Украина не выдаст
Новые подробности о деле Адама Осмаева, подозреваемого в подготовке покушения на Путина
Генеральная прокуратура Украины отменила свое постановление об экстрадиции в Россию Адама Осмаева, которого подозревали в организации теракта против президента РФ Владимира Путина.
Напомним: 4 января 2012 года в Одессе, после взрыва в двухэтажном бараке, пожарные и милиция обнаружили труп мужчины. Второго человека, живого, хоть и сильно обгоревшего, увезли в ожоговый центр. Личности погорельцев установили. Погибшего 26-летнего гражданина России, уроженца Чечни, звали Руслан Мадаев, тот, кого госпитализировали, — 29-летний гражданин Казахстана Илья Пьянзин. Напуганная, но бдительная соседка вспомнила под телекамеры: в квартире находился и третий, он успел выскочить на улицу и скрыться…
Вскоре местные журналисты заметили: внимание к пострадавшему в пожаре нетипично высокое. У палаты Пьянзина несет круглосуточное дежурство «Беркут», а проведывает его лично Дмитрий Фучеджи, в ту пору заместитель начальника ГУ МВД Украины в Одесской области (после трагедии 2 мая 2014 года, пожара в Доме профсоюзов, Фучеджи сбежал в Приднестровье, находится в розыске). А потом в прессу протекла информация: в бараке мастерили взрывное устройство, готовили теракт.
Министр внутренних дел Виталий Захарченко (сейчас в розыске, подозревается в преступлениях против человечности как один из организаторов убийств на Майдане) и шеф СБУ Игорь Калинин, долго служивший в Москве в аппарате КГБ СССР (в списке украинских вип-чиновников, попавших под санкции), работали в заданном направлении. 4 февраля 2012 года бойцы украинских спецслужб и российский спецназ «накрыли» в Одессе квартиру, где находился Адам Осмаев, 31-летний уроженец Грозного. Спустя несколько недель Илья Пьянзин признался не только следователям, но и репортерам Первого канала: убить собирались Путина. Адам Осмаев тоже дал интервью как по-писаному, все подтвердил, сформулировав преступную задачу от Докку Умарова.
В августе 2012-го, буквально накануне очередной годовщины государственной независимости, Украина выдала России Илью Пьянзина. Вывозили его на спецсамолете, в наручниках. Адам Осмаев, которого российские СМИ именовали «главарем террористической группы», оставался в Одесском СИЗО, хотя Приморский суд уже дал согласие на выдачу. Генпрокурор Виктор Пшонка (во время Майдана бежал из Украины, скрывается от следствия) пообещал соблюсти процедуру и «придержать» постановление об экстрадиции. В представительстве Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Украине подтвердили: Осмаев попросил в Украине убежища, а его адвокаты обратились в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ рекомендовал официальному Киеву приостановить процесс до окончания рассмотрения дела по сути. Адвокаты Пьянзина не успели с аналогичным обращением в установленные законом сроки.
В сентябре 2013 года Московский городской суд вынес приговор Илье Пьянзину: 10 лет колонии. Формулировка «осужден по соглашению сторон» позволит ему выйти на свободу по отбытии половины срока. Примерно в то же время Адам Осмаев был допрошен Приморским судом Одессы в качестве потерпевшего по делу о пытках в Одесском СИЗО. Он заявил, что признательные показания из «террористов» получили силой, и отказался от самооговора.
Затем история о «покушавшихся на Путина» вовсе выпала из поля зрения прессы: Майдан, боевые действия на востоке страны… Поэтому новость о том, что Осмаева не экстрадируют в РФ, получила резонанс лишь на днях.
Ольга Черток, адвокат Адама Осмаева, рассказала «Новой», на чем основывалась отмена Генпрокуратурой Украины собственного постановления:
— Были нарушены Конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 года, Европейская конвенция о выдаче 1957 года, в соответствии с которой выдача преступников — право государства, но не его обязанность, и Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях, подписанная в рамках СНГ в 1993 году. Хоть прежде на наши жалобы украинская Генпрокуратура реагировала уникально: «По данному вопросу обращайтесь в компетентные органы Российской Федерации».
— Где сейчас находится подсудимый? Как, по-вашему, будут дальше развиваться события?
— Осмаев по-прежнему в Одесском СИЗО. Мы ходатайствуем о дополнительном расследовании дела. Ведь вся доказательная база до сих пор строилась лишь на его признательных показаниях. Назначены две дополнительные экспертизы — комплексная взрывотехническая, по составу найденного в квартире взрывчатого вещества, и комплексная трассологическая, по повреждениям на металлических пластинах. Там очень интересные предварительные выводы.
— Если вину Осмаева докажут, где он будет отбывать наказание?
— Однозначно на территории Украины.