Киев-энерго-развод: тепловой «лохотрон»
Столичный энергомонополист «Киевэнерго», входящий в бизнес-структуры Ахметова, опять принуждает обратить пристальное внимание на его телодвижения
Столичный энергомонополист «Киевэнерго», входящий в бизнес-структуры Ахметова, опять принуждает обратить пристальное внимание на его телодвижения. Теперь в «Киевэнерго», пользуясь юридической неграмотностью населения, взялись за столь же незаконное навязывание жильцам договоров по горячей воде и отоплению.
Делается это, как обычно в таких случаях, под благовидным предлогом выполнения норм действующего законодательства. Но в данном случае со стороны «Киевэнерго» имеет место манипуляция нормативами, обращение только к тем законам и их отдельным положениям, которые выгодны компании и злостное игнорирование тех норм, которые фирме Ахметова не выгодны.
-- Осеннее обострение договорной истерии
Компания «Киевэнерго» объявила о том, что с 1 сентября 2014 года начинает переход на прямые договора с жильцами на поставку тепла и горячей воды. Делается это якобы во исполнение принятого в апреле 2014 года закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители». Речь идет примерно о 75% столичных квартир, получающих указанные услуги от «Киевэнерго». Отметим, что есть и другие производители таких услуг.
Кроме того, «Киевэнерго» берет на себя проверку счетчиков тепловой энергии и горячей воды. Но особого великодушия здесь нет. Последними нормативными документами в отпускную стоимость тепловой энергии для населения разрешено включать 3% от суммы на поверку счетчика. И это не говоря уже о том, что недавно «Киевэнерго» пролоббировало себе повышение на 70% тарифов на тепло и горячую воду при молчаливом согласии и прямом содействии правительства Яценюка, которое обещало первоначальное повышение тарифов «всего» на 40%. Словом, поверять счетчики «есть за что».
Здесь-то кроется очередной «развод». В Киеве около миллиона квартир, но счетчиками горячей воды оборудованы, по весьма неточным данным, чуть более 400 тысяч, остальные счетчиков не имеют, но их принуждают платить за проверку в составе тарифа. Квалифицировать это как вымогательство, как мошенничество, или еще как-то, должны решать правоохранители, но они не торопятся.
Не говоря о том, что, по аналогии со счетчиками электроэнергии, «Киевэнерго» должно было бы за свой счет производить установку квартирных счетчиков горячей воды и тепла. При таких расценках не убудет!
Но вместо того, жильцов уже зазывают в один из 12 офисов «Киевэнерго» для заключения договоров, для чего нужно при себе иметь паспорт, идентификационный код, документ, подтверждающий право собственности на квартиру. Также, если есть счетчик горячей воды, необходимо предоставить копию и оригинал паспорта на прибор, копию квитанции, по которой оплачивались последние показатели. Если же в квартирах установлены счетчики тепловой энергии, необходимо, кроме вышеуказанных, предоставить документы, подтверждающие схему монтажа или копию схемы по установке этих приборов учета.
Дабы «лохотрон» крутился быстрее, в «Киевэнерго» торопят. Представители фирмы призывают оформить договора, прежде всего, льготников, чтобы сохранить льготы на следующий год. Льготников и получателей субсидий у нас много, и они готовы сделать любую глупость, включая подписание юридически сомнительных документов с ненадлежащими сторонами жилищно-коммунальных отношений, лишь бы только эти льготы и субсидии сохранить в будущем. Нельготным категориям граждан в «Киевэнерго» позволяют не торопиться и приходить в следующем году.
Более того, в «Киевэнерго» демонстрируют трогательную заботу: дескать, поскольку могут быть очереди из-за наплыва желающих оформить договора, вскоре будет через интернет организована электронная очередь, зарегистрировавшись в которой будущий «счастливый» обладатель незаконного договора будет четко знать, куда и когда приходить, дабы не тратить лишнее время.
Чтобы понять, что навязываемые обывателям обманным путем договора являются незаконными, «Киевэнерго» в его нынешнем правовом статусе не имеет права их заключать, собирать деньги и вообще не может быть стороной отношений в жилищно-коммунальной сфере, следует повторить некоторые избранные главы действующего законодательства.
