Украинский дом. Жизнь после Майдана

Революция обошлась Украинскому Дому в полмиллиона гривен

Подходя к Украинскому дому со стороны Хрещатика и Европейской площади, либо спускаясь к нему по улице Трехсвятительской, обязательно увидишь длинный стеклянный стенд для размещения афиш. Сегодня с этого стенда на прохожих смотрят герои «Небесной сотни». Фотографии павших защитников Майдана появились здесь сразу после трагических событий февраля. Под ними, на гранитной плите постамента, цветы и лампадки, оставшиеся, видимо, еще с поминальных дней.

Этот фоторяд мало кого из прохожих оставляет равнодушным. Люди останавливаются, всматриваются в лица погибших, что-то сокрушенно обсуждают. Некоторые крестятся.

«Всегда, когда здесь прохожу, очень расстраиваюсь, - говорит пожилая женщина, тоже остановившаяся возле стенда с фотографиями, - они жизни свои за нас всех отдали за наше будущее. Молодых особенно жалко, могли бы еще жить, детей растить. Настоящие герои!!!» Она еле сдерживает слезы. Представляться не хочет и сторонится фотокамеры.

Постояв еще немного, женщина уходит. Минут через пять перед стендом с фотографиями героев останавливается молодая семья. Пока родители что-то обсуждают, их маленькая дочка (на вид ей не больше десяти лет) пытается сосчитать фотографии, очевидно зная, сколько их должно быть. Но не успевает – родители уходят и она бежит вдогонку за ними. А их место возле стенда занимают другие прохожие, собирается даже небольшая группа из семи человек.

«Украинский дом связан с Майданом и физически, и духовно. Думаю, киевляне и майдановцы хорошо помнят события, развернувшиеся вокруг него во время революции – захват здания беркутом, штурм его защитниками Майдана и многое, многое другое. И все же главный памятник героям «Небесной сотни» должен быть на улице Институтской, где и происходили те трагические события», - считает директор Украинского дома Юрий Стельмащук. Хотя и не имеет ничего против того, чтобы стены его учреждения тоже хранили память о павших борцах за свободу украинцев.

С Юрием Ивановичем мы встретились в его рабочем кабинете. В Украинском доме он человек новый – всего месяц, как вступил в должность. До этого занимал пост Президента киевской областной федерации казацкого рукопашного боя.

- Как вы собираетесь управлять Украинским Домом, если никогда не занимались ничем подобным? - спрашиваю его я.

- Ничего не поделаешь, кто-то ведь должен наводить порядок, руководить ежедневной работой такого крупного предприятия, как Украинский дом, возвращать учреждение к нормальной жизни после революции, - отвечает Юрий Иванович.

- Велик ли размер ущерба, нанесенного зданию Украинского дома революцией – захватами, штурмами, размещением людей с Евромайдана? – продолжаю я свой расспрос.

- Сравнительно невелик, в целом его можно оценить в полмиллиона гривен. Но работникам и активистам пришлось немало сделать, чтобы вернуть помещениям комплекса прежний вид, отреставрировать их. Восстановительные работы и наведение порядка продолжаются и сегодня, но, в целом, Украинский дом готов к принятию посетителей и проведению выставок, - говорит мой собеседник.

Все связанные с Майданом организации уже покинули помещения Украинского дома, включая сотни самообороны. Последняя из них – 27-я сотня с отведенной ей территории комплекса выезжает буквально на днях. Хотя сотрудничество с «Автомайданом», батальоном «Айдар» и другими рожденными на Майдане организациями продолжается.

- Что будет в Украинском доме теперь, поменяется ли его предназначение после Майдана?

- Обязательно поменяется! Передо мною поставлена задача вернуть утраченный в прежние времена имидж Украинского дома как народного дома, открытого для всех желающих. Он должен стать своего рода Меккой украинской культуры и духовности. Мы находимся в постоянном поиске партнеров и инвесторов. Стремимся привлечь международные культурные организации. Надеюсь, что самоотверженная и слаженная работа коллектива в скором времени принесет свои плоды, - говорит Юрий Стельмащук.

И все же, нынешняя жизнь Украинского дома еще очень тесно связана с недавними революционными событиями. Прямое тому свидетельство – выставка «Стихия АРТ и ФАКТОВ», расположенная в центральном зале комплекса. На ней представлены расписанные художниками «Артели Майдана» боевые каски и щиты майдановцев, прошедшие, вместе со своими хозяевами через все испытания революции. Теперь эта боевая атрибутика – выставочные экспонаты, символизирующие единение боевого духа борцов за свободу и их стремление к миру.

«В период Майдана прямо здесь, в центре зала, располагалась импровизированная операционная и медпункт, людей было столько, что просто не протолкнуться. Теперь, конечно, от всего этого не осталось и следа, на месте майдановского медпункта выставка», - делится со мною воспоминаниями Ян Янг Ахмад, хирург и волонтер Евромайдана, оказывавший медицинскую помощь майдановцам на протяжении всей революции. Оперировал он и в Украинском доме, куда перебрался сразу после освобождения здания от «беркута». Скольким людям оказал помощь и не сосчитать (в частности, в полевых условиях прооперировал пострадавшего от недавнего взрыва возле выставочного комплекса).

Сейчас Ян волонтер, достает и отправляет медикаменты бойцам в зону АТО, помогает им, чем может. Его нынешняя деятельность по-прежнему связана с Украинским домом, ставшим для него своеобразным штабом.

«Это моя страна, моя Родина, здесь – будущее моих детей и за него я готов бороться до конца», - говорит Ян.

Покидая гостеприимный Украинский дом, что называется нос в нос сталкиваюсь молодым человеком лет двадцати. Он просит подсказать, где находится пункт записи добровольцев в батальон «Айдар». Объясняю ему, что пункта записи здесь уже нет, что он переехал в другое место. Молодой человек вздыхает, благодарит и вместе со мною идет в сторону Хрещатика. Возле стенда с фотографиями героев «Небесной сотни» он останавливается и всматривается в их лица. Которые с нами навсегда.