Терминал и Терминаторы: как долго будут защищать Донецкий аэропорт?
Донецкий аэропорт превратился в арену ожесточенных боев, которые не прекращаются на протяжении двух месяцев. Российские наемники и украинские войска несут значительные потери, но никто не прекращает сражения.
Донецкий аэропорт превратился в арену ожесточенных боев, которые не прекращаются на протяжении двух месяцев. Российские наемники и украинские войска несут значительные потери, но никто не прекращает сражения. Что происходит в аэропорту и какова судьба этого мини-Вердена? Какими будут его результаты?
Операция по обороне аэропорта Донецк была начата украинскими войсками в начале мая. В то время в Украину еще не входили бронетанковые части Российской Федерации, и очаговый контроль за границей сохранялся в руках украинского командования. Военные готовили операцию по перекрытию государственной границы главными силами армейской группировки, и наши части могли почти беспрепятственно передвигаться вдоль нее. Поэтому контроль за аэропортами Донецка, Краматорска и Луганска был важной задачей — чтобы не превратить их в удобные каналы переброски войск в Украину. Российское командование прекрасно понимало важное значение аэропортов для обеспечения логистики ВСУ. Командующий оперативным командованием «Юг» генерал Р.Хомчак, учитывая ключевое значение аэропорта как узла коммуникаций, перебросил на его прикрытие около 150 военнослужащих — силы 3-го полка специального назначения из Кировограда. Руководство аэропорта строго предупредило спецназ — ни в коем случае не заходить в новый, постройки 2012 года, терминал, чтобы не пугать пассажиров международных рейсов вооруженными солдатами и не мешать работе. В результате в ночь с 25 мая новый терминал и подходы к аэропорту были без боя захвачены ударными формированиями российских спецслужб в Украине — батальоном «Восток» Ходаковского, отрядами Бородая, Пушилина, Здрилюка и «Оплота», общей численностью до 300 бойцов, из числа бывших и действующих сотрудников спецподразделений ГРУ и ФСБ РФ, в том числе чеченцев. Они рассчитывали, что украинское руководство не осмелится вести бой в только что построенном аэропорту. Однако Верховный Главнокомандующий А.Турчинов отдал приказ войскам вести огонь по всем выявленным огневым точкам. Примерно в 11:00 один из чеченских террористов на крыше нового терминала поднял трубу зенитно-ракетного комплекса «Игла» и навел ее на украинский истребитель МИГ-29, пролетавший на малой высоте над терминалом. Это заметил снайпер 3-го полка сержант Н., который доложил об обстановке и получил разрешение вести огонь на поражение с точного выстрела снайпера началось пятимесячное сражение за аэропорт. В последующем бою 26 мая кировоградцы при эффективной поддержке вертолетов и истребителей разгромили противника, остатки российских отрядов бежали из аэропорта, в панике потеряв управление и расстреливая друг друга. Было уничтожено свыше 140 российских террористов, включая инструктора Центра специального назначения ФСБ РФ Сергея Ждановича, большое количество российских спецназовцев. Потери 3-го полка — один легкораненый.
С тех пор Донецкий аэропорт продолжает оставаться ареной непрерывных сражений. 3-й полк спецназа участвовал в обороне аэропорта все это время с мая по октябрь, хотя начиная с августа численность спецназовцев не превышала… 30 бойцов! Их поддерживали армейские части. Наиболее тяжелая нагрузка пришлась на ротно-тактические группы 72-й механизированной бригады (июнь—июль) и 93-й механизированной бригады (август—октябрь).
