Про Тараса
Мы с коллегами некоторое время размышляли, публиковать это сейчас или придержать до ближайшего суда. В итоге решили, что тянуть нет смысла
Мы с коллегами некоторое время размышляли, публиковать это сейчас или придержать до ближайшего суда. В итоге решили, что тянуть нет смысла. Четверг и пятницу прошлой недели я, Николай Полозов и Марк Фейгин провели в Киеве, там была большая пресс-конференция по делу Надежды Савченко и несколько встреч и совещаний по теме. Попутно мы решали свои задачи, искали независимую информацию по событиям 17 июня. Ну и нашли. Я снова пишу длинно, для тех, кому хватит терпения разбираться.
Надо сказать, что мы не знаем и не можем знать, что там у следователей лежит в их большом деле №201/837072-14. По закону, защиту знакомят со всеми материалами только по окончании следствия, а до него еще семь верст лесом. Сейчас единственный видимый нам кусок уголовного дела – те материалы, которые следствие представило в суд в начале июля, когда принималось первое решение об аресте. Они не обязаны быть полными, но по ним можно судить о том, как следствие работает, и к чему стремится. При ходатайстве о заключении подозреваемого под стражу, следователи должны дать суду хотя бы самые предварительные доказательства того, что этот человек, возможно, причастен к чему-то, а не просто случайный прохожий с улицы. Предварительные – значит, суд не оценивает их строго и дает следствию авансом время найти чего-нибудь посолиднее. Любых, даже самых чахлых показаний свидетеля на этой стадии обычно хватает. Хотя обычно несут в суд все-таки лучшее, из того, что есть.
Вот что пишет нам на эту тему генерал-майор Дрыманов (лист 209 арестного производства): «Причастность Савченко Н.В. к совершенного преступлению подтверждается совокупностью собранных по уголовному делу доказательств: показаниями свидетеля Хроленко Р.С., протоколом осмотра трупа Корнелюка И.В., протоколом осмотра фрагментов трупа Волошина А.Д., заключением молекулярно-генетической судебной экспертизы, полученными документами, результатами оперативно-розыскной деятельности и другими собранными материалами». Легко заметить, что это, вообще говоря, фуфло, потому что всем тем, что здесь перечисляется прямо, доказывается только то, что Волошин и Корнелюк погибли при обстреле. Фамилии Савченко там нет. Про нее не говорит зашифрованный свидетель сепаратист «Иванов», который был в момент обстрела рядом с журналистами и не видел, кто и откуда стрелял. Зашифрованный свидетель сепаратист «Михайлов» слышал, что Савченко захватили в плен и что она потом сбежала, но как случилось то и другое он не знает, и участия в ее допросе не принимал. Знаете, где Надежда впервые упоминается в деле кем-то, кто ее видел вживую?
Листы арестного дела 224-232. Это протокол осмотра следователем Маньшиным с понятыми Черкасовой и Живитченко двух DVD-дисков, привезенных из Луганска «Михайловым». Самих дисков в арестном деле нет, нам их не показывали и суд ими не интересовался. Если верить протоколу, на дисках запись допроса сепаратистами мужчины в «черной спортивной кофте. Кофта не застегнута, на груди виден белый медицинский пластырь». Начало расшифровки записи:
- Ваши фамилия, имя, отчество?
- (Фамилия не разборчивая) Тарас Викторович
- Какая воинская часть, название?
- ВЧ ПП 0624
- Название было?
- Батальон «Айдар»
То есть в качестве доказательства суду предлагают почитать, как трое человек в Воронеже просмотрели неизвестно кем записанный DVD, на котором человек с неразборчивой фамилией что-то говорит по теме. Тут надо учесть специфику нашего УПК. Если бы самого такого человека без фамилии привели в суд, никто бы не стал слушать его до установления личности. Если бы в суд привезли непонятные диски без реквизитов, защита требовала бы исключения как недопустимых. Но вот протокол осмотра – это допустимое доказательство, и у нас были бы проблемы с его оспариванием при рассмотрении в суде продления ареста.
