Как работает таможня в условиях войны
Украина теряет ежемесячно 800 миллионов гривен таможенных поступлений из-за войны на Донбассе
Об итогах работы таможенников в условиях войны сегодня отчитался Анатолий Макаренко - заместитель главы Государственной фискальной службы. По его данным, в сентябре впервые с начала года Таможня выполнила свой бюджетный план, отправив в бюджет – 12,013 миллиардов гривен, из запланированных 11,995 миллиардов миллионов.
По словам Макаренко, который фактически является руководителем Таможенной службы, Государственная фискальная служба успешно проводит комплекс мероприятий в рамках операции «Запад-2014» на западной границе страны. В качестве примера Анатолий Макаренко привел инцидент с задержанием львовскими пограничниками 257 килограмм гашиша и ряда других контрабандных товаров, общие суммы которых превышают миллион гривен.
С октября фискальная служба при взаимодействии с другими правоохранительными органами также начинает операцию «Юг-2014». «Мы заходим на «зеленую» границу с Приднестровьем, начинаем отрабатывать портовую зону и жестко контролировать границу на Черном и Азовском морях», - рассказал о планах ведомства Макаренко.
«В период функционирования Миндоходов (сейчас ведомство реорганизовано в Государственную фискальную службу, - «Главком»), в его составе было 25 департаментов, - рассказал руководитель Таможни, - из них только один занимался таможенной службой. У Таможни не было функций противодействия таможенным нарушениям. Была также ликвидирована Центральная энергетическая таможня. Это стало «подспорьем» для известных схем уклонения от уплаты налогов при перемещении энергоносителей через границу». За три месяца в Государственной фискальной службы было создано 4 департамента: организации таможенного контроля, администрирования таможенных платежей, анализа рисков противодействия таможенным правонарушениям, таможенной инфраструктуры.
С 1 октября таможня, по решению главы фискальной службы Игоря Билоуса, возвращается к таможенной поисковой работе.
Правительство возобновило и функционирование Центральной энергетической таможни. В результате, по данным Макаренко, «прозрачный легальный ввоз дизельного топлива, бензинов в этом году, по сравнению с прошлым годов, вырос на полмиллиона тонн».
-- С Донбассом Украина теряет 800 миллионов. За месяц
Война на востоке страны потребовала от украинской Таможни изменений в работе подразделений в Луганской и Донецкой областях. Так, управление Восточной таможни из Донецка было перемещено в Мариуполь, Луганской – в Старобельск.
Механизмы администрирования налогов и сборов у Таможни есть только на тех территориях, где бизнес работает легально, на территориях, которые находятся под контролем Украины.
Потери госбюджета от ситуации на Востоке – если говорить только о таможенной составляющей – составляют около 800 миллионов гривен в месяц.
Ни один таможенник не стал присягать самопровозглашенным республикам. Однако работать им приходится в непростых условиях. Значительная часть семей сотрудников ведомства, как рассказал Макаренко, находятся на подконтрольной сепаратистам территории.
Таможня столкнулась с новыми вызовами, когда волонтеры и ряд желающих помочь армии и боевым подразделениям начали ввозить на территории Украины бронежилеты, каски, аптечки, автотранспорт и прочее. На сегодня механизмы «ввоза» отработаны, и необходимые законодательные акты при поддержке депутатского корпуса приняты.
Сотрудники службы в связи с наступлением осенне-зимнего периода также начинают сбор теплых вещей. Отправление такого «груза», в первую очередь, для нуждающихся в помощи детей восточных областей, будет формировать каждая украинская таможня
-- Граждане, возившие товары в Крым, потеряют свой доход
27 сентября вступил в силу принятый Верховной Радой закон «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины».
И в связи с этим на пропускном пункте «Чонгар» фактически сразу же образовалась 8-километровая пробка из грузовиков.
Закон предусматривал у въезжающих водителей наличие дополнительного документа, о котором те, по их словам, ничего не знали.