Откровенно говоря, стратегическое значение аэропорт Донецка на самом деле утратил в июле. Украинские войска не смогли осуществить операцию по блокированию государственной границы, поскольку в районе Изварино в бои вступила российская артиллерия и спецназ. Затем войска РФ начали наносить мощные огневые удары и по другим нашим войскам вдоль границы, и перекрыть в этих условиях наземный подвоз стало невозможно. После того как противник сохранил за собой контроль за примерно 150 километрами госграницы, включая крупную автомагистраль, и начались массированные переброски войск и снабжение наземным транспортом, удержание
аэропортов уже ничего не могло изменить. Донецкий аэропорт мог стать плацдармом для украинских операций вокруг Донецка. Однако цена удержания этого плацдарма была очень высокой, поскольку аэропорт находился в окружении и полностью зависел от внешнего снабжения — прежде всего надо было подвозить воду. Но командующий АТО, начальник Генерального штаба В.Муженко отдал приказ удерживать все занимаемые позиции. Несмотря на то, что резервов для проведения ротации войск и для обеспечения безопасного подвоза, охраны тылов не было, украинские воины продолжали выполнять поставленные задачи в тяжелейших условиях. Неграмотное оперативное планирование и управление войсками АТО приводило и приводит к тому, что украинские солдаты и офицеры искупают бездарные решения начальника Генштаба своим героизмом, самопожертвованием и большой кровью. Однако никакие потери Муженко не беспокоят, потому что постоянные окружения украинских войск он объясняет Верховному Главнокомандующему Петру Порошенко как пример выдающейся воинской доблести. К сожалению, тактика удержания любых позиций, даже окруженных противником, привела к тому, что боевые действия на всем фронте осуществлялись и осуществляются в крайне неблагоприятной тактической обстановке. Украинские войска несут основные потери при попытках провести конвои к окруженным подразделениям, при обстрелах окруженных частей, занятых удержанием территории, а не поиском и уничтожением врага.
Ситуация в аэропорту стала критической уже в июле — когда противник замкнул плотное кольцо окружения. Подвоз снабжения стал возможен только по охраняемому коридору, который был создан после того как ударная группа сектора «Б» — несколько танков и БМП 93-й бригады и штурмовая рота батальона МВД «Днепр» захватили села Пески и Авдеевку. С тех пор Пески — ключевая позиция для удержания аэропорта, поскольку именно там формируются группы для прорывов конвоев, и именно в этом районе размещается сводная артиллерийская группа сектора «Б».
Но наиболее ожесточенные бои в аэропорту, благодаря которым весь мир узнал об украинских «киборгах», развернулись именно в сентябре — сразу после наступления перемирия.
Почему российские наемники атакуют аэропорт в период перемирия?
Причины непрерывного штурма аэропорта на самом деле политические. Спровоцировали штурм, как это ни парадоксально, именно условия перемирия. Источники ZN.UA продемонстрировали карту, которая была составлена по результатам Минских договоренностей между президентами Путиным и Порошенко. Это разграничительная 30-километровая зона между российскими отрядами и украинскими войсками. Согласно условиям перемирия, Украина обязалась начать вывод войск из аэропорта 10 октября и завершить 14-го. Однако Россия не заинтересована в мирном урегулировании в Донбассе, и Путин, очевидно, сделал все, чтобы полностью сорвать Минские соглашения. В то время как регулярная российская оккупационная армия отошла с линии фронта в тыловые районы Донбасса, российское командование сосредоточило отряды наемников при поддержке артиллерии для захвата ряда ключевых объектов на линии фронта. Путинские наемники не выполнили ни одного пункта мирного плана и не отвели свои войска ни в одном из намеченных пунктов, более того — они демонстративно не собирались соблюдать условия прекращения огня.
Причины отчаянных атак на аэропорт вполне очевидны. Полевые командиры, которые знают, что Донецкий аэропорт должен быть оставлен нашими войсками, решили одержать демонстративную политическую победу. Они бросили свои отряды на лобовой штурм, чтобы к моменту вывода украинских войск заявить — украинцы не ушли сами, а аэропорт захвачен штурмом. Кто сумеет первым доложит о захвате аэропорта, тот заслужит в глазах Кремля звание самой крутой банды «Новороссии». Поскольку российские спецслужбы подогревают конкуренцию и манипулируют полевыми командирами, последние борются за приоритетное получение снабжения и финансирования из России, за высокие посты в марионеточном руководстве «ДНР». Поэтому любые жертвы наемников для «Гиви», «Моторолы», «Оплота», «Востока» не имеют никакого значения — наоборот, они используют свои высокие потери как доказательство своих больших усилий и для получения дополнительных поставок денег и оружия из РФ. В альтернативной реальности, которую вбивает в головы боевиков российская пропаганда, это украинцы атакуют в аэропорту, их силы ослаблены, добить их несложно. За участие в атаках в аэропорту с судимых граждан «правительство» «ДНР» снимает судимость, а всем вообще обещают работу и скорую демобилизацию. Живые волны неопытных и плохо обученных террористов используются для банальной разведки боем — они отвлекают огонь украинской артиллерии прикрытия и защитников аэропорта, благодаря чему профессиональные российские наемники пытаются засечь наши огневые позиции и вывести их из строя.
