Порошенко переходит от первого к третьему этапу мирного плана
Перемирие на востоке Украины завершается стрельбой и политическими скандалами
Сегодня президент Украины на заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге представит план конституционной реформы. Накануне Петр Порошенко заявил, что суть изменений – в децентрализации власти с широкими полномочиями для регионов. По его мнению, такой подход является ключевым в реализации мирного плана. При этом в Киеве признают, что первый этап перемирия провалился.
Запланированная еще при Януковиче и начатая после смены власти конституционная реформа в Украине вылилась в закулисные интриги. Комиссия Верховной Рады, которая должна была представить обществу проект новой Конституции, сорвала сроки подготовки документа и увязла в политических спорах.
Ранее источники «НГ» сообщили, что несколько депутатов, входящих в состав парламентской комиссии, попытались разрубить конституционный гордиев узел: в середине мая направили на рассмотрение Венецианской комиссии сравнительную таблицу действующих норм Основного закона и предлагаемых изменений. «Поскольку Венецианская комиссия не может вместо украинских депутатов принимать решение по поводу того, какую из ряда альтернативных норм следует выбрать, то таблицу вернули в Киев без рассмотрения», – сказал «НГ» информированный источник.
За это время в стране был избран легитимный президент, который обязан выполнить прозвучавшее еще зимой требование общества о конституционной реформе. Но Петру Порошенко, как утверждают депутаты, не удалось сдвинуть дело с мертвой точки. Согласованный депутатами проект новой Конституции не был обнародован и вынесен на обсуждение общества, хотя новый президент несколько раз анонсировал презентацию проекта в парламенте. Готовясь к поездке в Страсбург, Порошенко коротко сказал журналистам, что презентует некий проект, над которым работало правительство, а концептуальные его положения согласовывались с новым президентом. По словам главы государства, сегодня этот проект будет одновременно представлен в ПАСЕ, зарегистрирован в Верховной Раде и направлен в Венецианскую комиссию еще до рассмотрения депутатами.
Если следовать логике трех этапов мирного плана Порошенко – деэскалация, стабилизация и диалог о развитии, – то президент переходит сразу к третьей группе задач. Он предлагает Донецкой и Луганской областям, как и жителям всех прочих регионов Украины, новую систему координат во взаимоотношениях с Центром – широкую свободу выбора и действий региональной власти в рамках единого и унитарного государства. Поскольку местные власти, избранные в 2010 году, не пользуются влиянием и доверием, ранее Порошенко предложил до конца текущего года провести досрочные выборы местных советов и Верховной Рады.
Однако в Киеве сомневаются, что сторонников самопровозглашенных Донецкой и Луганской республик заинтересуют конституционные гарантии Порошенко. Они отстаивают идею независимости от Украины. Вчера Интерфакс со ссылкой на премьер-министра самопровозглашенной ДНР Александра Бородая обнародовал информацию о том, что во вторник парламенты самопровозглашенных республик проголосовали за объединение в конфедерацию – Новороссия. «У ДНР и ЛНР будет единая Конституция», – пояснил Бородай.
В то же время один из лидеров ДНР Павел Губарев на своей странице в соцсети заявил о необходимости ввести миротворческий контингент в регион: «Формат может быть разный, возможен вариант и в составе ООН, но с ведущей ролью России». Он отметил, что Украина, объявив перемирие, наступает на ополченцев: «Все это Украина делает лишь с одной целью – подписать соглашения с Евросоюзом. Далее Украина введет миротворческие силы ЕС и под их патронажем продолжит геноцид русского населения Новороссии».
Киев обвиняет ополченцев в нарушении режима прекращения огня. Представители команды Порошенко заявили, что за первые трое суток на позиции украинских военных нападали более 40 раз, только во вторник погибли 11 военнослужащих украинской армии. Девять из них – в сбитом под Славянском вечером 24 июня вертолете Ми-8, в котором находились специалисты СБУ, прилетевшие установить в регионе аппаратуру для автоматического мониторинга режима прекращения огня.
После сообщения о сбитом вертолете в Киеве с новой силой разразился скандал, связанный с тем, что украинская сторона села за стол переговоров с теми, кого официально признают террористами. Прозвучали заявления о том, что Виктор Медведчук, который якобы представлял интересы ДНР и ЛНР на заседании контактной группы по урегулированию, должен объясниться по поводу сбитого вертолета, взорванных железнодорожных путей и мостов, а также продолжающихся обстрелов жилых кварталов.
