Феномен Ляшко, или Жириновский с коровой
О чем думал избиратель, голосуя за воинствующего радикала-популиста
Главной сенсацией президентских выборов 2014 года стала не победа Петра Порошенко уже в первом туре, а третье место Олега Ляшко. Конечно, сам лидер Радикальной партии уверял всех направо и налево, что, несомненно, победит и даже картинно расстроился полученному результату. Но полученные 8,4%, откровенно говоря, и близко не обещали ему даже смелые социологи. Например, на парламентских выборах 2012 года партия радикалов не дотянула и до 2%.
Сегодня в адрес Олега Ляшко вновь зазвучали «забытые воспоминания» о секс-скандале и сотрудничестве с регионалами. Но феномен незамеченным не остался. Политик, который, по мнению некоторых экспертов, был взращен командой Януковича для исполнения роли оппозиционного клоуна, вышел за эти рамки. Если раньше он строил карьеру за счет эпатажа и скандалов в Раде, то в последние месяцы поймал «воинствующую» волну, которой под влиянием кризиса «загорелся» избиратель. Политологи уже намекают, что новому президенту, может, и не стоит так спешить с досрочными выборами в Раду – иначе «в парламенте будет сразу сто клоунов в одной фракции». Сможет ли Ляшко повторить подвиг еще и на парламентских выборах – пока вопрос. Но, как минимум, в Киевсовете (а в столице, как принято считать, избиратель должен быть самым подкованным), по предварительным данным, «главный радикал» страны уже получил вторую по численности фракцию после «Удара».
-- Вместо «Свободы»
Комментируя прорыв Ляшко, политологи сходятся во мнении: президентские выборы 2014 года стали победой воинствующего популизма над украинским национализмом.
«Свобода», которая стала открытием парламентской кампании 2012 года и набрала больше 10% «сдулась», как бы сейчас не сетовали ее представители на «неправильный выбор» народа и «измену национальным интересам». Даже Вадим Рабинович набрал больше голосов, чем лидер националистов Олег Тягнибок. 2,3% - мало, но вдвое больше 1,16%. В том числе и на падении рейтинга «Свободы» поднялся, по мнению директора Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимира Фесенко, лидер Радикальной партии.
«Ляшко представляет как раз такой воинствующий популизм, на который есть сейчас спрос: популизм в украинском стиле, в украинской стилистике. Он оказался очень органичен», - отметил Фесенко.
Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает, что в нынешней ситуации Ляшко остался единственным радикальным оппозиционером: «Даже «Свобода» ушла во власть, так и не оправдав надежд на радикальную оппозицию».
-- Против всех
Еще один аргумент, на котором «вырос» рейтинг Ляшко, – спрос на новые лица. О полной «новизне» этого политика говорить, конечно, не приходится. Но, по мнению политологов, главный радикал существенно оттянул голоса у той же Юлии Тимошенко, которая в свое время привела его в парламент.
Накануне президентских выборов председатель Комитета избирателей Украины Александр Черненко среди предпосылок роста популярности Ляшко называл сильное недоверие к политикам, побывавшим у власти. Голосование за лидера Радикальной партии – по его словам, протестное голосование «против всех старых кандидатов». При отсутствии такой графы в бюллетене многие критично настроенные ко всем политикам избиратели ставили галочку напротив фамилии Ляшко. То есть голосовали на зло всем. При этом часть такого электората составила молодежь: свой выбор она делала и из-за нестандартности действий, и из-за относительно молодого возраста кандидата.
Владимир Фесенко соглашается: «На этих выборах вновь был запрос на новые лица, новых лидеров, особенно среди сторонников Майдана, что способствовало успеху таких политиков, как Ляшко и Гриценко». Только Ляшко еще и «отразил» голосование «против всех». «Графы не было, а избиратель с таким настроением присутствовал, и Ляшко оказался ему наиболее близок», - сказал эксперт.