-- Закон суров, но справедлив
Действительно, согласно пункту 1 статьи 19 Закона «О жилищно-коммунальных услугах» гласит: «Відносини між учасниками договірних відносин у сфері житлово-комунальних послуг здійснюються виключно на договірних засадах». К сожалению, именно так безграмотно записано в тексте закона, размещенном на сайте Верховной Рады. Но суть очевидна: участники жилищно-коммунальных отношений должны действовать на договорной основе. Пункт 2 той же статьи 19 приводит перечень участников правоотношений в ЖКХ: «Учасниками відносин у сфері житлово-комунальних послуг є: власник, споживач, виконавець, виробник». В свою очередь, пункт 3 конкретизирует: «Виробник послуг може бути їх виконавцем».
Согласно пункту 3.1 статьи 20 Закона, «споживач зобов'язаний укласти договір на надання житлово-комунальних послуг, підготовлений виконавцем на основі типового договору». В свою очередь, согласно пункту 2.3 статьи 21 закона, «виконавець зобов'язаний підготувати та укласти із споживачем договір на надання житлово-комунальних послуг з визначенням відповідальності за дотримання умов його виконання згідно з типовим договором». В свою очередь, если производитель выступает также в роли исполнителя услуг, как это имеет место в случае с «Киевэнерго», которое производит и выполняет поставку электроэнергии, производитель должен заключать договор с потребителем, как отмечено, в пункте 2.1 статьи 22 закона: «Виробник зобов'язаний укласти договір з виконавцем (споживачем) про умови надання житлово-комунальних послуг».
Надо полагать, именно на эти нормы закона ссылается «Киевэнерго», требуя от граждан-потребителей, чтобы они заключили договоры на поставку энергии. Но при этом энергомонополист, пользуясь юридической неосведомленностью подавляющего большинства обывателей, лукаво игнорирует те нормы закона, которые не выгодны для «Киевэнерго».
Так, в пункте 1.3 статьи 22 закона идет речь о том, что производители жилищно-коммунальных услуг заключают договоры на производство этих услуг с органами местного самоуправления.
Но наиболее показательна в этом отношении статья 7 закона. Пункт 1.4 статьи гласит, что к полномочиям органов местного самоуправления относится, в частности, «визначення виконавця житлово-комунальних послуг відповідно до цього Закону в порядку, затвердженому центральним органом виконавчої влади з питань житлово-комунального господарства». В нормативных документах, к которым отсылает эта норма закона, речь идет, в частности, о том, что органы местного самоуправления определяют исполнителей услуг на конкурсной основе. Очевидно, что это касается производителей услуг, особенно, если они также выполняют функцию исполнителей. Но чаще всего, производители услуг являются местным или региональным монополистом, другие производители отсутствуют как таковые, как в случае с «Киевэнерго», а потому проведение конкурсов невозможно в принципе. В любом случае, согласно пункта 1.9 статьи 7 закона, на органы местного самоуправления возложены полномочия «укладання договорів з підприємствами різних форм власності на вироблення та/або виконання житлово-комунальних послуг»
Иными словами, любой исполнитель или производитель, любым способом в установленном законом порядке отобранный как субъект оказания жилищно-коммунальных услуг, должен заключить с уполномоченным органом местного самоуправления договор на производство и/или поставку жилищно-коммунальных услуг населению. В договоре отражаются предусмотренные действующими нормативно-правовыми документами существенные условия, а также ряд особых условий.
Здесь-то и начинается самое интересное, о чем в «Киевэнерго» предпочитают помалкивать. Такого договора между энергомонополистом и местным самоуправлением столицы нет. Более того, бывший депутат Киеврады, а ныне народный депутат от партии УДАР Наталья Новак в разговоре с автором как-то заявила, что «Киевэнерго» уже долгие годы под разными предлогами отказывается заключать подобный договор. Объясняется это простым нежеланием энергомонополиста брать на себя дополнительную ответственность. А зачем, если и так деньги платят? Поскольку указанный договор отсутствует, столичный энергомономолист, фактически являющийся производителем и поставщиком электроэнергии, тепла и горячей воды, юридически таковым не является.
-- Не надо нас дурить! И не надо никуда спешить…
В «Киевэнерго» утверждают, что договор с клиентами будет подписан в день обращения. Но только после сверки документов с информацией ЖЭК по базе Главного информационно-вычислительного центра КГГА (ГИВЦ), и при условии, что данные совпадают. В случае расхождений, например, если изменился владелец квартиры, произошла перепланировка помещения, были установлены или заменены приборы учета и так далее, возникнет необходимость урегулирования таких вопросов с ЖЭК для регистрации соответствующих изменений.
