МВФ: украинский тупик
Война, распад парламентской коалиции и отставка Яценюка ставят Международный валютный фонд в крайне неудобное положение
Затянувшийся почти на четыре недели, вместо планировавшихся двух, визит миссии Международного валютного фонда (МВФ) закончился вроде бы успешно. Представители украинской власти излучали уверенность в том, что очередной кредитный транш в сумме свыше 1,4 млрд долларов Украина получит. В то же время, экономическая ситуация в стране неуклонно ухудшается, о чем свидетельствуют свежие макроэкономические данные за первое полугодие 2014 года. Начавшись в конце 2012 года, падение экономики резко и вполне объяснимо ускорилось по причине военных действия на Донбассе, конца и краю которым пока не видно. Кроме сокращения ВВП, война оставляет после себя разрушения. На восстановление руин потребуются огромные средства, оценить которые пока не представляется возможным.
По сути, правительство берет взаймы под проценты деньги на войну и разруху, а вовсе не под ранее утвержденную программу сотрудничества Украины и МВФ. В фонде это хорошо понимают, и поэтому переговоры затянулись. Ведь кредитовать войну – это, мягко говоря, слишком рискованная банковская операция, да еще по отношению к такой «загадочной» стране, как Украина.
Дальнейшее кредитование Украины сопровождается все более жесткими требованиями. В частности, встал вопрос о тотальном сокращении расходов бюджета на астрономическую сумму – примерно 40 млрд грн. Столь резкое затягивание поясов может привести к последствиям не менее разрушительным, чем война и терроризм.
Наконец, еще один, важный нюанс. Кредитовать войну – это что-то новое и необычное для МВФ. И в фонде едва ли до конца понимают, как к этому относиться. Но если не выделить Украине обещанные деньги, это может привести страну к полнейшей социально-экономической и гуманитарной катастрофе, которая чревата непредсказуемыми последствиями, как минимум, для Европы.
-- Все нормально! Падаем…
Рецессия и война в Украине закономерно привели к резкому сокращению поступлений в бюджет. Опубликованные недавно последние данные официальной статистики действительно впечатляют.
По итогам января-июня 2014 года недобор налоговых поступлений составил 4,1 млрд грн – вместо запланированных 126,6 млрд, собрано только 122,5 млрд грн. Львиную долю составил недобор по налогу на добавленную стоимость. Вместо запланированных 67,3 млрд грн, поступления от НДС составили только 63 млрд грн, то есть на 3,8 млрд грн меньше. Даже там, где план по сбору налогов, согласно пересмотренному в марте бюджету, был выполнен, поступления все равно сократились по сравнению с предыдущими периодами. Например, в январе-мае 2014 года поступления от налога на прибыль предприятий упали на 4 млрд грн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, акцизные сборы сократились на 2 млрд грн, а собственные поступления бюджетных организаций – на 2 млрд грн.
Подобный провал в наполнении бюджета обусловлен резким спадом промышленного производства. Больше всего пострадало машиностроение, объемы выпуска продукции в котором сократились на 17,3%. Существенно «просели» главные поставщики валютной выручки в страну: в химической промышленности объемы упали на 12,7%, а в металлургии – на 9,3%. Небольшой спад показала добывающая промышленность – 1,6%, а также пищевая промышленность – 0,1%.
Резкое падение производства в машиностроении обусловлено тем, что отрасль в значительной мере сориентирована на страны бывшего СССР, прежде всего, на Россию, с которой Украина фактически пребывает в состоянии войны, в том числе и торгово-экономической. Чтобы компенсировать потери от утраты российского и других постсоветских рынков, в ближайшее время украинские производители, включая машиностроителей, должны искать замену в третьих странах - примерно на 15 млрд долларов в год, и это очень серьезно.
Небольшой рост показали фармацевтика – на 1,1%, текстильная промышленность – на 2%, а также сельхозпроизводство – на 4,7%. Но это не смогло компенсировать сокращение поступлений, вызванное спадом в базовых отраслях.
