителя блестяще спасает Донбасс от угрозы, к созданию которой мощно приложил руку. Даже если Павел Губарев врет, обвиняя олигарха в финансировании сепаратизма, то уж своим затянувшимся молчанием и бездействием Ринат Ахметов точно способствовал разрастанию угрозы. Об участии владельца СКМ в создании ДНР говорили off the record и другие сторонники «республики». Подтвердить или опровергнуть эти утверждения пока не удалось. Ринат Ахметов по собственной инициативе бросается на амбразуру, испугавшись им же вызванного из преисподней демона. В пользу этой версии говорят появившиеся сведения о расколе ДНР на, как минимум, три-четыре группировки.
Когда стало понятно, что этот проект не нужен России и создает неудобства местной элите, сепаратистское движение было решено прекращать. Но сделать это будет не так-то просто, поскольку «полевые командиры» явно никому подчиняться не собираются, а только сыплют ультиматумами и продолжают стрелять.
Свежий пример. Издания холдинга Ахметова подготовили спецвыпуски с его обращениями. Сегодня утром террористы заявились в типографию, где печатались газеты. Когда узнали, что тираж еще ночью развезен по киоскам, потре6овали вернуть все назад и уничтожить. Самое печальное, что информацию о выпуске террористам «слили» другие донецкие журналисты (по предварительным сведениям — из газеты «Вечерний Донецк»).
А еще вчера ночью боевики ДНР совершили новые нападения на подразделения украинской армии. По уточненным данным, в бою под Волновахой погибли 8 и ранены 18 военнослужащих. Также сообщается о нападениях на пограничные заставы в Луганской области.
Агония террористической «армии» обещает быть долгой и кровавой.
Хотя судьба мертворожденной «республики» стала окончательно ясна. И Ринат Ахметов спешит записаться в стан победителей. «И мы пахали». Точнее, гудели.
Чем и кому это поможет в краю, где царят полевые командиры, процветает бандитизм и мародерство, политический диалог ведется с помощью автоматов, а человеческая смерть из трагедии превратилась в статистику?
А последний привет из мирной жизни — предстоящие президентские выборы.
Эксперты утверждают, что формально они состоятся. В том смысле, что в каждом округе откроется хотя бы по одному участку. Но сколько граждан получат возможность проголосовать, и будет ли это безопасно, не может сказать никто. По официальным сведениям ЦИК, в Донецкой области откроются треть участков, в Луганской — один из пяти. Относительно остальных ясности нет. Избиркомы продолжают подвергаться атакам, члены и председатели комиссий получают угрозы.
Разрушенный войной (а это именно война, не важно как ее назвать) Донбасс уже исключен из политической и вообще мирной жизни страны. И возвращать его обратно придется долго и трудно.