«Германия просыпается — лучше поздно, чем никогда»
О визите канцлера Германии в Киев в канун Дня Независимости
В субботу, 23 августа, канцлер Германии Ангела Меркель второй раз после 2008 года посетит Украину с официальным визитом. Интересно, что интрига с этим визитом существовала до полудня 19 августа. Напомним, что сначала его анонсировал Президент Украины Петр Порошенко в прошлую субботу после телефонного разговора с главой немецкого правительства. А вечером 19 августа о посещении Киева «железной фрау» сообщил министр иностранных дел Павел Климкин на брифинге в Украинском кризисном медиа-центре. «Это — необычный визит. Он является результатом очень тесных личных контактов Президента Украины и канцлера Германии. Этот визит будет очень интересным с точки зрения его наполнения», — сказал Климкин, который до этой должности был послом в Берлине.
Однако на утро 19 августа не было никакого подтверждения этого визита со стороны немецкой канцелярии и только в обед в Берлине и в Киеве, в частности в немецком посольстве подтвердили «Дню», что официальный визит состоится 23 августа.
Напомним, что в последний раз Меркель была в Киеве 21 июля 2008 года. И тогда прошли ее переговоры с тогдашним Президентом Украины Виктором Ющенко в Доме Городецкого. Не исключено, что и в этот раз переговоры будут проходить в известном доме с химерами. Тогдашний глава государства выразил надежду, что в рамках этого визита «мы положим начало новому этапу наших отношений». Кстати, эта встреча состоялась уже после того, как Меркель заблокировала предоставление Украине и Грузии ПДЧ на Бухарестском саммите НАТО. Поэтому остается надеяться, что немецкий канцлер сделала выводы из этой ошибки, которая стоила двух войн: в Грузии, которая подверглась нападению в августе 2008 года, и в Украине, которая ныне стала объектом российской агрессии.
«День» обратился к экспертам с просьбой прокомментировать визит немецкого канцлера в Украину и спрогнозировать его результаты.
Заместитель главного редактора журнала The Economist, автор книги «Новая холодная война: как Кремль угрожает России и Западу», Эдвард ЛУКАС традиционно очень коротко прокомментировал: «Меркель посылает мощный и позитивный сигнал. Германия просыпается — лучше поздно, чем никогда».
Герхард ГНАУК, корреспондент газеты Die Welt в Варшаве:
— Надеюсь, что это будет сильный жест большой обеспокоенности Берлина ситуацией на востоке Украины. Сегодня, 19 августа, в новостях телеканала ZDF, корреспондент которого был на борту с Меркель по пути в Ригу, прозвучало, что общая обеспокоенность относительно «настоящей» войны между Россией и Украиной растет.
Во-вторых, это будет сильный жест солидарности с Киевом, и, в-третьих, это — символический визит в канун годовщины подписания соглашения между Гитлером и Сталиным.
Дитмар ШТЮДЕМАНН, экс-посол Германии в Украине, Берлин:
— Визит в Киев федерального канцлера Меркель в канун Дня Независимости Украины имеет символическое значение и является важным политическим сигналом. Независимость Украины является основной предпосылкой для мира, безопасности и благосостояния в Европе.
На этой очень опасной стадии непровозглашенной войны на Востоке Украины и в решающий момент крайне необходимых реформ политических институтов на основе верховенства права и контрольных механизмов по борьбе с коррупцией и использования служебного положения в корыстных интересах визит канцлера Меркель будет очень плодотворным и полезным.
Германия на двусторонней основе и в качестве члена ЕС поможет достичь этих целей политически, финансово и материально-технически. Вопрос о военной помощи должен быть решен в рамках ЕС и NATO. Поставка немецкого оружия исключена по принципиальным причинам. Но существует широкий спектр возможностей военной помощи, начиная от учебы-тренировки до логистики.
Германия и ЕС едины в том, чтобы сделать все, чтобы Украина стала позитивным примером демократии и социально-ориентированной рыночной экономики на постсоветском пространстве. Вполне очевидно, визит является сигналом Москве уважать территориальную целостность Украины и воздерживаться от любого вмешательства во внутренние дела иностранных государств.
Надеюсь, что этот визит будет иметь влияние на параллельные переговоры, которые ведут министры иностранных дел Украины, России, Германии и Франции с целью положить конец российской интервенции на Востоке Украины и достичь мирного урегулирования и сосредоточиться на гуманитарной помощи пострадавшим в этом регионе.
Штефан МАЙСТЕР, эксперт Немецкого общества внешней политики (DGAP), Берлин:
— Этот визит, подобно символическому визиту Меркель в Ригу, свидетельствует об изменениях в немецкой восточной политике: немецкие политические руководители признали, что рядом с Россией есть много других восточных соседей, и что при данных условиях немецкая внешняя политика должна отдалиться от акцентирования внимания в первую очередь на России и теперь вкладывать больше средств в такие страны, как Украина. А это поддержка нынешнего руководства Украины и четкий сигнал Москве, что Германия будет поддерживать Киев.
Кроме солидарности, для немецкой стороны важно в данный момент уточнить, к какому компромиссу готова украинская сторона и каким может быть решение конфликта с Россией. В ближайшие дни и недели мы будем наблюдать за ростом дипломатической деятельности с немецкой стороны, чтобы ускорить решение конфликта. Но все зависит от сторон конфликта.