Но формально с выполнением доходной части бюджета особых проблем в первом полугодии не было. В общий и специальный фонды бюджеты было мобилизовано более 175 млрд грн, что на 8% больше, чем в первом полугодии прошлого, 2013 года. Причиной столь неожиданных успехов в пополнении казны на фоне тотального падения производства и деловой активности вообще, напомним, является перевод в бюджет 22 млрд грн Нацбанком. Формально это называется «аванс прибыли» цетробанка, которая, согласно закону, действительно должна перечисляться в бюджет. Реально же это «затыкание» бюджетной дыры денежной эмиссией, поскольку расходы растут, прежде всего, на военные цели и на восстановление разрушенных после боев территорий,
В связи с этим следует сделать несколько замечаний. Во-первых, за первое полугодие прошлого года Нацбанк перечислил в бюджет только 10 млрд грн, то есть в нынешнем году имеет место антирекорд эмиссии. Во-вторых, законом о госбюджете на 2014 год подобное перечисление разрешено в сумме не более 22,8 млрд грн; таким образом, лимит практически исчерпан, и непонятно, чем во втором полугодии власть будет затыкать дыры, финансировать военные действия и послевоенное восстановление.
В-третьих – и это едва ли не самое главное с точки зрения дальнейшего кредитования со стороны МВФ! – финансирование расходов за счет «печатного станка» резко противоречит требованиям МВФ. Очевидно, это обусловило сложную дискуссию между миссией МВФ и правительством, приведя к столь продолжительному затягиванию сроков работы технической миссии фонда.
Дальнейшие прогнозы выглядят все более безрадостными, что также сказалось на ходе переговоров с представителями МВФ. К тому же, бюджетные показатели стороны переговорного процесса рассчитывают на разной основе. Действующая редакция закона о бюджете, принятая с участием нынешнего правительства Яценюка в марте года, составлена с учетом 3% падения ВВП в 2014 году. Программой кредитного соглашения между МВФ и Украиной, принятой 30 апреля, предусмотрено уже 5% падение ВВП. Но глава миссии МВФ Николай Георгиев, подводя итоги работы в ходе нынешнего визита миссии, существенно ухудшил оценку падения ВВП до 6,5%. В свою очередь, глава Нацбанка Валерия Гонтарева и министр экономического развития и торговли Павел Шеремета, которые еще недавно уверяли, что падение ВВП не превысит 4,6%, теперь предсказывают уже и вовсе 7% падения ВВП. Наконец, ряд наиболее пессимистических оценок еще в марте предрекали 15% падения ВВП в 2014 году.
Но за войну и восстановление платить надо, а педалирование эмиссии чревато не только дальнейшим раскручиванием инфляцией, но также прекращением кредитования МВФ, поскольку, повторим, эмиссия противоречит договоренностям с фондом и позиции МВФ вообще.
Поэтому правительство пошло излюбленным и самым простым для понимания путем сокращения расходов бюджета, прежде всего, финансирования социальных нужд.
-- Полное и окончательное обрезание
В парламент был внесен законопроект № 4308 о внесении изменений в государственный бюджет на 2014 год. В пояснительной записке к документу без обиняков отмечено, что изменения вносятся в соответствии с пересмотренным меморандумом об экономической и финансовой политике между Украиной и МВФ для корректировки параметров бюджета согласно решениям, которые приняты в результате договоренностей, достигнутых между МВФ и Министерством финансов. В переводе с канцелярита, это означает, что приезд каждой миссии перед решением вопроса о выделении следующего транша сопровождается пересмотром ранее принятых условий получения кредита, причем пересмотром в сторону ужесточения.
Для «внутреннего пользования» у правительства есть хорошая «отмазка» в виде войны: дескать, нужно затягивать пояса, чтобы изыскать средства для дальнейшего ведения и победоносного завершения военных действий на Донбассе, а также для восстановления разрушенного. Но только с цифрами неувязочка выходит…
С одной стороны, в пояснительной записке к законопроекту предусматривается увеличение расходов резервного фонда на 16,9 млрд для «укрепления обороноспособности государства и обеспечения восстановления разрушенной инфраструктуры Донецкой и Луганской областей». С другой стороны, проект Кабмина по секвестру бюджета, положенный в основу законопроекта о внесении изменений в бюджет-2014, предусматривает «пересмотр госбюджета, приведения его соответствие с экономическими реалиями, чтобы размер прогнозного дефицита при этом был неизменен», для чего планируется сокращение расходной части главной сметы страны примерно на 39,7 млрд. Но ведь, грубо говоря, 17 млрд, выделяемые «на войну и разруху», и 40 млрд, которые власть хочет отрезать у нищего народа, – это, как говорят в Одессе, две большие разницы! Куда пойдет разница в 23 млрд «гривне-массы»?