- Кто вам ставил задачу, чтобы вы на танк залазили?
- «Пуля»
- «Пуля», да?
- Да, еще ее вроде зовут Надя
- Она вам ставила задачу?
- Да, слышу, она кричит «Полтава 5 человек на танк»
- А во время боя вы видели, она с кем-нибудь общалась по телефону? Какие-нибудь команды отдавала?
- По телефону да, видел
- С кем она общалась?
- Я не знаю
- То есть она отдавала команды по телефону?
- Ну по телефону что-то там кричала, типа занять оборону.
Все. Кроме этой расшифровки с видео в деле ничего другого по участию Савченко в бою нет. Ни показаний, ни записей, ничего.Сама Надежда свое участие в обстреле перекрестка с журналистами отрицает. Какой вывод делает следствие?
«Савченко Н.В., действуя по предварительному сговору с Мельничуком С.В. и неустановленными лицами из числа бойцов батальона «Айдар», выполняя отведенную ей преступную роль, около 10 часов 17.06.2014 прибыла в район п. Металлист Славяносербского района Луганской области. В период с 11 до 13 часов, более точное время не установлено, 17.06.2014 Савченко Н.В., действуя по предварительному сговору с Мельничуком С.В. и неустановленными лицами из числа бойцов и командиров батальона «Айдар», заметив на окраин дороги российских журналистов Корнелюка И.В. и Волошина А.Д. и других гражданских лиц, содействуя преступлению предоставлением информации, с целью убийства двух и более лиц в связи с осуществлением данными лицами служебной деятельности, общеопасным способом по мотивам политической ненависти, по телефону сообщила Мельничуку С.В. и неустановленным лицам из числа бойцов и командиров батальона «Айдар» сведения о их (журналистов и мирных граждан) точном месте нахождения».
Видите? Хорошему следователю достаточно даже маленькой зацепки. Раз командовала «на танк» - значит была в сговоре, раз говорила по телефону – значит передавала координаты. Все же ясно. Суд с этим согласился и арестовал Надежду Савченко до 30 августа.
Мы не знаем, действительно фамилия на записи звучит неразборчиво, или так специально записали в протоколе, чтобы помешать нам найти концы. Но мы все-таки нашли Тараса, помогли сослуживцы Надежды. Он согласился встретиться с нами в Киеве. Сам он из Полтавы, в армию мобилизован с марта, 17 июня в бою под Металлистом был ранен и взят в плен, 28 июня его обменяли, сейчас долечивается. Мы готовы были сами к нему выехать, но когда он услышал, что можно чем-то помочь Наде, сел на первую маршрутку до Киева.
Российский УПК дает адвокату очень немного полномочий по сбору доказательств, одно из них – п. 2 ч. 3 ст. 86 – «Защитник вправе собирать доказательства путем опроса лиц с их согласия». В присутствии сестры Надежды Веры Савченко я опросил Тараса Викторовича Синяговского, мы записали опрос на видео, и на ближайшем заседании суда приобщим его к делу. Все оказалось еще интересней, чем мы думали. В судебных материалах это выглядело так, что следствие просто взяло у ЛНРовцев первый попавшийся видеофрагмент с упоминанием Савченко и вставило его в дело. Самое большее, на что мы рассчитывали по итогам нашего адвокатского опроса – наглядно обосновать в заседании, что следствие принесло в суд фальшак от террористов и исключить соответствующий протокол.
- - - - - - - -
ВОПРОС: - РАССКАЖИТЕ ПРО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВАШЕГО ДОПРОСА В ПЛЕНУ?
ОТВЕТ:- Это было между 23 и 26 июня. Открылась дверь в камеру, зашли конвоир и какой-то человек в гражданке, который скомандовал мне идти на выход. Меня отвели в соседнюю комнату, там стояли столы, стулья. Меня посадили на стул перед видео камерой на штативе. В комнате было четыре человека. Конвоир и какие-то офицеры сепаратистов, в том числе тот, который за мной пришел в штатском. Остальные были в форме. Конвоир участия не принимал. Того, который в гражданке и еще одного я раньше не видел, а третьего до этого несколько раз видел, все его называли «Связист». Не знаю, это была должность или позывной. Им троим было где-то в районе 45-50 лет, никаких примет я не запомнил. Вопросы мне задавал связист, тот который в штатском сказал ему «Ты спрашивай» и «связист» включил камеру. Мне показалось, что человек в штатском был у них главным, он отдавал команды. У «связиста» был какой-то листок, не знаю, с вопросами или с информацией, я отвечал на его вопросы. Я не знал, что у них есть, поэтому старался не говорить неправду.