Ранее и сотрудники администрации Порошенко, и представители ОБСЕ, принимающей участие в работе контактной группы, подтвердили, что Медведчук на встрече в Донецке представлял самопровозглашенные республики. «В Донецке специальная мониторинговая миссия ОБСЕ встретилась с «министром информации» так называемой Донецкой народной республики, который сообщил миссии, что Виктор Медведчук, который ранее занимал должность главы администрации бывшего президента Леонида Кучмы, был недавно назначен в качестве представителя от ДНР и так называемой Луганской народной республики для переговоров с правительством при посредничестве ОБСЕ», – сказано в сообщении.
В Киеве с недовольством узнали, что Порошенко накануне заседания контактной группы тайно общался с Медведчуком. И поставил всех перед фактом, что от имени Украины в Донецк отправится Леонид Кучма, статус которого не был официально назван.
Руководитель Центра военно-политических исследований Дмитрий Тымчук обобщил царящие в Киеве настроения: «Какой-то дурно пахнущей интригой обернулись «мирные переговоры» так называемой трехсторонней группы по урегулированию конфликта на востоке Украины. Имя этой интриги – Виктор Медведчук». Он отметил, что бывший серый кардинал Кучмы и кум Путина реализовывал российские проекты в Украине: «Один этот факт заставляет смотреть на трехстороннюю группу как на балаган, в который превратила переговоры Москва».
Во вторник в Киеве со сдержанным оптимизмом комментировали обращение Владимира Путина к Совету Федерации с предложением отменить принятое 1 марта разрешение на ввод российских войск на территорию Украины. Но к вечеру с тревогой услышали новые заявления российского президента: «Мы всегда будем защищать этнических русских на Украине и ту часть украинского населения, украинского народа, которая чувствует свою неразрывную не только этническую, но и культурную, языковую связь с Россией, чувствует себя частью широкого русского мира. Мы, конечно, будем не только внимательно следить, но и соответствующим образом реагировать. Надеюсь, что вооруженные силы для этого не потребуются».
Президент РФ отметил, что мирный план Порошенко – движение в правильном направлении, но объявления о прекращении огня недостаточно для решения проблем: «Нужно говорить об изменениях в Основной закон, о том, как люди будут там жить и как они будут гарантированы в своих правах». Ранее у Киева и Москвы были разные взгляды на содержание новой Конституции: российская сторона советовала подумать о федерализации, но украинская власть не принимала этот совет, как и рекомендацию повысить статус русского языка до уровня второго государственного.
Еще один тезис Владимира Путина был адресован украинской власти: нужно продлить режим перемирия, время которого истекает завтра утром. «Нужно не требовать разоружения, тем более у восточной части Украины, тем более что радикальные силы в виде «Правого сектора» и других радикалов не разоружены до сих пор, хотя многократно об этом говорили и обещали, что эти незаконные, по сути дела, формирования сложат оружие. Они оружие не сложили, даже майдан до сих пор не освободили. Требовать в таких условиях сдачи оружия со стороны ополченцев, на мой взгляд, просто бессмысленно».
На майдане Независимости в центре Киева действительно до сих пор стоят палатки и сцена: отказывающиеся освободить площадь некоторые участники зимних акций требуют, чтобы новая власть провела реформы, которые обещала обществу во время революции. Однако на майдане оружия нет, а участники зимней киевской самообороны либо разошлись по домам, либо вступили в ряды Нацгвардии еще весной.
Если во вторник в Киеве с подозрением относились к решениям, принятым в Москве, то вчера эксперты прямо заявляли, что перемирие провалилось, а сторонники ДНР и ЛНР, прикрываясь переговорами, тянут время. Политолог Владимир Фесенко отметил, что вступить в опосредованный диалог с лидерами самопровозглашенных республик нужно было, чтобы понять, готовы ли они к переговорам, поиску приемлемых решений. «Они обещали прекратить огонь, но атаки на позиции украинских военных продолжаются, снова сбит вертолет. Если ведутся боевые действия против украинских военных, значит, что никакого перемирия нет. Украинская сторона должна официально заявить о прекращении переговоров в связи с тем, что не выполняются условия перемирия», – заявил он.
Порошенко, узнав о вертолете, допустил, что режим прекращения огня может быть отменен досрочно. И призвал украинских военных сразу отвечать огнем на вооруженные атаки. Но резких шагов не сделал. Порошенко сообщил, что запланировал на 25 июня телефонную конференцию: он пригласил к разговору Владимира Путина, а также канцлера Германии Ангелу Меркель и президента Франции Франсуа Олланда. К моменту сдачи номера в печать конференция еще не состоялась.