Мажоритарку все-таки убьют?
Парламент созрел для отмены мажоритарки? Идею двигает Юлия Тимошенко и у нее все больше сторонников
Хотя избирательная кампания де-факто стартовала, а многие кандидаты уже начали регистрацию в Центризбиркоме, в парламенте не теряют надежды поменять избирательное законодательство фактически перед финишной ленточкой. По итогам сегодняшнего закрытого Согласительного совета глава фракции «Батькивщина» Сергей Соболев анонсировал, что на текущей парламентской неделе, открывающей новую сессию, одним из основных вопросов, которые рассмотрят депутаты, станут два избирательных законопроекта его авторства – по чисто пропорциональной системе с открытыми списками и частично открытыми списками. В обоих этих законопроектах содержится норма о 5% барьере для партий и одновременно легализирующихся блоков. По словам Соболева, в том, что по существующей смешанной системе выборы провести сейчас невозможно, сходятся и большинство, и оппозиция. Если это так, с получением необходимого количества голосов вопросов возникнуть не должно, причем инициативу «Батькивщины» могут поддержать не только экс-соратники по коалиции, но и «регионалы» и осколки коммунистов. С депутатскими группами, состоящими, в основном, из мажоритарщиков, не прекращавших «подкармливать» свои округа, сложнее, но там также допускают «возможность дискуссии».
Главные аргументы для отмены мажоритарки – невозможность провести выборы на округах Донбасса и Крыма и пресловутая «коррупционная составляющая». Ранее возможность смены избирательной системы хоть и декларировалась практически всеми силами, но в ее реальность, учитывая наводненность парламента мажоритарщиками, практически никто не верил. Неожиданно упадническая риторика сменилась – во всяком случае, оптимизм Соболева разделяет также Олег Тягнибок, который написал в соцсети, что большинство склоняется к голосованию за пропорционалку с открытыми списками.
За счет кого же могут набраться необходимые голоса? Есть версия, что поддержать такое решение могут «ахметовские», «фирташевско-левочкинские» и «тигипковские» осколки Партии регионов. Устроить мажоритарные гонки на обескровленном Донбассе вряд ли будет возможно в ближайшем будущем, а значит нынешним бенефициариям упавшей ниже плинтуса Партии регионов выгоднее делать ставку на другие проекты: у Тигипко – «Сильная Украина», у Фирташа-Левочкина – Радикальная партия Ляшко и пока аморфная «Партия развития Украины», Ахметову в полное пользование останется какая-никакая ПР плюс он попытается расставить своих людей в списках других партий. И «Сильной Украине», и «радикалам» мажоритарка будет только мешать. Коммунисты, а точнее то, что от них осталось, – давние сторонники запрета мажоритарки, на которой у них «не растет кокос», поэтому большинство вполне может рассчитывать и на часть их голосов.
Петр Порошенко, как любая власть, мог бы рассчитывать на пополнение своей депутатской паствы в будущем парламенте лояльными мажоритарщиками, но для умиротворения Президента в проект внесена ранее «невпихуемая» норма о блоках.
В «Батькивщине», у которой, как показывают недавние киевские выборы, мажоритарка неслабо проседает, рассчитывают на поддержку своих избирательных инициатив. А помимо пропорциональной системы с открытыми списками, по словам Соболева, это и изменения, которые касаются открепительных талонов, дабы минимизировать возможность фальсификаций, и новеллы о внесении изменений относительно порядка и сроков проведения избирательной кампании.
«Также мы настаиваем, чтобы все технические предложения по этим выборам были отрегулированы в рамках нового закона, – рассказал «Главкому» глава фракции «Батькивщина». – По избирательной системе мы предлагаем два варианта – по открытым спискам и вариант старой пропорциональной системы с элементами открытых списков. Доступ к таким спискам будет предоставляться гражданам еще на стадии их формирования. В одном из законопроектов гражданам дается право переставлять кандидатов в рамках списка, а второй предусматривает открытость списков в плане утверждения кандидатов на первичных партийных конференциях с предварительным вывешиванием списков».
При этом в смене избирательного законодательства по ходу кампании Соболев не видит ничего зазорного: «Проводить эту избирательную кампанию без изменений законодательства невозможно, это касается даже таких элементарных вещей как финансирование. И то, какое это будет финансирование, зависит, в том числе, и от закона о выборах».
В Центризбиркоме также считают, что возможное изменение правил игры во время игры – не трагедия.
«Конечно, это не лучший выход из ситуации в разгар избирательного процесса, – считает замглавы ЦИК Андрей Магера. – Но я бы хотел обратить внимание на позитивный пример, который имел место на президентских выборах в этом году, когда изменения избирательного закона во время кампании существенно помогли провести эти выборы как таковые – когда конкретно была учтена ситуация в Донецкой и Луганской областях».
При этом Магера уверен, что на сегодня есть возможность изменить существующую избирательную систему только на классическую пропорциональную закрытого типа: «Система с открытыми списками требует определенного адаптационного периода – два-три месяца, потому что надо готовить и членов комиссий, и избирателей, обновлять систему «Выборы».
