А ну-ка, покажи свой чемоданчик! или Налоговая реформа от Яценюка
Что скрывается за предвыборным обещанием правительства сократить количество налогов с 22 до 9
В середине сентября Кабмин Яценюка подал в Верховную Раду законопроект о внесении изменений в налоговое законодательство. 16 сентября 2014 года депутаты отказались даже рассматривать норматив, а поскольку в то, что народные избранники пеклись о судьбе народа, совершенно не верится, то объяснением может быть трогательная забота об интересах олигархов.
Подача, точнее, вбрасывание законопроекта № 5079 от 15.09.2014 года под названием «Проект Закону про внесення змін до Податкового кодексу та деяких інших Законів України (щодо податкової реформи)» было произведено в лучших отечественных традициях. Документ появился 15 числа ближе к ночи, а уже 16-го с утра его пытались протолкнуть. Обратим внимание на тот факт, что норматив занимает без малого 150 страниц, не считая сравнительных таблиц, и для его более или менее добросовестного изучения необходимо, как минимум, несколько дней.
Напомним, что Янукович тоже свои «реформы» начинал с изменений в налоговом законодательстве, и это привело к первому серьезному социальному конфликту во время его правления – «налоговому майдану». Сейчас и майдан собирать не надо – идет война, а народ при оружии…
Напомним, что, в том числе, в предвыборных пиар-целях, правительство обещает резкое сокращение количества налогов с 22 до 9, что, в частности, нашло свое отражение в пояснительной записке к законопроекту. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что количество налогов уменьшено за счет фактического слияния нескольких позиций в одну. Например, фиксированный сельхозналог перекочевал «под крышу» единого налога. Отмена некоторых налогов и сборов обусловлена тем, что сколько-нибудь значимых поступлений в бюджет они не дают, и часто эти поступления меньше расходов на администрирование. Образцово-показательное сокращение единого социального взноса (ЕСВ) грозит увеличением налога на доходы физических лиц, и так далее.
-- Опять квартирный вопрос …
Помнится, предыдущее правительство Януковича-Азарова долго вынашивало планы по введению налога на недвижимость, включая жилую. После продолжительной суеты было решено рядовых граждан, проживающих, преимущественно в малометражных «апартаментах» (пост)советского образца оставить в покое, а налог ввести только для крупнометражного жилья площадью от 200 кв м. Но и эта норма не заработала якобы по причине отсутствия методик расчета, а реально потому, что «богатенькие» платить не желают. В итоге, хоть бюджет ничего так и не получил, но зато не пострадали и рядовые граждане. Правительство Яценюка решило исправить эту «недоработку»?
В законопроекте предлагается установить для всех видов недвижимости, кроме государственной и коммунальной, ставку налога на недвижимость в размере до 2% от минимальной заработной платы за 1 кв. м в год, начиная с первого квадратного метра, то есть для всех категорий жилья, включая малометражное, причем речь идет не о жилой, а об общей площади. В результате, при нынешнем уровне «минималки» ставка налога за один «квадрат» составит 23,36 грн, и среднестатистическая семья, проживающая в стандартной квартире советских времен площадью 60 кв. м, должна будет за год выложить 1500 гривен. Право устанавливать процентную ставку в пределах 0-2% будет предоставлено местным органам власти. От уплаты будут освобождаться многодетные и малообеспеченные семьи, семьи с детьми-инвалидами, детские дома семейного типа, а право предоставлять льготы также отводится органам местного самоуправления. Тот факт, что закон императивно не прописывает льготные категории и точные размеры ставок налога в зависимости от категории недвижимости, отдавая это на откуп местному чиновничеству, закладывает коррупционные возможности. Не говоря уже о том, что предоставление льгот, как обычно, будет сопряжено с бюрократической волокитой, поэтому получить льготы будет крайне сложно, часто нереально.
Если учесть, что только жилой фонд в Украине насчитывает свыше 1 млрд кв. м, то очевидно, что власть таким образом хочет изрядно пополнить бюджет. Но взимание налога на недвижимость с малометражного жилья – это не просто еще один удар по обнищавшему населению, особенно на фоне катастрофического роста тарифов ЖКХ, падения доходов граждан.
