Нардеп Егор Фирсов: Российские танки стоят в 20-30 километрах от Мариуполя. Окрашиваются в цвета «ДНР»
Депутат о том, как Мариуполь готовится к обороне
После того, как 27 августа российские войска под флагами вымышленной «Новороссии» заняли Новоазовск – стратегически важный населенный пункт, находящийся в 15-ти километрах от границы с Россией и открывающий оккупантам дорогу на Крым и Молдову, в СМИ стали появляться сообщения о том, что боевики двинулись и в сторону Мариуполя. Сегодня портовый город, над которым силы АТО взяли контроль еще в конце июня, вновь может стать одной из самых горячих точек в войне на Донбассе.
Минувшая ночь в Мариуполе прошла спокойно. По сообщению волонтерских организаций, представители которых находились на блокпостах вместе с украинскими военными, никаких попыток штурма города противник пока не предпринимал. Трасса Мариуполь-Новоазовск тоже контролируется украинскими военными.
Однако силовые структуры региона переведены в режим полной готовности. Утром к Мариуполю подошла дополнительная колонна новой бронетехники из Запорожья. Также в городе сами мариупольцы укрепляют защитные сооружения и формируют партизанские отряды. Сотни людей готовы с оружием в руках защищать родной город от вторжения российского агрессора.
О том, как Мариуполь готовится к осаде, а также о том, как в такой ситуации себя ведут местные власти «Главкому» рассказал народный депутат Егор Фирсов, находящийся сейчас в городе.
Что сегодня происходит в Мариуполе в связи с угрозой российского вторжения?
В самом Мариуполе все спокойно. Сейчас мы на совещаниях принимаем решения рыть противотанковые рвы, ставить противотанковые ежи. Делать все для того, чтобы танки в Мариуполь не вошли. Что делают военные – мне сложно сказать. Я знаю о том, что они тоже выстраивают линию обороны. Но тут тоже нужно понимать, что линия обороны города выстраивается не в самом городе, поскольку в городе вести боевые действия фактически невозможно, она выстраивается за городом.
В то же время за городом - где-то километрах в 20-30 от Мариуполя - стоит колонна танков террористов. Это российские танки, которые окрашиваются сейчас в цвета «ДНР», «Новороссии». Их около 50 на трассе, в поселке Безыменное. Что эти танки собираются делать – мне сложно сейчас сказать. То ли они пойдут на Мариуполь, то ли на Донецк, то ли они нужны для тактического устрашения. Но то, что они есть под Мариуполем, создает какой-то определенный дискомфорт. И нам нужно предпринять ряд действий, чтобы предотвратить заход этих танков в Мариуполь – это факт.
Готовится ли город к осаде, запасается ли продуктами, водой, медикаментами?
Да. Есть штаб «Новый Мариуполь», расположенный по адресу улица Апатова, 119. Он очень действенный, боевой, напоминает мне штаб Майдана в профсоюзах, только в миниатюре. Туда подвозится еда, медикаменты, вода – все, что нужно для солдат и населения.
Жители города ведут себя сплоченно, паники нет?
Да, абсолютно сплоченно. Это подтвердил вчера такой где-то даже позитивный, сильный духом митинг, в котором приняли участие около 5 тысяч жителей Мариуполя. Информация тиражировалась сарафанным радио – без коммуникации, без призывов по телевидению. За такой короткий срок пришло большое количество человек, поэтому никакой паники нет.
Как украинские военные собираются защищать портовый город?
По периметру Мариуполя стоят наши силовики. В город нельзя попасть, не проехав блокпосты. Они тщательно охраняются, проверяется каждая машина, бардачки, багажники, документы и так далее.
Понятно, что против танка этот блокпост глобально не поможет, но террористы таким образом не смогут завезти автоматы, пистолеты, какую-нибудь взрывчатку.
Успела ли пройти в Мариуполе люстрация милиции? Как ни как, это тысячи силовиков, которые могли бы встать на защиту города от оккупантов, а не помогать им, как это уже неоднократно случалось на Донбассе.
В городе люстрация милиции не произошла. В этом, конечно, есть определенная проблема. Вообще я хочу сказать, что в Донецкой области милиции практически нет. Де-юре она есть, де-факто ее нет. Но в городе есть силовики: есть силовики в аэропорту, по периметру все перекрыто. Я встречался с рядом патриотов. Их реальная цифра – около 300, но тех, которых знаю только я. Они готовы в случае вооруженного нападения защищать свой город, вести партизанскую войну. У некоторых есть реальное боевое оружие, автоматы Калашникова, снайперские винтовки. У некоторых нет – они готовы лить «коктейли Молотова», даже партизанить - из всех ресурсов, которые имеются. Если при первой атаке на Мариуполь их фактически не было, то сейчас их достаточное количество.
Нашелся ли мэр Мариуполя Юрий Хотлубей, которого вчера не могли найти? Вернулся ли в Мариуполь губернатор Донецкой области Сергей Тарута?
Даже если они находятся в Мариуполе, их фактически нет. Они не выполняют какие-то реальные функции.
Не знаю, где мэр Мариуполя, у него нет рабочего места, куда можно прийти и сказать: «Здравствуйте, нам нужен мэр, нам нужно с ним переговорить». Я думаю, что все это сделано специально в силу того, что сейчас рейтинг мэра ниже 1%. И авторитет его тоже нулевой.
Что касается губернатора, то мне тоже непонятно: если он проукраинский, почему его не было на проукраинском митинге. Помощница его сказала, что он где-то на каком-то заседании в области. Я шучу и спрашиваю: в какой области, не в Киевской ли случайно? И второе: сейчас самая сложная ситуация в Мариуполе. И мне непонятно, что делает губернатор где-то там, на выезде в какой-то части области. Если это проукраинский народный губернатор, он должен быть с людьми на митинге, даже если не как выступающий, то как часть громады, чтобы успокаивать людей, общаться с ними, говорить, какие меры предпринимаются. В первую очередь, гасил бы панику. Все бы понимали, что даже если губернатор в Мариуполе, то все в принципе нормально. А так люди этого не видят, и надежд на губернатора совершенно никаких нет.
Видна ли работа замов мэра или губернатора, общаются ли они с людьми?
Якобы в Мариуполе находился заместитель губернатора, который проводил какое-то совещание. Но эффективности их действий я не вижу.
Поддерживаете ли вы связь с властями захваченных городов?
Нет, не поддерживается.
Я звонил руководителю администрации Новоазовска, мэру Новоазовска («Главком» дозвонился мэру Новоазовска Олегу Сидоренко. Интервью с ним читайте здесь – прим. Ред), их телефоны либо выключены, либо «срываются». Возможно, они сотрудничают с «ДНРовцами», в силу того, что мировоззрение у них хамелеонов. Они не выходят на связь.
Как обстоят дела на предприятиях города, принадлежащих Ринату Ахметову?
В Мариуполе работает все абсолютно спокойно. Предприятия Ахметова, Таруты все работают. Нет никакой паники, эвакуации.
Жителей города, готовых встать на защиту Мариуполя, кто-то как-то организовывает?
Централизовано информация о наборе не объявляется. Не говорится: друзья, давайте, у нас есть тысяча единиц оружия, давайте брать оружие в руки. Все делается силами самих жителей.