«Украинская таможня с субботы работает на границе Херсонской области и Крыма в режиме функционирования в международных пунктах пропуска, - рассказал заместитель главы фискальной службы Макаренко. – Таможенный контроль, таможенное оформление перемещения транспортных средств, граждан, товаров теперь осуществляется соответственно требованиям перемещения в международных пунктах».
На товары, которые перемещаются на полуостров, составляется соответствующая экспортная декларация, на товары, которые перевозят из Крыма на материковую Украину, - импортная.
Наличие трудностей признают в Таможне. В субботу на Чонгарском направлении было около 400 грузовиков. Сегодня с утра – около 150-ти.
О специфике режима в условиях действия закона о свободной экономической зоне были предупреждены все предприятия, которые ранее вели внешнеэкономическую деятельность. Однако перевозки там происходили и в режиме внутреннем – без контроля таможенных органов. Предприниматели и граждане просто торговали с Крымом. В Таможне уверяют, что пытались проинформировать всех, однако, как говорится, «пока гром не грянет – мужик не перекрестится». И большинство из тех, кто создал эту 8-километровую очередь, пока не дошло до дела, не понимали, что именно от них требуется.
«В репортаже по ТВ показали одного из перевозчиков, который вез в Крым несколько тонн молока и не мог проехать, - рассказал Анатолий Макаренко. – Когда разобрались, оказалось, что он не предприниматель даже. Просто возил в Крым молоко, кому-то там продавал, имел по гривне с литра и этим жил. И таких много. Проблема в том, что такие граждане вот такую работу, такой бизнес сейчас потеряют. Но эти обстоятельства нам навязаны другим субъектом международного права».
Кстати, и этот «субъект» - Россия – с 1 октября также вводит декларацию товаров, транспортных средств и других предметов на въезде и выезде из Крыма.
-- Гуманитарный конвой – прорыв на территорию страны
Ситуация с прецедентным пересечением границы в пункте пропуска «Изварино» без разрешения Киева российским «гуманитарным конвоем» помнит, пожалуй, вся Украина. 145 полупустых путинских КамАЗов в сопровождении 76-й дивизии воздушно-десантных войск проигнорировали украинских таможенников, пограничников, представителей Красного Креста.
«Наши подразделения – совместно пограничники и таможенники – были выставлены по предварительному согласованию на российской территории в пункте пропуска Изварино-Донецк, - рассказал Макаренко. – Когда мы, оформив 34 грузовика, начали показывать, что они заполнены на одну треть, а один, например – подъемностью в 20 тонн – перевозил аж 600 килограмм чая, вооруженные люди оттеснили наших сотрудников, которые несут там службу без оружия, блокировали их, и колонна прошла в Украину». По его словам, к пункту подъезжали и «щелкали затворами» сепаратисты, однако «отодвигали» украинских таможенников и пограничников в сторону российские силовые структуры.
Последующие два конвоя, несмотря на все переговоры и с Красным Крестом, и с таможенной и пограничной администрацией России, и подписание всеми сторонами «технологической схемы», прошел границу, по сути, таким же образом – через подконтрольные сепаратистам пункты пропуска. «Это просто прорывы на нашу территорию, и не важно, под каким флагом и цветом это происходит: на зеленом бронетранспортере или белом КамАЗе», - отметил руководитель Таможни.
Прибытие очередного – уже четвертого – гуманитарного конвоя из России на восток Украины запланировано на октябрь. Украинские пограничники и таможенники и сейчас находятся в Изварино и готовы к оформлению легального перемещения гуманитарной помощи. Однако есть все основания предполагать, что «российские партнеры» вновь не захотят воспользоваться их «услугами».
В то же время, Украина готовится к принятию гуманитарного конвоя из Германии. Там в рамках одного из проектов было выделено на эти цели 18 миллионов евро. И 6-7 октября в пункте пропуска «Ягодын» украинские таможенники встретят около 100 машин со строительными материалами для «временных домиков», генераторные станции и другой груз, более ценный, чем «600 килограмм чая».