Не верит в возможность открытия списков и нардеп-мажоритарщик от «Батькивщины» Александр Бригинец, который уже был замечен на съезде партии «Солидарность» и наверняка рассчитывает на проходные позиции в списке именного президентского блока.
«Вряд ли могут быть проголосованы открытые списки, потому что у нас нет времени для их тестирования, – говорит нардеп. – Да я и не верю, что многие политики, которые сегодня могут единолично формировать список, вдруг захотят отдать это право в руки народа. Но даже пропорционалка с закрытыми списками – это меньшее зло, чем то, что есть сейчас. Выборы нужно проводить по пропорционалке, потому что только такая система дает возможность избрать все 450 депутатов. И как мажоритарщик, я уверен, что только четкое структурирование парламента по пропорциональной системе даст возможность избежать проникновения в него антиукраинских элементов».
В Партии регионов пока не говорят четкого «да» за поддержку «пропорциональных» законопроектов, но ничего кардинально против не имеют. «Решение будет принято завтра утром на фракции, – туманно обрисовывает планы влиятельный «регионал» Борис Колесников. – Но если уж мы вернулись к парламентско-президентской форме правления, то вполне логично вернуться и к избирательному законодательству 2006-го года. Если говорить о справедливости, то, конечно, система должна быть пропорциональная, хотя, учитывая украинские реалии, мажоритарщики могут принести хоть какую-то пользу своим регионам».
Отдельный вопрос – какую позицию займут депутатские группы «Экономическое развитие», «Суверенная европейская Украина» и «За мир и стабильность». Учитывая, что они в большинстве своем состоят из мажоритарщиков, было бы странно ожидать, что те будут охотно ставить крест на самих себе.
«В нашей группе большинство мажоритарщиков, и лично я считаю, что все партии и идеологии себя дискредитировали, поэтому выборы надо провести полностью на мажоритарной основе, – говорит глава группы «За мир и стабильность», которую связывают с небезызвестным Сергеем Курченко, Виталий Грушевский. – К тому же, Президент запустил избирательный процесс и около 30–40 человек, включая представителя нашей группы Струка, уже зарегистрировались в ЦИК, и менять сейчас избирательное законодательство – это юридическая казуистика. Если принимать новое законодательство, тогда нужно отсрочить выборы и процесс должен начинаться с самого начала».
Лидер «Экономического развития» Анатолий Кинах заверил, что на заседании глав фракций и групп никаких консолидированных решений не принималось: «Дано поручение, в том числе представителю Президента в парламенте, чтобы вариант возвращения к пропорциональной системе был конституционно и юридически обоснован, потому что кампания уже началась, и фактически мы хотим менять формат по ее ходу. Понятно, что к этой системе у мажоритарщиков негативное отношение, но в контексте того, что она дает возможность достичь более высокого уровня политической структуризации, этот вопрос имеет право на дискуссию и, в принципе, может быть поддержан».
А полномочный представитель группы «Суверенная европейская Украина» Олесь Доний заявил, что вопрос избирательного формата настолько дискуссионный, что группа по нему может разделиться: «В нашей группе мнения разделились, и каждый будет голосовать исходя из собственной позиции. Лично я – за открытые региональные списки и готов поддержать такой проект. Раньше эта норма была в законопроекте Ключковского, а в этом парламенте – в проекте Рудьковского. Этот формат достаточно простой и к нему не нужно особо адаптировать членов комиссий. Просто выбираешь в списке партию, а потом ставишь в региональном списке лишь одну отметку. Но сейчас лучше было бы сконцентрироваться на борьбе с агрессией на востоке, поэтому я на всю эту избирательную кампанию смотрю скептически».
Со скепсисом относятся к смене избирательного закона и эксперты, для которых заявления Соболева, похоже, тоже стали сюрпризом.
«Для меня – загадка, откуда на это возьмутся голоса, – признается глава Комитета избирателей Украины Александр Черненко. – Конечно, неясно, как поведут себя группы Хомутынника и Еремеева («Экономическое развитие» и «Суверенная европейская Украины» – Ред.). Вопрос, чем они купили мажоритарщиков – если те согласились на такое, значит, им пообещали места в списках. Хотя для страны пропорциональная система, конечно, лучше, да и Порошенко смешанная система нужна была постольку-поскольку».
«Может, есть какие-то предварительные или абстрактные договоренности, но пока неизвестно, какой законопроект станет основой для голосования, говорить о голосах «за» бесполезно, – уверен политолог Владимир Фесенко. – Я мало верю в то, что мажоритарщики проголосуют за чистую пропорционалку. Технологически ключевые партии, включая коммунистов, могут договориться, но все равно нужно найти еще 30–40 голосов среди мажоритарщиков, которые должны получить гарантии мест в чьих-то списках».
Была ли анонсированная смерть мажоритарки предвыборным трюком или депутаты действительно вышли на казавшиеся невозможными договоренности, узнаем уже скоро. Но планы на осень многим из них в таком случае придется кардинально менять.