-- Как нашим удается оборонять аэропорт?
Рассказы защитников о многих сотнях убитых боевиков — чистая правда. И действительно, наши потери в людях в десятки раз меньше. Артиллерия поддержки из Песок давно пристреляла все ориентиры и накрывает противника очень быстро и очень точно, наши бойцы занимают скрытые позиции в развалинах и могут вести внезапный и точный огонь. Как сказал ZN.UA пулеметчик 93-й бригады Александр Сергеев: «Если бы россияне хоть раз увидели кучи трупов своих соотечественников вокруг аэропорта, увидели, как бродячие собаки глодают человеческие кости и бегают с головами мертвецов в зубах по взлетной полосе, они бы навсегда возненавидели эту войну».
Важную роль имеет эффективное командование, и тот факт, что в аэропорту командиры оставляют только добровольцев — там не держат большого числа войск. Отличились офицеры 3-го полка спецназа — полковник Б. и полковник Т., руководившие, с начала мая, обороной аэропорта под позывным «Редут», минометная батарея в самом аэропорту — позывной «Абрикос», а также артиллерия поддержки в Песках — позывной «Циркон», многие другие офицеры и солдаты. Нельзя не отметить добровольцев «Правого сектора» — в самый тяжелый момент штурмов аэропорта в сентябре, когда изнуренные многомесячной осадой подразделения подвергались мощнейшим атакам, и не было никаких резервов для усиления наших бойцов, в аэропорт добровольно прорвался взвод «ПС», внесший свой неоценимый вклад в оборону аэропорта в самый решающий момент. Это был героический поступок, потому что бойцов «ПС» противник, как правило, в плен не берет.
Надо отметить, говоря о «киборгах», что составной частью обороны аэропорта является оборона села Пески — это настоящая «дорога жизни». На самом деле, обстрелы и атаки на это село ведутся даже интенсивнее, чем атаки на аэропорт. Поэтому в почетные ряды «киборгов» следует зачислить также подразделения батальона МВД «Днепр», артиллеристов и танкистов 93-й бригады, которые в тяжелейших условиях обороняли Пески и держатся там до сих пор. В октябре на усиление в Пески и в аэропорт переброшены подразделения 95-й, 79-й аэромобильных бригад, добровольческого батальона «ОУН», осуществляется ротация. Свежие силы эффективно включились в борьбу и серьезно изменили ситуацию на этом участке фронта.
Наибольшие потери при обороне аэропорта наши части понесли в Песках и в операциях проводки конвоев.
Самая большая угроза захвата аэропорта была на протяжении 12–30 сентября. В тот момент противник начал массированные атаки аэропорта, а усилить наших бойцов было просто некем. Генерал Муженко, виновник Иловайской трагедии, принял очередное нелепое решение, повлекшее за собой тяжелые последствия — перестал поддерживать резервами сектор «Б». Вновь сформированные свежие подразделения 17-й танковой бригады были переброшены не в Пески, а в Луганскую область на 150 км, а из Луганской области прислали слабые, изнуренные многомесячными боями, подразделения 1-й танковой бригады. При этом штаб 1-й танковой остался в Луганской области, а штаб 17-й танковой — в Донецкой в секторе «Б». Это крайне усложнило управление и снабжение войсками.
Более того, Муженко забрал из сектора «Б» единственный резерв — 43-й батальон территориальной обороны. Этот батальон полностью сформирован из добровольцев, и он мог бы позволить усилить защиту аэропорта. Однако Муженко в разгар сражения за аэропорт Донецка забрал 43-й батальон… в Артемовск! Где не велось никаких боев. И как ни старалась администрация области, как ни пытался убедить Муженко командующий сектором «Б» Хомчак, к каким ухищрениям не прибегали, но батальон забрали, даже без бронежилетов, снаряжения и транспорта.
В это время защитникам аэропорта пришлось оставить ряд выгодных наблюдательных пунктов в аэропорту из-за нехватки сил. 28 сентября в здание, где размещался последний рубеж обороны и командный пункт «Редута», ворвалась штурмовая группа наемников «Оплота» и захватила первый этаж.