ОПРАШИВАЕМОМУ ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ ФОТОКОПИЯ ПРОТОКОЛА ОСМОТРА ПРЕДМЕТОВ ОТ 01.07.2014 Г. ПО УГОЛОВНОМУ ДЕЛУ №201/83072-14, ЛИСТЫ 224-232 МАТЕРИАЛОВ ПРОИЗВОДСТВА №3/1-9/14 НОВОУСМАНСКОГО РАЙОННОГО СУДА ПО РАССМОТРЕНИЮ ХОДАТАЙСТВА ОБ ИЗБРАНИИ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ Н.В.САВЧЕНКО
ВОПРОС: - ПОМНИТЕ ЛИ ВЫ, ПРИВЕДЕННАЯ ЗДЕСЬ РАСШИФРОВКА ЗАПИСИ, СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ТОМУ, ЧТО ВЫ ГОВОРИЛИ В ХОДЕ ДОПРОСА?
ОТВЕТ:- Да, все примерно так и было.
ВОПРОС: - ГОВОРИЛОСЬ ЛИ ВАМИ ИЛИ ДОПРАШИВАЮЩИМИ ЧТО-ТО, ЧТО НЕ ОТРАЖЕНО В ПРИВЕДЕННОЙ РАСШИФРОВКЕ?
ОТВЕТ:- Да, там было много пауз, когда они выключали камеру. Совещались друг с другом, что еще спросить. Мне сказали, чтобы я обязательно произнес фамилию «Мельничук». В одной из пауз сказали «Давай теперь про Надю эту».
ВОПРОС: - ВАМ ОБЪЯСНИЛИ, ДЛЯ ЧЕГО ПРОИЗВОДИТСЯ ДОПРОС И ЗАПИСЬ?
ОТВЕТ:- Нет. Сказали в какой-то момент «Это для внутреннего использования, никуда не пойдет»
ВОПРОС: - ВЫ ДОБРОВОЛЬНО УЧАСТВОВАЛИ В ДОПРОСЕ?
ОТВЕТ:- Нет. Я делал то, что мне велели, там постоянно охранник с автоматом был.
ВОПРОС: - У ВАС БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ ОТКАЗАТЬСЯ УЧАСТВОВАТЬ?
ОТВЕТ:- Не думаю.
ВОПРОС: - НА ВАС ОКАЗЫВАЛИ КАКОЕ-ЛИБО ДАВЛЕНИЕ?
ОТВЕТ:- После первого дня как захватили, больше не били. Но там разные устрашения применяли, говорили часто что с нами расправятся, сделают что-то. Часто щелкали демонстративно затворами.
ВОПРОС: - ВЫ ОПАСАЛИСЬ, ЧТО ЕСЛИ НЕ СТАНЕТЕ ИМ ОТВЕЧАТЬ, С ВАМИ МОГУТ СДЕЛАТЬ ЧТО-ТО ПЛОХОЕ?
ОТВЕТ:- Да.
ВОПРОС: - В КАКОМ СОСТОЯНИИ ВЫ БЫЛИ В МОМЕНТ ДОПРОСА?
ОТВЕТ:- Очень плохо чувствовал. Был тяжело ранен, из реанимации меня отвели в камеру. Перевязка была только один раз, как раз после этого допроса. Я плохо тогда соображал.
* * *
Все, для программы-минимум этого вполне достаточно. Протокол осмотра DVD можно выкидывать. Но наш свидетель дал нам новую ценную информацию.