С коммерческой недвижимостью тоже не все так просто. Кроме торгово-развлекательных и офисных центров, которые, кстати, тоже все больше пустеют, есть еще низкодоходные складские и, тем более, производственные помещения, насчитывающие часто сотни и тысячи квадратных метров. Сейчас, в условиях кризисного и военного падения производства, отягощение производственных предприятий столь существенным налогом на недвижимость может обернуться катастрофическими последствиями.
-- А ну-ка, покажи свой чемоданчик!..
Есть в документе еще одна новация, о которой почему-то мало говорят, хотя об этой одиозной норме нужно, по выражению братьев Стругацких, «орать на всех перекрестках»!
Речь идет о так называемом методе контроля над расходами и доходами физических лиц для определения их обязательств по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), который также известен как подоходный налог. Важнейшей, доселе невиданной в наших краях, нормой документа является право налоговой службы производить осмотр любого жилья, в котором проживают плетельщики НДФЛ. До сих пор подобную процедуру можно применять только к тем объектам недвижимости, в которой находятся субъекты хозяйственной деятельности, в том числе частные квартиры, в которых проживают частные предприниматели, регистрируемые согласно закону по месту прописки.
Но и это еще далеко не все. Прежде всего, законопроект не устанавливает порядок применения «контроля расходов», отсылая к центральному профильному органу исполнительной власти, то есть Министерству финансов, которое такой порядок должно будет ввести подзаконным актом, что само по себе открывает дорогу для беспредела. Ситуацию усугубляет тот факт, что для проведения такого контроля, в том числе, вторжение в жилище, не нужно решение суда, а это уже прямое и грубейшее нарушение базовых конституционных прав.
В подобной ситуации, содержащиеся в пояснительной записке уверения власти в том, то сии санкции грозят только неким «богатым» индивидам, вызывают недоверие. В Украине все хорошо знают, что «богатые» всегда откупятся и договорятся, более того часто их даже трогать никто не будет. А пострадают, прежде всего, те, кому нечем откупиться и кто не имеет связей. В то же время, право назначать проверки получат все без исключения налоговые начальники от самого верха донизу. Поводы для «вламывания» в жилье могут быть самые разнообразные: наличие расходов, превышающих подтвержденные доходы, подача недостоверной отчетности и прочее. Иными словами, под «наезд» может попасть кто угодно, например, по доносу недоброжелателей.
Отличительной чертой подобных новаций является их избирательность. Иными словами, кого проверять – решают какие-нибудь налоговые начальники, что при развитых коррупции и кумовстве дает неограниченные возможности, например, для сведения счетов с неугодными. При этом фискальный начальник будет не только назначить проверку, но также получит право выносить обвинительное решение без всякого суда и требовать доплатить в бюджет 30% выявленного актива, который фискалы посчитают таким, который получен без уплаты налогов. Доказывать свою правоту, в том числе по явно подложным и абсурдным обвинениям, должны будут не налоговики, а налогоплательщики.
-- Удар социальным взносом
С широко разрекламированным снижением единого социального взноса (ЕСВ) при ближайшем рассмотрении и тоже получается не все так гладко: через увеличение подоходного налога путем введения прогрессивной шкалы. Как и все подобные новации, эта мотивируется выведением из тени доходов граждан. Предлагается ужесточить оформление трудовых отношений, сделав обязательным заключение трудового соглашения, а сам взнос распространяется на все зарплаты, включая те, которые ниже минимальной. Но если доход будет превышать две минимальные зарплаты, то ставка ЕСВ будет снижена с 41 до 15%. Таким образом, пострадают, как всегда, самые низкооплачиваемые слои трудящихся, например, в бюджетной сфере, где зарплата редко превышает две «минималки». Что же касается зарплат ниже «минималки», то таких, по закону, вроде как и быть не должно, но они существуют, прежде всего, в государственном секторе экономики, и вводить на столь мизерные доходы налоги и ЕСВ – это аморально и цинично. К тому же, существенное снижение ЕСВ может привести к резкому падению поступлений в Пенсионный фонд, что чревато последствиями для всей системы социального обеспечения страны.