Сразу же отметим, что, точно так же, как и «Киевэнерго», ЖЭКи в столице выполняют функции исполнителей услуг и одной из сторон жилищно-коммунальных отношений по той же причине, а именно, они не получили в органах местного самоуправления статус исполнителя в установленном законом порядке на конкурсной основе.
Кстати, август 2014 года ознаменовался коммунальным скандалом. Известно, что в июле в большинстве жилых домов столицы горячей воды не было. Правительство, городские власти и «Киевэнерго» решили сэкономить газ для зимнего отопления. Допустим, что в нынешней ситуации это правильно. Но в квитанциях за июль была выставлена плата за горячую воду и ее отвод в сумме до 300-400 гривен и более. А кое-где значилась и оплата за отопление, хотя в столице уже давно принято решение, что оплата за тепло будет производиться только в отопительный сезон. После поднявшегося скандала было объявлено, что это досадная ошибка, квитанции пересчитали, но все равно в графах горячее водоснабжение и водоотвод горячей воды значатся цифры, дающие в сумме 50-60 и более гривен, хотя, повторим, горячей воды не было. Это типичная уловка: дескать, если не захотели платить 400 гривен, то «разведем» хотя бы на 60.
Исходя из указанной процедуры подписания договора, складывается впечатление, что на этапе «разборок-согласований» с третьими лицами типа ЖЭКов и ГИВЦ в документ могут вписать все что угодно. Проще говоря, клиент подписывает форму, на которую потом, уже без его ведома, могут навесить, например, несуществующие долги.
Само по себе подписание документа является типичным навязыванием монополистом договора присоединения и его условий: дескать, договор у нас только такой, и других мы не подписываем. Хотя известно, что договор – документ двусторонний, и обе стороны имеют право вносить в него свои положения, конечно, в рамках здравого смысла и действующей нормативно-правовой базы.
Текст договора опубликован на сайте «Киевэнерго», и уже вызвал шквал критики. Например, договором не предусмотрены штрафные санкции к «Киевэнерго» в случае невыполнения им обязательств. Поэтому уверение должностных лиц «Киевэнерго» и ряда экспертов, что договор позволит абоненту судиться с энергомонополистом, является более чем сомнительными.
На подробном анализе текста останавливаться не будем, но даже поверхностный взгляд приводит к выводу, что документ не соответствует нормативным требованиям. Напомним, что текст договора должен соответствовать «Типовому договору об оказании услуг по централизованному отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотводу», утвержденному постановлением Кабмина от 21.07.2005 года № 630 с изменениями и дополнениями. Кстати, уже один факт такого несоответствия дает клиенту законное право договор не подписывать.
И вообще, «Киевэнерго» использует старую шулерскую методу – подсовывает клиенту «бумажку» для ее подписания «бегом на колене». В то же время, по закону, на изучение и подписание документов отводится календарный месяц с момента официального, то есть документально подтвержденного, его вручения подписанту через почту, под роспись непосредственно или нарочным и так далее.
К тому же, те, кто не подпишет договор, «Киевэнерго», по действующему законодательству, сделать ничего не может. Фирме придется принуждать подписывать договора через суд, где всплывут указанные подробности о незаконности всей этой аферы. А вот если договор подписан, пусть даже незаконно, то придется через суд эту незаконность доказывать, а потому подписывать ни в коем случае ничего нельзя. Даже привлечение пресловутых коллекторов, которых можно и нужно просто спускать с лестницы, при отсутствии договора практически бессмысленно, поскольку «Киевэнерго» не сможет даже перевести на них право требования долга, согласно гражданскому законодательству.
Если потребитель договор не подписал, но выставленные счета оплачивает, это является де-факто заключением договора. В противном случае, договор не заключен, абонент правоотношений с «Киевэнерго» не имеет. Отключение от услуг технически невозможно и опять-таки незаконно.
Навязывание договоров является беспределом, эффективно бороться с которым можно только тем же методом. Если значительная часть киевлян совершенно законно откажется принимать участие в таких игрищах, не подписав договора, это заставит, наконец, «Киевэнерго», а главное правоохранителей, органы государственной власти и местного самоуправления, ввести правоотношения в законное русло. А там, глядишь, выяснится, что тарифы безбожно завышены, и что Ахметов присвоил «Киевэнерго» незаконно, и энергомонополиста вернут столичной общине, как недавно вернули «Киевводоканал» и «Киевгаз».
Кстати, нынешний мэр столицы Виталий Кличко и его политическая сила, будучи в оппозиции в Киевраде и Верховной Раде, много раз обещали навести порядок в указанных вопросах.