ВОПРОС: - РАССКАЖИТЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ БОЯ У ПОСЕЛКА МЕТАЛЛИСТ 17 ИЮНЯ, А ТАКЖЕ ВИДЕЛИ ЛИ ВЫ ТАМ НАДЕЖДУ САВЧЕНКО?
ОТВЕТ: -16 вечером мы приехали, заступили на блокпост «Счастье», 3й блокпост. 17 утром я спал в отдыхающей смене, меня разбудили, сказали, наши попали в засаду, надо ехать выручать. Поехали ввосьмером на машине комбата. Приехали на место, не доезжая метров 200 до гольф-клуба. Приехали – там стрельба, автоматы, пулеметы. Ранило заместителя комбата. Мы рассыпались в зеленке, заняли позицию, потом приехали другие, нас стало больше. Построились в шеренгу, двинулись вперед, перешли дорогу. Потом по шеренге передали команду «отступаем, будет работать артиллерия». Мы отступили, снова вышли на дорогу. Наша артиллерия стреляла. Нас собралось человек 40, Надя там тоже была. Мы пешком вернулись обратно на армейский блокпост, который находился где-то в километре севернее гольф-клуба по трассе. Минут пятнадцать мы отдыхали, перезаряжали оружие. Присутствовал комбат, Надя была рядом с ним. Через какое-то время Надя крикнула «Полтава, на танк пять человек»
ВОПРОС: - НАДЯ ДАВАЛА КОМАНДУ ОТ СВОЕГО ИМЕНИ, ИЛИ ПЕРЕДАВАЛА ПРИКАЗ КОМАНДИРА?
ОТВЕТ:- Может быть передавала, там было большое расстояние, она кричала нам издалека
ВОПРОС: - С КАКОГО РАССТОЯНИЯ?
ОТВЕТ:- Примерно метров 100.
ВОПРОС: - КОМАНДИР НАХОДИЛСЯ РЯДОМ С НЕЙ ИЛИ РЯДОМ С ВАМИ?
ОТВЕТ:- Рядом с ней. Они были рядом с танком, а мы в стороне у деревьев.
ВОПРОС: - ПОЧЕМУ ОНА ДАВАЛА ВАМ КОМАНДУ?
ОТВЕТ:- Я не знаю, у нее громкий голос, может поэтому.
ВОПРОС: - НАДЕЖДА САВЧЕНКО БЫЛА ВАШИМ КОМАНДИРОМ?
ОТВЕТ:- Нет.
ВОПРОС: - КАКУЮ ДОЛЖНОСТЬ ОНА ЗАНИМАЛА В БАТАЛЬОНЕ «АЙДАР»?
ОТВЕТ:- Я не знаю.
ВОПРОС: - ОНА ИМЕЛА ПРАВО ОТДАВАТЬ ВАМ ПРИКАЗЫ?
ОТВЕТ:- Нет, не имела.
ВОПРОС: - ЧТО ПРОИСХОДИЛО ДАЛЬШЕ?
ОТВЕТ:- Мы поехали на танке в гольф-клуб. Надя была с нами вместе, нас было восемь человек на броне вместе с ней, не считая экипажа танка. Мы поехали в гольф-клуб, подъехали к большому трехэтажному зданию. Заняли оборону. Несколько человек побросали гранаты, зашли в здание, потом вышли, сказали там никого нет, все чисто. Мы сели на броню и выехали из гольф-клуба. На выезде стояли несколько БТРов, комбат тоже был там. Надя спрыгнула с брони, еще двое тоже спрыгнули. Танк поехал по трассе в сторону Металлиста, за нами пристроились несколько БТРов, Надя сперва шла пешком за танком, потом танк поехал быстрее, Надя отстала, потом БТРы тоже отстали. Потом мы остались одни на трассе, вокруг никого наших не было. В этот момент мы попали в засаду, по танку стали стрелять из гранатометов и автоматов. Меня ранило и я упал с брони, другие тоже упали. Меня тогда контузило, но я не терял сознание. Видел, что танк уехал вперед. Когда я посмотрел назад, увидел, что на трассе в нескольких сотнях метров от нас стоят два человека, БТРов нигде не было видно. Как я сейчас понимаю, Надежда была одним из этих людей. В этот момент меня подобрали сепаратисты, оттащили в лесопосадку, немного побили. Потом отвезли в их расположение и оказали первую помощь. Через некоторое время я увидел, что Надя тоже у них в плену. Потом нас держали раздельно, я ее с того дня больше не видел. 28 июня меня обменяли.