А ведь есть еще одно не слишком известное, но крайне важное обстоятельство. В пресс-релизе МВФ, опубликованном по результатам работы миссии, отмечено: «В рамках фискальной политики правительство решило внедрить пакет мер по расходам и доходам (бюджета) общим объемом в 1% ВВП в 2014 г., компенсируя эффект растущих расходов на цели безопасности экономией на других расходах». Прогноз номинального ВВП на 2014 год составляет 1,5 трлн грн, и таким образом 1% ВВП равен примерно 15 млрд грн, причем эта цифра хоть и меньше, но близка к 17 млрд грн, заявленным властью на «войну и разруху». Но правительство хочет провести секвестр на 40 «ярдов»! Зачем? Чтобы продемонстрировать МВФ неистовое рвение? Или есть другие причины?
Может, знает Коломойский или другие олигархи? Вопреки обещаниям на Майдане, нынешняя «демократическая» власть ничего не сделала для того, чтобы тяготы и лишения войны и экономического кризиса приняли на себя миллирдеры. Недавно партия Тягнибока «Свобода» предложила обложить олигархов «военным налогом». Но предложение было пропущено мимо ушей. Платить, как всегда, придется рядовым гражданам.
Планируется урезание целого ряда социальных программ и социальной помощи. В частности, власть собирается экономить на пособиях и социальных выплатах, на содержании школ и больниц. Также в правительстве предлагают существенно урезать зарплаты чиновников и сократить им оплачиваемый отпуск до 2-х недель, хотя непонятно, как последнее согласуется с Кодексом законов о труде. Планируется экономия на администрации президента, на государственном управлении делами, государственном кредитовании, расходах по содержанию органов, осуществляющих государственный надзор. Также в государственном секторе планируется экономить на электроэнергии, коммунальных услугах, ремонтах, сокращение выплат, доплат и премий. В прошлое могут уйти остатки бесплатной медицины, бесплатные школьные завтраки, учебники, много другое. Ожидается сокращение штатов в бюджетной сфере.
Урезать зарплаты подавляющего большинства бюджетников некуда. Известно, что в бюджетной сфере оплата труда состоит из ставки и надбавок. Ставка, как правило, едва выше минимальной зарплаты, меньше которой платить просто нельзя. Жить на «минималку» тоже нельзя. Поэтому вся надежда на надбавки, которые могут не заплатить на законных основаниях, но если их не будут платить, то многие вообще начнут разбегаться. И эта проблема касается уже не только провинции, но и столицы.
Впрочем, в Киеве накладывается еще одна проблема – изъятие в казну части налога на доходы физических лиц (НДФЛ), более известного как подоходный налог. В 2014 году такое изъятие запланировано в размере 8,6 млрд грн. Ситуация осложняется тем, что в нынешнем году в столице существенно сократились поступления налогов. Из запланированных на год 17,1 млрд грн с первом полугодии удалось собрать только 6,3 млрд. Дефицит городского бюджета составил 3,2 млрд грн. В результате город не имеет денег даже на указанные надбавки бюджетникам. По данным главы бюджетной комиссии Киеврады Андрея Странникова, если Минфин отдерет очередную сумму в размере 554 млн грн, то город не досчитается 370 млн грн на зарплаты и почти 200 млн грн помощи малообеспеченным слоям населения. К тому же, Киев уже имеет долг по зарплате в размере 60 млн грн, а также долги по надбавкам.
И это – данные по столице! А что творится в регионах?.. Можно только догадываться, к чему все это может привести осенью, когда рядовые граждане сполна почувствуют «прелести» новых тарифов на ЖКХ.
Многие положения законопроекта о внесении изменений в госбюджет-2014 года откровенно шокируют! Например, «гениальная» идея отправить всех бюджетников, включая учителей, врачей, работников культуры, социальных служб и так далее, в неоплачиваемые отпуска. Не менее шокирует заложенная в документе норма о прекращении индексации пенсий и зарплат даже на величину инфляции, что больнее всего ударит по многочисленным малообеспеченным слоям населения. И это в условиях скачка тарифов ЖКХ и роста цен на продукты питания и товары первой необходимости.
Весьма неоднозначным остается норма о 15% налоге на доходы от депозитов, которую в очередной раз пытается протащить правительство.
И это лишь наиболее одиозные новации. Недаром даже во фракциях, входивших до четверга прошлой недели в правящую коалицию, подобные инициативы вызвали отторжение. В частности, во фракции партии УДАР заявляют, что не будут поддерживать такой откровенно антинародный документ. Кстати¸ формально партия УДАР может считаться президентской, и вполне возможно, что это позиция не только фракции Кличко, но и самого Порошенко, который слишком уж демонстративно дистанцировался от социально-экономических «художеств» Яценюка и компании.