Впрочем, есть подозрение, что сокращение ЕСВ будет компенсировано введением прогрессивной шкалы налогообложения по НДФЛ. Иными словами, власть намерена переложить налоговую нагрузку с работодателей на наемных работников. С одной стороны, прогрессивная шкала подоходного налога часто применяется в так называемых развитых странах. Но с другой стороны, в конкретных условиях в современной Украине это чревато еще большим падением доходов граждан и дальнейшей «тенизацией» экономики, что, кстати, приведет не к росту, а, наоборот, к дальнейшему сокращению поступлений в бюджет и Пенсионный фонд.
-- «Разменная мелочь»
Намерена власть «помочь» и малому бизнесу, работающему преимущественно на едином налоге. Правда, внешне предлагаемые новации вроде бы предполагают смягчение условий для «единоналожников».
Действительно, количество категорий субъектов предпринимательства, которые используют упрощенную систему налогообложения и отчетности, сокращено до 4 градаций. В первую категорию включены физические лица-предприниматели, которые уплачивают до 10% от минимальной зарплаты при условии, что их годовой доход не превышает 300 тысяч гривен (сейчас 150 тыс. грн). Вторая категория – субъекты предпринимательства с годовым доходом 1,5 млн грн (сейчас 1 млн грн), которые будут платить единый налог (ЕН) в размере до 20% от «минималки». Единоналожники третьей категории должны будут платить 2% от дохода в случае уплаты НДС на общих основаниях или 4% без уплаты НДС, но при условии, что такие юридические и физические лица будут иметь годовой доход до 20 млн грн (сейчас 3 млн грн). Наконец, в четвертой группе спрятан тот самый фиксированный сельхозналог, который власть якобы намерена отменить в числе других. Сюда относятся только сельхозпроизводители, для которых ставка налога составит от 0,03 до 1% за 1 га нормативной денежной оценки земли в зависимости от ее категории и расположения.
Словом, условия вроде бы смягчены, хотя на фоне нынешнего кризиса, падения производства, торговли и покупательной способности, трудно сказать, даст ли это положительные результаты.
Но есть в предполагаемых новациях «подлянка», способная похоронить значительную часть малого бизнеса. Известно, что клиентами малого бизнеса являются либо население, либо крупный бизнес. Война, кризис, существенное падение доходов и спад деловой активности населения влекут за собой резкое ухудшение положения обеих категорий малого бизнеса вплоть до сворачивания деятельности и банкротства. Но для тех субъектов малого предпринимательства, которые на договорной основе оказывают для крупных предприятий услуги, выполняют работы, поставляют товары и комплектующие, правительство Яценюка готовит удавку в виде нормы, позволяющей относить на валовые расходы только 50% от суммы операций, проведенных с предприятиями-единоналожниками. Иными словами, крупное предприятие-заказчик, являющееся, как правило, плательщиком налога на прибыль по ставке 18%, работая с единоналожником, должно будет доплачивать 9% за счет суммы, выплаченной единоналожнику. Это сделает практически невозможным сотрудничество малого и среднего бизнеса с крупными компаниями, и «крупные» откажутся от услуг «мелких». Следствием станет дальнейшее сокращение рабочих мест.
Вожделенных доходов в бюджет столь неадекватная «борьба с налогоуклонениями через упрощенку» также не принесет. Исходя из практики, можно сказать, что крупные предприятия, особенно в нынешних условиях, не будут тратиться на содержание штатных единиц для выполнения тех работ, которые выполняли «мелкие» по хозяйственным договорам, а просто будут нанимать работников без оформления трудовых отношений и оплачивать их работу «черным налом».
И вообще, Яценюк и компания идут по пути Януковича-Азарова в стремлении похоронить упрощенку. Упрощенная система – это далеко не главная проблема в экономике и налоговой системе страны, а потому столь пристальное внимание к упрощенцам вызывает подозрение в неадекватности правительства. К тому же, по мнению известного специалиста в налоговой области Александра Кирша, благодаря упрощению отчетности, меньшему штату, снижению риска штрафов и уменьшения проверок, единоналожники демонстрируют более высокую налоговую нагрузку, чем предприятия на общей системе налогообложения с реальной нагрузкой 0,5-1%, а потому малый бизнес более выгоден государству, особенно в сравнении с олигархическими компаниями, выводящими капиталы за рубеж.