-- Типаж из украинской глубинки
Свою роль в результате Олега Ляшко на этих выборах сыграл тот факт, что избиратель в этот раз преимущественно был украиноязычным, а сам лидер Радикальной партии представлял центральную Украину. Если бы голосование 25 мая не было сорвано в Крыму и на Донбассе, процент кандидата был бы существенно ниже. Скорее всего, третье место Ляшко в общем зачете занял бы Сергей Тигипко, ориентировавшийся на русскоязычного избирателя Юга и Востока. Но случилось то, что случилось.
«Ляшко – представитель украинской глубинки», - говорит Фесенко. «Он такой типичный центральный украинец, не западенец, а именно центральный», - объясняет тренд, в который попал радикал, политолог Вадим Карасев.
Бывший нардеп и спичрайтер Тимошенко Виталий Чепинога среди «плюсов» Ляшко отмечает его риторику. Уловив запрос на эпатаж и пафос, Ляшко «говорит о политиках с трибуны Верховной Рады (тунеядцы, подонки и сволочи) так, как о них говорят в сельских дворах Черкасчины, Полтавщины и Черниговщины», а это сближает.
«Есть землю на трибуне ВР и ходить с вилами по городу – это с точки зрения гурманов от политики может и не комильфо, но – это именно то, что нужно обществу, которое требует зрелищ», - дает оценку неожиданному «третьему месту» Чепинога в своем Facebook.
-- Война на камеру
Как раз зрелища Ляшко и обеспечил своему избирателю. Он во время кампании чаще других политиков «мотался» в зону боевых действий на Донбассе. Тема войны, в принципе, стала для него лейтмотивом. Ляшко создал свой батальон, на камеру занимался отловом сепаратистов, добывал оружие из отделения милиции в Мариуполе, допрашивал «министра обороны ДНР».
Даже после оглашения результатов экзит-поллов, Ляшко не остыл. Он тут же отметил, что сейчас нужны радикальные действия – изгнание врага из страны. По его словам, террористов, которые сейчас действуют на востоке Украины нужно беспощадно уничтожать. «А в двух областях – Донецкой и Луганской – объявить чрезвычайное положение. Ни в коем случае нельзя останавливать АТО…», - сказал он.
С обострением социально-экономического кризиса поддержка радикальных действий выросла, и Ляшко попал в эти ожидания. «Это сработало с учетом специфики войны, российской агрессии. Ляшко на войне – для части избирателей это стало очень важным мотивом выбора», - отметил политолог Владимир Фесенко.
Во времена Майдана он также был одним из самых активных на баррикадах. Именно то, что Ляшко удалось убедить своих избирателей в том, что он политик действия, как считает директор Агентства моделирования ситуация Виталия Бала, и дало ему результат.
-- Невыполнимые обещания
Еще одной главной составляющей роста популярности Ляшко является его рекламная кампания. «Ролики со стилизованными вилами в фамилии вместо буквы «Ш» - почти рекламный шедевр, - считает Виталий Чепинога. – Плюс простые, но понятные слоганы. Общество отозвалось».
«Даже нереалистичные обещания, типа «Верну Крым» – и те сработали. Визуальный образ был достаточно удачный. В то время как у некоторых других кандидатов (у Добкина, например), картинки и месседжи не соответствовали ожиданиям избирателей. Кампания у Ляшко не была особо масштабной, но была заметной и соответствовала образу мыслей его избирателей», - констатирует Фесенко.
-- Цыплят по осени считают
В целом, в условиях нестабильности в стране уже осенью на досрочных парламентских выборах у Олега Ляшко будет хороший шанс провести в Верховную Раду не самую маленькую фракцию. Эксперты видят в нем такого себе «украинского Жириновского»: молодого, более продвинутого популиста. Но играть такая фишка по максимуму будет лишь в кризисные времена. «Чем больше в стране будет наступать стабильность, чем больше новая власть будет демонстрировать решительность проведения реформ, модернизации страны, тем меньше будет запрос на такую радикальную, безбашенную оппозиционность, которая во многом поспособствовала успеху Ляшко», - говорит эксперт Вадим Карасев. По его мнению, сейчас Ляшко получил немаленький аванс от избирателей. «Его задача не профукать этот кредит», - считает политолог.