Президентские выборы в Украине: высшая школа преферанса
Соперничество фаворитов украинских президентских выборов как партия в «политический преферанс». На что ставят Петр Порошенко и Юлия Тимошенко, если у всех украинских игроков в президентский преферанс за столом находится тот, кто может смешать все их карты. И все международные и двусторонние договоренности для этого «некто» не указ.
Соперничество фаворитов украинских президентских выборов как партия в «политический преферанс». На что ставят Петр Порошенко и Юлия Тимошенко, если у всех украинских игроков в президентский преферанс за столом находится тот, кто может смешать все их карты. И все международные и двусторонние договоренности для этого «некто» не указ.
Бывший президент Украины Леонид Кучма, учившийся и работавший в Днепропетровске, признавался в достаточно публицистичных мемуарах, что в студенческие годы время от времени позволял себе заработать добавку к мизерной студенческой стипендии карточной игрой преферанс. Большинство людей, позволяющих себе роскошь потратить пару-тройку суток за этой игрой, не знают, что в основе названия игры лежит понятие предпочтения чего-то чему-то. И, тем не менее, они предпочитают головоломки карточных раскладов всем другим головоломкам. Сегодняшние наблюдатели за президентскими выборами в Украине, мало знакомы с традициями советского преферанса. Они с упоением следят за могучим сражением между выскочившим, как чертик из табакерки, Петром Порошенко, и давней претенденткой на гетманскую булаву Юлией Тимошенко.
Им и в голову не приходит, что бывшая премьер-министр, лидер ныне правящей партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко выросла и начинала свою бизнес-карьеру в Днепропетровске, городе студентов и технической интеллигенции, которая не отказывала себе в длительных командировках, скажем, на Байконур, расписывать пулю. И ввязалась она сейчас в эту партию в преферанс, именуемую президентскими выборами, совсем не по тем причинам, по которым в нее решил сыграть Петр Порошенко.
Вот, казалось бы, узница застенков бывшего президента Украины Виктора Януковича, освобожденная благодаря победе Евромайдана – Революции чести, она жаждет реванша за отобранную у неё победу на предыдущих президентских выборах. Но присмотритесь к её агитационно-пропагандистской кампании. Жалкое напоминание прошлой кампании, где Юлия Тимошенко набрала четырьмя процентами менее победителя. Тот боец, который отчаянно бился на любом клочке своей земли, сегодня вдруг не очень артикулировано вещает о том, что предпочтение, то есть преферанс, граждане Украины должны сделать в её пользу. Куда подевались буря, натиск, победительная риторика? «Если вы отдадите мне победу, я остановлю войну» - это не требование к электорату, это самоуничижительная просьба. Причем просьба человека, который может собрать на избирательную кампанию не меньшую сумму, чем олигарх Петр Порошенко!
По мнению директора компании Berta Communications, политтехнолога Тараса Берзовца, все вместе взятые 21 кандидат в президенты во время нынешней президентской кампании потратили какие-то 100 миллионов долларов, в то время как, по его мнению, «в 2009-10 годах избирательная кампания Януковича потянула где-то под 400 миллионов долларов».
Почему избирательная президентская кампания Юлии Тимошенко выглядит так блёкло? Неужто и вправду укатали сивку крутые горки? Два года даже в самой комфортной тюрьме кого угодно могут подкосить. А уж тотальная пропаганда бывшего президента-беглеца Виктора Януковича и руководимой им Партии регионов могла за три с половиной года втоптать в грязь любого человека.
Или всё-таки дело совсем в другом?
Смею предположить, что Юлия Тимошенко, как опытный преферансист, сдает партию зарывающемуся игроку, затягивая его в долги по будущим партиям в суперпреферанс.
Украина, согласно Конституции, которая была восстановлена после победы Революции чести, является парламентско-президентской республикой. Возврата к тотальному полновластию президента, как во времена Виктора Януковича, быть уже не может ни при каких обстоятельствах. Все решает, что касается состава правительства, парламент – Верховная Рада! А значит, победивший на президентских выборах Петр Порошенко, которому прочат победу чуть ли не в первом туре, получает возможность стать президентом в государстве, где у него из полномочий относительно состава правительства только и есть, что влиять на назначение министра обороны да министра иностранных дел.