ВОПРОС: - ВЫ ВИДЕЛИ, КАК ОНА В ТОТ ДЕНЬ ГОВОРИЛА ПО ТЕЛЕФОНУ?
ОТВЕТ:- Да, она при мне говорила с кем-то, когда мы были в гольф-клубе.
ВОПРОС: - С КЕМ?
ОТВЕТ:- Не знаю
ВОПРОС: - ЧТО ОНА ГОВОРИЛА?
ОТВЕТ:- Говорила «Не стреляйте на дорогу, там люди».
ВОПРОС: - ИМЕЛАСЬ В ВИДУ ДОРОГА, РЯДОМ С КОТОРОЙ ВЫ НАХОДИЛИСЬ?
ОТВЕТ:- Да, по которой мы ехали.
ОПРАШИВАЕМОМУ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ПОСМОТРЕТЬ НА КАРТУ, РАСПЕЧАТАННУЮ С СЕРВИСА СИСТЕМЫ «ГУГЛ» И ОТМЕТЬТЕ ЦИФРАМИ 1 – МЕСТО, ОТКУДА ОН И ДРУГИЕ БОЙЦЫ ВЫЕЗЖАЛИ УТРОМ ПОСЛЕ ПОБУДКИ; 2 – МЕСТО, ГДЕ ОНИ ВЫСАДИЛИСЬ ИЗ МАШИНЫ И ВСТУПИЛИ В БОЙ; 3 – МЕСТО, КУДА ПОТОМ ОТСТУПИЛИ И ГДЕ СЕЛИ НА ТАНК; 4 – МЕСТО ГДЕ ТАНК ПОДБИЛИ. ОТДЕЛЬНО ПРЕДЛАГАЕТСЯ ОТМЕТИТЬ ГОЛЬФ-КЛУБ, ПОСКОЛЬКУ НА КАРТЕ ОН НЕ ПОМЕЧЕН.
Здесь дело не в том, что Савченко не командовала бойцами и говорила по телефону «Не стреляйте», а не «Стреляйте туда». Впервые мы получили независимые данные о том, где Надежда находилась перед тем, как попасть в плен. Мы знаем, что ее ранили и захватили рядом с местом, где танк попал в засаду – это было между Стукаловой балкой и Металлистом. По словам Надежды, это случилось около 12 часов по киевскому времени, но этому, конечно, никто не обязан верить на слово, мы постараемся найти более четкие подтверждения. Но это точно произошло севернее поселка Металлист. До Металлиста она так и не добралась.
Перекресток, на котором погибли Волошин и Корнелюк, находится южнее Металлиста, в направлении Луганска. Обстрел произошел, как указывает следствие, в районе 13 часов по Москве, журналист Первого канала Роман Хроленко говорит (лист 87), что о случившемся ему сообщили уже в 12:45. ЗаМеталлист в то время шел бой, расстояние между этими пунктами – примерно полтора километра, Савченко была пешком. Если у российских следователей действительно есть полный биллинг ее телефона – там это будет хорошо видно. Мы со своей стороны обратились к украинским властям, которые также расследуют этот эпизод, с просьбой предоставить нам информацию по сотовым подключениям и звонкам телефона Савченко. Кроме того, мы продолжаем разыскивать бойцов «Айдара», которые видели ее непосредственно перед пленением.
Но уже сейчас у Надежды Савченко просматривается алиби по эпизоду с обстрелом перекрестка. Мы, конечно, ожидаем появления в деле новых анонимных свидетелей «Сидоровых», которые удачно сидели в нужных кустах и хорошо слушали, как Савченко корректировала огонь по квадратам. Но чем больше информации будет у нас – тем жиже все это будет выглядеть.