Наконец, даже фракция «Батьківщина» колебалась, поддерживать ли подобное законотворчество.
Вернемся к интересной сумме секвестра в размере 40 млрд грн. Если из нее вычесть заявленные Кабмином расходы «на войну и разруху» в размере почти 17 млрд грн, то получим 23 млрд грн. Примерно такую сумму в первом полугодии Нацбанк перечислил в бюджет в виде своей «прибыли», а реально заткнул дыру эмиссионными деньгами. МВФ это не понравилось, а лимит уже исчерпан. Поэтому во втором полугодии власть решила закрыть этот пункт за счет рядовых граждан. И то верно – не с Коломойского же их взимать!
Рискнем предположить, что сумма в 40 млрд грн заявлена правительством, чтобы в сентябре, когда приедет очередная миссия МВФ приедет рассматривать вопрос о выделении очередного транша кредита, намеченного на 4-й квартал, власть имела в руках определенные козыри, этакий запас прочности.
-- Международный валютный фонд военных расходов?
Возникает забавный вопрос: а как сам МВФ относится к тому, что, предоставляя кредиты, фактически финансирует войну? Финансирование войны под проценты, равно как и восстановление разрушенной в ходе боевых действий инфраструктуры, в сферу деятельности МВФ пока вроде бы не входили. И уж тем более, это не предусмотрено программой сотрудничества Украины и МВФ, под которую фонд выделил нынешний кредит stand-by. Ситуация, мягко говоря, нестандартная. Но, повторим, прекратить финансирование в Вашингтоне тоже не решаются, понимая, что вскоре после этого в Украине может наступить социально-экономический коллапс и/или взрыв, последствия которого для Европы и даже мира предсказать невозможно.
Тот факт, что МВФ попал в необычную для себя ситуацию, подтверждается, в частности, и затянувшейся работой миссии фонда.
Понять чиновников МВФ можно, поскольку в Украине сложилась непредсказуемая ситуация, а перспективы более чем туманные. Ведь программой сотрудничества Украины и МВФ не было предусмотрено ни войны, ни разрухи. Даже пересмотр программы с учетом этих факторов проблематичен, поскольку такого опыта нет.
В последнее время часто говорится о возможной организации международной помощи Украине по примеру плана Маршалла или лендлиза, но дальше разговоров дело пока не идет.
Нелишним будет напомнить, что война всегда и везде является стопроцентным форс-мажором, дающим законные основания отказаться от выполнения своих обязательств, например, по возврату кредита.
Потому дальнейшее продолжение кредитования проблематично, хотя и возможно, но, очевидно, на все более жестких условиях. Видимо, в том числе, и этим объясняются «повышенные стахановские» обязательства, взятые правительством Яценюка.
Но распад парламентской коалиции и отставка премьера Яценюка, случившиеся на прошлой неделе, еще больше усложняют задачу получения денег. Следует отметить, что отставке правительства предшествовал провал голосования законопроектов Кабмина о внесении изменений в госбюджет и Налоговый кондекс. Реакция Яценюка была бурной. Он заявил, что на финансирование армии необходимо 9 млрд грн, на восстановление Донбасса – еще 7 млрд, итого – около 16 млрд грн, но поскольку законопроекты не проголосованы, коалиция распалась, а правительство уходит в отставку, складывается критическая ситуация. Яценюка поддержал министр финансов Шлапак, заявивший, что с 1-го августа 2014 года нечем финансировать боевые действия на Донбассе.
Чиновники во много правы. Но опять-таки возникает все тот же вопрос: если Яценюк говорит о том, что необходимо в сумме около 16 млрд грн, то почему ставился вопрос о секвестре в 40 млрд грн, в том числе указанных выше драконовских мер по отношению к рядовым гражданам.
С одной стороны, без кредита МВФ страна едва ли сможет удержаться на грани финансово-экономической пропасти. Ведь Запад не намерен помогать Украине просто так или списывать кредиты, выдавая новые, как Польше. С другой стороны, если не будут изысканы и/или сэкономлены хотя бы те 15-16 млрд грн, на которых, как сказано выше, настаивает МВФ, транш едва ли будет выделен. Но остается и третий фактор, о котором также говорилось: МВФ, по сути, Вашингтон, не может не финансировать Украина, иначе это чревато огромными военно-политическими, геостратегическими и гуманитарными проблемами, которые непосредственно и крайне болезненно коснутся в том числе и Запада.