Украина будет защищаться
Субботний рабочий визит в Украину канцлера ФРГ Ангелы Меркель и воскресное празднование 23-й годовщины Независимости Украины показали, что Европейский союз продолжает поддерживать Украину, а она сама прилагает максимум усилий для защиты своей территориальной целостности и государственного суверенитета в борьбе против пророссийских вооруженных сепаратистов.
Субботний рабочий визит в Украину канцлера ФРГ Ангелы Меркель и воскресное празднование 23-й годовщины Независимости Украины показали, что Европейский союз продолжает поддерживать Украину, а она сама прилагает максимум усилий для защиты своей территориальной целостности и государственного суверенитета в борьбе против пророссийских вооруженных сепаратистов.
Самым главным в визите канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Украину является сам визит. Приехать в страну, границу которой только что незаконно, с нарушением всех международных норм, пересек так называемый «гуманитарный» конвой из Российской Федерации, – уже мощный поступок, показывающий, что Украину не оставили один на один с российскими государственными умиротворителями. Ну, ведь не Красный Крест Российской Федерации этот конвой собирал. Кстати, а ведь российский Красный Крест и слова не сказал за всю «конвойную эпопею».
Ясное дело, что в столь короткое время визита канцлеру и президенту Украины Петру Порошенко не нужны были длительные дискуссии. Всё ранее проговоренное дипломатами нуждалось только в утверждении, отрицании или переносе на другой срок первыми лицами Германии и Украины. Ведь Ангела Меркель выступала также и как представитель Европейского союза в преддверии встречи в Минске 26 августа президентов стран Таможенного союза, тройки ЕС и президента Порошенко.
Лаконичность и обтекаемость высказываний Ангелы Меркель на совместной с Петром Порошенко пресс-конференции не мешает понять конкретность мнений, как Германии, так и Европейского Союза, по поводу того, кто, как и о чем должен договариваться в Минске.
Во-первых, она поставила точку в вопросе о федерализации Украины. Ведь Кремлю, представляется, что Украина должна превратиться в некий союз земель, часть из которых населена так называемым «русскоязычным населением», долженствующим, якобы, получить некий автономный статус. Ангела Меркель даже поправила своего заместителя Зигмара Габриэля (министра экономики и энергетики, лидера немецких социал-демократов), сказав следующее: «То, что у нас подразумевается под федерализацией, в Украине называется децентрализацией, и это то, к чему стремится президент Украины. Необходимо сделать важный шаг для того, чтобы русскоязычное население Украины чувствовало большую вовлеченность в украинские дела и оставалось с Украиной», – сказала канцлер ФРГ.
В-вторых, она была не менее категорична в вопросе аннексии Россией Крыма. «Аннексия Крыма произошла с нарушением территориальной целостности в Европе. И если мы такой принцип признаем, то и в Европе такое может происходить, не только в Украине, но и в каждой европейской стране. Могут быть обжалованы некоторые земли и районы, что нарушит мирное сосуществование в Европе. Поэтому так важно рассматривать, каким будет следующий шаг для того, чтобы обеспечить мир Донецку и Луганску», – сказала Ангела Меркель.
Так что Кремлю не остается ничего иного, как готовиться к затяжной осаде, в результате которой Крым придется вернуть: в условиях международных санкций он может оказаться слишком дорогой игрушкой лидера нации – российский народ может не потянуть расходов на содержание этой игрушки.
Петро Порошенко вчера приберег самые важные высказывания для сегодняшнего выступления перед военным парадом в честь 23-й годовщины Независимости Украины. Парад не проводился в последние 5 лет, поскольку режим Януковича считал неуместным бряцать оружием в преддверии объединения с Россией и Беларусью в единый «русский мир».
Но украинцы добровольно не захотели укладываться в эту матрицу. И случилось то, что сегодня президент Украины Петро Порошенко вынужден был назвать неожиданно просто: «События последних месяцев стали для нас хоть и не объявленной, но настоящей войной. Она, возможно, так и войдет в историю как отечественная война 2014-го года. Война против внешней агрессии, за Украину, за ее свободу, за честь и славу, за народ, за независимость», - сказал он.