Не потому ли Юлия Тимошенко так вяло борется за президентское кресло, что оно для неё не представляет никакого интереса? Действительно, если на предстоящих досрочных выборах парламента она введет в него свою партию «Батькивщина» вкупе с парой-тройкой партий-сателлитов, создаст парламентское большинство и станет спикером Верховной Рады, то зачем ей слабые полномочия президента, когда она может напрямую управлять процессом формирования правительства и комитетов парламента?
Но это будет только в том случае, если новоизбранному президенту удастся воплотить волю Евромайдана и способствовать запросу украинского общества на досрочные парламентские выборы. Хотя, разумеется, выбора у него нет. Любая его попытка продлить полномочия парламента, в котором сохранятся фракции Партии регионов и Коммунистической партии, вызовет немедленный жесткий ответ.
И не нужно забывать, что у всех украинских игроков в президентский преферанс за столом находится тот, кто может смешать все их карты. И все международные и двусторонние договоренности, достигнутые ранее, для этого «некто» не указ.
Вот бывший президент Российской Федерации и дважды её премьер-министр Дмитрий Медведев заявил в интервью программе «Вести недели с Сергеем Брилевым» телеканала «Россия» по поводу гарантий Украине, изложенным в Будапештском меморандуме то, что вносит совершенно новое в трактовку международной договорной базы: «Действительно, этот меморандум (Будапештский - ред.) родился в результате одного события - отказа Украины от ядерного оружия (1994 год) и был скреплён подписями ведущих ядерных держав, а также Украины, – говорит Дмитрий Медведев. – Смысл в чём? Украина от оружия отказывается, но если какие-то сторонние силы будут угрожать Украине, то вы - государства-гаранты, а именно Соединённые Штаты Америки, Россия - пожалуйста, за нас вступитесь. Но никогда никакими документами ни Россия, ни другая страна не может гарантировать территориальную целостность того или иного государства», - заявил Дмитрий Медведев.
И совсем уж феерически прозвучало уточнение премьер-министра ядерного государства: «гарантии Российской Федерации... распространялись на ситуацию угрозы суверенитету Украины, если кто-то будет ей угрожать». То есть, если сам гарант суверенитета и территориальной целостности Украины создает ей угрозу, то это никакая не угроза, потому что угрозой считалось бы посягательство со стороны США, Великобритании, Франции или Китая. А вот Российская Федерация всего-навсего помогла одной из частей Украины самоопределиться. «Это сам народ, который идентифицировал себя в качестве самостоятельной части Украины, выступил с инициативой о проведении референдума, а потом на этом референдуме принял решение уйти из государства, - сказал российский премьер. - Слушайте, это совершенно другая история - а в мире их довольно много, когда государства делятся, тем не менее, какие-то обязательства или какие-то документы подписываются», - заявил Медведев.
Поневоле задумаешься, не значит ли это, что Российская Федерация в одностороннем порядке денонсировала и так называемый Большой украинско-российский договор и массу более мелких, но не менее значимых договоров? А ведь статья вторая Большого договора гласит однозначно: «Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с положениями Устава ООН и обязательствами по Заключительному акту Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе уважают территориальную целостность друг друга и подтверждают нерушимость существующих между ними границ».
Боюсь, что у всех государств, которые имеют подобные договоры с Российской Федерацией, сегодня появилась необходимость существенно пересмотреть юридическую базу своих отношений с нею. По крайней мере, Украине придется сделать это сразу же после досрочных президентских и парламентских выборов.
Даже если Украина и откажется удовлетворить требование национальных ястребов пересмотреть свое отношение к Договору о нераспространении ядерного оружия, это совсем не будет означать, что она не пересмотрит свое отношение к членству в НАТО и не примет новую редакцию своей военной доктрины. В ней может появиться уточнение касательно того, кого считать внешним врагом. И тогда вся её научно-техническая мощь будет направлена на создание современного высокоточного оружия.
Но всё это в ближайшем будущем, не ранее, чем через полгода, когда завершится досрочная парламентская кампания. И если уж нам известно, что пути Господни неисповедимы, то уж коллективное сознательное и бессознательное украинского избирателя и того пуще. Удивлению нашему не будет равных, как по результатам сегодняшнего голосования на досрочных президентских выборах, так и по результатам досрочных выборов парламентских через полгода. Разумеется, если «некто» не захочет радикально вмешаться в расписываемую украинскими политиками и электоратом партию в политический преферанс.