-- Другие сюрпризы для народа
Законопроект о поправках в налоговое законодательство содержит еще целый ряд норм, грозящих существенно ухудшить жизнь рядовому обывателю. Ярким примером служит до сих пор не совсем понятная широкой общественности новация – дополнительный местный акциз с розничных продаж горюче-смазочных материалов, алкоголя, пива, табачных изделий. Он представляет собой налог с продаж в размере до 5%, причем ставку налогу будут устанавливать местные органы власти. Если к акцизу на пиво, водку и сигареты можно относиться по-разному, то дальнейшее повышение цен на и без того уже дорогие бензин и дизель за счет нового акциза неминуемо приведет к росту цен на товары и услуги первой необходимости.
Еще одним ударом по кошельку обывателей грозят стать планы ввести акциз на электроэнергию в размере 3%.
Отдельное внимание следует обратить на планы по введению так называемого «военного налога» в размере 1,5% от доходов физического лица. Напомним, что этот налог был введен как временная мера до конца 2014 года. Теперь правительство Яценюка хочет эту подать «увековечить», внеся ее в Налоговый кодекс. Цинизм ситуации состоит в том, что волонтеры и вообще многие простые граждане, чем могут, помогают бойцам, воюющим на Донбассе. По сути, народ армию кормит, одевает, обеспечивает защитным снаряжением, иногда даже вооружением.
С одной стороны, этот законопроект не прошел якобы потому, что в нем затрагивались интересы олигархов. Например, в документе предлагается увеличить ренту за добычу нефти до 21-45%, а газа 11-55%, а также отменить некоторые льготы.
Но с другой стороны, до сих пор ничего не сделано для так называемой имплементации, а говоря нормальным языком, внедрения в жизнь закона о трансфертном ценообразовании, принятом еще год назад. В этом новая власть успешно следует по пути «папередников». Введение в действие закона продолжает тормозиться под различными надуманными предлогами вроде «отсутствия у налогоплательщиков практического опыта в вопросах трансфертного ценообразования», «сложности процедур», «длительной адаптации». Вместо внедрения действительно действенного контроля над выводом капиталов в оффшоры, который положит конец ограблению страны, в законопроекте говорится о некоем 50-процентном ограничении расходов на сделки со связанными лицами-нерезидентами.
Еще одной «интересной» особенностью предлагаемых новаций является то, что он оставляет без изменений перечень низконалоговых юрисдикций, который был введен в действие во времена Януковича.
По официальным данным Государственной службы статистики, за первое полугодие 2014 года из Украины в оффшоры было вывезено «всего» 3,6 млрд долларов. В то же время, бывший глава налогового ведомства времен Януковича Клименко заявляет о том, что выведено более 133 млрд грн, что в эквиваленте намного больше, по какому курсу ни считай. Конечно, можно говорить о том, что прячущийся неизвестно где «семейный налоговик» Клименко может преувеличивать. Но дело в том, что официальная статистика не учитывает вывод денег в разного рода «цивилизованные» низконалоговые страны, например, в Лихтенштейн, Швейцарию и Австрию, откуда, кстати, средства могут уходить дальше, в «еще более низконалоговые» юрисдикции.
Таким образом, новая власть продолжает вокруг вывода средств в оффшоры такие же игры, как и предыдущая. В то же время, именно вывоз капиталов был, есть и будет главным способом разграбления страны, а вовсе не какая-то там упрощенка или даже недоплата налогов с зарплаты.
Трудно пока прогнозировать, что предпримет правительство для проталкивания указанного законопроекта.
С одной стороны, следует учитывать сложные отношения Яценюка с Порошенко, который демонстративно не вмешивается: дескать, это прерогатива Кабмина согласно незаконно (!) действующей сейчас Конституции в редакции 2004 года. А занять место Яценюка особо никто не хочет в столь тяжелое время.
С другой стороны, документ этот сильно ущемляет интересы, прежде всего, рядовых граждан, а потому возможно, что пока педалировать его принятие не будут, но его продавливание начнется после досрочных парламентских выборов.