Вывод президента Украины тоже оказался достаточно простым: «Очевидно, что в обозримой исторической перспективе над Украиной постоянно, к сожалению, будет военная угроза. И с этим не только нужно научиться жить, к защите независимости нашего государства нужно всегда быть готовыми», – подчеркнул Петро Порошенко. Кстати, ни о каком праздновании Дня защитника Отечества 23 февраля речь уже не будет идти: «Украина больше никогда не будет отмечать этот праздник по военно-историческому календарю соседней страны. Мы будем уважать защитников своей Родины, а не чужой», - подчеркнул президент Украины.
Поскольку свою речь президент произносил не только в присутствии войск, участвовавших в параде, и жителей Киева, но и спикера парламента, и премьер-министра, словам его можно верить: в ближайшие три года на укрепление обороноспособности страны будет выделено 40 миллиардов гривен (более 3 миллиардов долларов). То есть не будет уже той недооценки северного соседа, которая почти сто лет тому назад привела к оккупации Украины советской Россией: «Дважды за сто лет украинская политическая элита в приступе пацифистских иллюзий недооценила важность укрепления обороноспособности. В семнадцатом-двадцатом годах прошлого века пренебрежение военной угрозой обернулось агрессией с востока и потерей Украиной независимости.
На рубеже прошлого и нынешнего веков мы снова наступили на те же грабли. Еще раз поверили, что якобы мир стал вегетарианским. И даже добровольно лишились ядерного оружия. А война повторно пришла с той стороны горизонта, с которой ее, по привычке, не ожидали», - сказал Петро Порошенко.
Президент Украины не мог не послать сигнал участникам предстоящих на следующей неделе переговоров в Минске: «Шаги к миру не могут, впрочем, быть односторонними. Они не должны совершаться за счет суверенитета, территориальной целостности и независимости Украины.
Отечественная дипломатия делает все возможное и даже невозможное, чтобы найти политический способ урегулирования», – отметил Петро Порошенко.
Ему как будущему участнику переговоров не позволено пользоваться более жесткой риторикой, а вот премьер-министр Украины Арсений Яценюк не может отказать себе в удовольствии поиграть на нервах Кремля. В преддверии визита Ангелы Меркель в Украину и переговоров Петра Порошенко в Минске Арсений Яценюк в интервью нескольким украинским телеканалам позволил себе расставить точки над некоторыми «і».
Характеризуя так называемый «гуманитарный» конвой Путина, он сказал, что если раньше на Киевскую Русь монголо-татарское иго заскакивало на лошадях, то теперь россияне заезжают на белых КамАЗах и на танках. «Сейчас они ждут, что несколько машин так называемого «гуманитарного конвоя» просто будут разбомблены, причем самими россиянами, чтобы вновь мотивировать на весь мир: «Это же хунта, которая борется со своими людьми».
Коснувшись вопроса вторжения России на территорию Украины, Арсений Яценюк подчеркнул, что вторжение случилось полгода тому назад, «когда Россия ограбила Украину и украла у нас Крым». И все это время, по мнению премьер-министра, Россия поставляет танки, оружие, агентуру. И агрессию свою против Украины Россия запланировала сразу после революции 2004 года.
Он понимает, что переговоры нужны, и что нужно использовать все инструменты, чтобы остановить агрессию, но «сердцем не представляет, как можно с ними садиться за один стол» – с представителями страны - члена Совета безопасности ООН и ядерного клуба. По его данным, в крымском отделении государственного сберегательного банка - «Ощадбанка» - было 300 килограммов золота. «Они взяли и украли 300 килограммов золота, просто украли. В нашем отделении Национального банка Украины в Автономной республике Крым, там наши деньги, около 4 миллиардов гривен (около 300 тысяч долларов)», — сказал Арсений Яценюк в интервью украинским телеканалам в пятницу.
При этом премьер-министр Украины делает различие между Россией как страной и Россией как государством: «Против нас Россия. Не российская страна, а российское государство, которое имеет ядерную кнопку, которое уже не член большого клуба Восьмерки, но член большого клуба ядерных государств, которое уже вооружилось до зубов», – говорит Арсений Яценюк.
Некогда Генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев говорил об асимметричном ответе Западу. Украина, кажется, тоже нащупала у себя такую асимметрию в отношениях с Россией. Основу ядерного щита России составляют ракеты, произведенные на украинском «Южном машиностроительном заводе». Завтрашний отказ от их обслуживания специалистами из Днепропетровска приведет к нейтрализации ядерного щита России. Стоят ли все пророссийские сепаратисты такого подарка другим ядерным державам, станет ясно, как только Украина официально заявит об отказе от обслуживания ракет – основы российской ракетно-космической обороны.