Контратаку возглавил лично начальник обороны аэропорта — полковник 3-го полка Т. — позывной «Редут», который с последним резервом из нескольких бойцов в бою на ближней дистанции гранатами лично уничтожил противника и ликвидировал угрозу.
В течение двух недель оборона Донецкого аэропорта держалась исключительно на мужестве и профессионализме личного состава, и напряжении всех сил и средств сектора «Б» под командованием Хомчака — поскольку весь сентябрь противник в районе аэропорта и с. Пески имел превосходство над нашими войсками по численности и технике.
К этому моменту героическая оборона аэропорта получила в СМИ огромный общественный резонанс. Люди были обеспокоены критической ситуацией, и в результате командование АТО все-таки было вынуждено направить в сектор резервы десантников. Приход 79-й и 95-й бригад в район с. Пески и в аэропорт позволил добиться решительного перелома — свежие силы наконец-то осуществили ротацию, и рота 93-й бригады и три группы 3-го полка спецназа наконец-то вышли из аэропорта после трех месяцев непрерывных боев без ротации. Вышли не все — незадолго до выхода при отражении танковой атаки геройски погиб командир роты 93-й механизированной бригады капитан Сергей Колодий, оборонявший аэропорт с 1 августа. В сентябрьских боях смертью храбрых пал командир группы спецназа старший лейтенант Евгений Подолянчук — один из лучших офицеров 3-го полка, один из защитников-ветеранов, оборонявший Донецкий аэропорт, начиная с первого боя 26 мая. Полковник 3-го полка Т. — позывной «Редут» отказался покинуть аэропорт по ротации и остался руководить боем — он был ранен в последующих боях и эвакуирован уже после полученных серьезных ранений.
В настоящее время оборона аэропорта и села Пески удерживается надежно — у российских наемников нет шансов сломить сопротивление «киборгов» своими силами — без поддержки регулярных российских войск. Однако ситуация в районе аэропорта требует от украинского командования принимать решения — дальнейшее продолжение боев за аэропорт в условиях фактического окружения требует адекватных решений и действий. Необходимо устранить угрозу с флангов, чтобы обеспечить безопасный коридор для конвоев. Постоянные атаки на конвои привели к тяжелым потерям в людях и бронетехнике украинских войск. Командование АТО обязано принимать решительные меры для улучшения наших позиций.
Серьезно изменилась и военно-стратегическая обстановка. Нарушение Путиным Минских соглашений освобождает Украину от выполнения условий перемирия. Аэропорт уже можно не оставлять — но в таком случае следует провести операцию по улучшению занимаемых позиций. В любом случае, это требует решений и ответственности за результат со стороны начальника Генштаба, который, увы, любой ответственности в сложной обстановке пытается избежать. Муженко обязан, наконец, перестать обманывать Верховного Главнокомандующего и сделать доклад по обстановке в других местах, где противник организовал охват с флангов и пытается уничтожить наши позиции —на 31-м и 32-м блок-постах под Счастьем и в районе Дебальцево. Реальность такова, что без прямого вмешательства российской армии отряды наемников не могут осуществлять широкомасштабные атаки на всем фронте, не могут собрать более трех-четырех ударных группировок. Украинская армия может и должна дать противнику эффективный отпор и сделать все, чтобы наши войска перестали вести бои в неблагоприятной тактической обстановке, чтобы кризисы в обороне возникали у противника, а не у наших войск. У нас есть для этого силы, но этим силам необходимы грамотная стратегия, тактика и оперативное планирование.
На самом деле, другого пути, кроме борьбы, для Украины уже нет. Народ Украины не позволит после драматичной обороны аэропорта просто так оставить эти, обильно политые кровью патриотов, позиции. Нет уже обязательств оставлять аэропорт, Минские соглашения — это фикция. Оставлять аэропорт нельзя сейчас, перед выборами, но это нельзя, Петр Алексеевич, уже делать и позже — после выборов. Потому что договориться с Путиным невозможно — он лжет всегда. Украина должна вести мирные переговоры, но мы обязаны продолжить войну и вести ее компетентно, профессионально, в соответствии с военной науки, а не в угоду нелепым генеральским амбициям. Мы обязаны показать, что все попытки России атаковать в Донбассе получат, наконец, достойный отпор, приводящий в панику отряды наемников. Множество примеров такой эффективной борьбы дала легендарная оборона Донецкого аэропорта...