Со стороны Германии можно ожидать больше поддержки Украине в интеграции в ЕС, гуманитарной помощи для Восточной Украины, но не военной поддержки. На это есть две причины: во-первых, Германия не хочет провоцировать Россию, и, во-вторых, Украина находится близко и это оружие может попасть в руки групп, которые являются также опасными для ЕС и Германии. Германия могла бы помочь в подготовке инструкторов для армии, предоставлении помощи и оборудования для пограничного контроля. А относительно возобновления украинской армии, то с точки зрения Германии, это задачи НАТО и, возможно, ЕС, а не отдельных стран-членов.
Николай КАПИТОНЕНКО, исполнительный директор Центра исследования международных отношений, Киев:
— Значение этого визита лидера самой влиятельной страны ЕС — большое. Сам по себе такой визит во время конфликта — признак поддержки и это для нас очень важно.
С другой стороны, этот визит важен и для Германии, потому что Меркель находится сейчас в сложной ситуации, по причине очевидного дефицита инициативы в общей внешней политике ЕС. Евросоюз просто не может справиться с ситуацией, возникшей в Украине. Германия, которая пытается брать на себя роль одного из государств лидеров ЕС, конечно, должна предпринимать какие-то шаги по урегулированию ситуации. Поскольку надеяться на институты ЕС нельзя, то Меркель берет дело в свои руки. Для нее это сложно, потому что отношения с Россией для Германии — приоритет. И потому для нее будет очень важно найти выход из ситуации, чтобы не навредить окончательно двусторонним немецко-российским отношениям. И если ситуация будет усложняться, то авторитет Германии уже в качестве лидера ЕС будет поставлен под сомнение.
Что касается повестки дня визита, то, скорее всего, Германия будет пытаться продолжать пути диалога с Путиным, возможно, будет опять предлагать многосторонние форматы, теперь уже на уровне руководителей государств. Меркель будет всячески продвигать идею диалога, а не конфронтации. Думаю, что здесь сигналами могут быть заявления о том, что Украина не получит военную помощь от НАТО и ЕС и что в НАТО Украине вступать в данный момент не время. То есть Германия будет, скорее всего, проводить такую своеобразную миротворческую линию, которая фактически называется подыгрыванием агрессору.
— Но в европейской печати пишут, что Меркель заняла твердую позицию против Путина, и, находясь в Риге, канцлер заявила, что экономические санкции западных стран против России из-за ситуации на Донбассе «должны продолжаться»...
— Я не думаю, что можно говорить об изменении политического курса Германии, поскольку это требует определенного времени. А позиция Германии относительно конфликта в Украине была определена в марте-апреле и она ее придерживается. И это зависит не только от Меркель, но и экономических интересов Германии. А такие отношения имеют долгосрочный характер.
Лишь после того, как пророссийские сепаратисты сбили малайзийский лайнер, можно было наблюдать мгновенное влияние на ситуацию, и риторика стала жестче. Но что касается конкретных шагов и действий, Германия продолжает занимать позицию, которая у нее была, то есть пытаться играть роль посредника, и я не думаю, что от Германии можно ожидать каких-то жестких шагов по отношению к Путину с одной стороны, каких-то энергичных шагов по поддержке Украины с другой.
— Разве заявления о том, что Германия не предоставит военную помощь, как этого просит Украина, не являются своеобразным подыгрыванием агрессору?
— Да, это как раз и есть то, что можно рассматривать как часть миротворческой стратегии, за которую в Украине критикуют Германию и ЕС в целом. Берлин не может делать заявления о том, что поддержит Украину войсками, снабжением оружия или просто более жесткой дипломатической позицией относительно России. Даже здесь сложности возникают, поскольку, скорее всего, есть предел ухудшения отношений с Россией, за который Германия не готова переступить в настоящий момент. И она это дает понять, в первую очередь Украине.
Основное значение визита символическое. Визит такого уровня в столицу Украины накануне Дня независимости демонстрирует символическую поддержку Германией Украины в эти трудные времена. Но я не думаю, что что-то будет существенно больше этого. С другой стороны, это будет важный визит для самой Германии, для ее роли в Евросоюзе, поскольку будет означать перехват инициативы из Брюсселя Берлином. Брюссель в течение всего времени ничего особо не сделал в поддержку Украины или же влияние на эту ситуацию просто не продемонстрировал. Поэтому дело возвращается к государственному уровню, не институционному, как это ЕС пытался делать. Именно старая добрая дипломатия между наибольшими столицами Европы будет решать судьбу конфликта.
— А как вы можете прокомментировать слова Климкина о том, что этот визит будет «очень интересным с точки зрения его наполнения»?
— Мне тоже интересно, что именно подразумевается. Я думаю, что Климкин, который работал в Берлине послом, возможно, имеет какие-то заготовки. Может быть, речь идет о каких-то более долгосрочных планах, которые только будут очерчены в какой-то долгосрочной перспективе, или это касается каких-то шагов по имплементации соглашения об ассоциации. Возможно, будут какие-то конкретные шаги в экономическом направлении. И это, конечно, будет полезно для Украины. Но что касается военно-политических аспектов и роли Германии в нынешнем кризисе, этот визит будет закреплением позиции Германии относительно данного вопроса.