59 округ: Кто тормозит финал выборов?
Вмешательство Президента позволило сдвинуть подсчет голосов с мертвой точки и локализовать самодеятельность добровольческих батальонов
Несмотря на то, что выборы в Украине прошли почти две недели назад, а мир признал голосование прозрачным и свободным,завершить этот праздник демократии все не получается. Объявить окончательные итоги выборов мешают два десятка участковых комиссий на Донбассе, которые никак не могут передать протоколы в окружком. Их работу блокируют вооруженные люди из добровольческих батальонов. После того, как перед зданием окружкома появились минометы,ситуацией возмутился даже Президент.
-- Герои дня
Еще буквально неделю назад сложно было даже предположить, что 59 мажоритарный округ с центром в пгт. Великая Новоселка в Донецкой области станет камнем преткновения для определения результатов волеизъявления в сорокапятимиллионной стране. Даже накануне, во вторник и в среду, члены Центризбиркома исключали вероятность того, что ОИК №59 не вложится в сроки и не сдаст протоколы о 100% подсчета голосов вовремя. Однако все, чего смогли добиться члены окружкома к 11-му дню после выборов – подсчет 83% голосов избирателей.
О рисках 59-го округа и в ходе кампании, и в день голосования, и во время подсчета голосов многократно заявляли и международные наблюдатели, и гражданские активисты из Комитета избирателей и гражданской сети «ОПОРА», и независимые эксперты. По опросам здесь безоговорочно лидировал многолетний мэр Курахово Сергей Сажко, а приехавшему всего несколько месяцев назад в Донецкую область командиру батальона «Днепр-2» Валентину Манько социологи не давали и 1% голосов. Однако он не смирился с заведомым поражением. После того, как вооруженные представители батальона«Днепр-1» и люди с нашивками «Правого сектора» буквально прописались на территории окружкома и постоянно осуществляли на него давление, о спокойной кампании можно было забыть.
В СМИ начали просачиваться истории о похищении наблюдателей и членов комиссий, о подброшенных гранатах. Наблюдатели и активисты фиксировали вбросы бюллетеней на тех участках, где в итоге Манько одержал победу с заоблачными результатами. Явка 80% и 95% отданных за него голосов считалось нормой. Но даже это не обеспечило ему необходимый результат. Поэтому, 31 октября вечером часть членов ОИК без согласования с ЦИК взяли избирательную документацию и отправились в Киев, чтобы подсчитать бюллетени там. Согласно обнародованным в четверг документам, СБУ нашла доказательства того, что к этому походу были причастны служебные лица батальона «Днепр-1». Интересно, что по дороге с Донбасса в Киев члены ОИК останавливались не где-нибудь, а в Днепропетровской облгосадминистрации.
За самоволку ЦИК этих членов комиссии уволил, отправив восвояси с печатью и документами. Вернувшись домой, они попытались зайти на свои бывшие рабочие места в окружкоме. В результате произошли потасовки между реально охраняющими здание милиционерами и бойцами Нацгвардии и представителями «Днепра» и «Правого сектора». Видеоматериалы с нарушениями, блокированием территории ОИК батальонами и другие интересные кадры в считанные часы облетели украинский сегмент Интернета и социальные сети.
В результате этой вакханалии реальной работы в течение нескольких дней комиссия не вела. Вмешательство главы государства стало последней каплей и результатом бездеятельности правоохранительных органов в отношении многочисленных нарушений, зафиксированных на этом донбасском округе. В четверг Петр Порошенко созвал совещание с премьером, спикером, главой ЦИК и силовиками, где назвал недопустимой сложившуюся ситуацию. После того, как президент «стукнул кулаком по столу», процесс подсчета голосов сдвинулся с мертвой точки: с помощью милиции к нему допустили тот состав комиссии, который Центризбирком уполномочил на это последними.
-- Вилы зовут
Все – и ЦИК, и члены окружкома, и охраняющие их правоохранители наверняка искренне надеются, что противостояние, замешанное на амбициях малоизвестного кандидата-«патриота»и желании защитить реальный выбор граждан от вооруженного давления, закончится в ближайшие дни. Новой Верховной Раде нужно безотлагательно начинать работать над реформами, а политикам – готовиться к обновлению и местных органов власти. Однако можно ли оставить события вокруг 59 округа без внимания, как будто это рядовая ситуация? Очевидно, что нет.
Опыт силового противостояния на этом донбасском округе показал несколько слабых сторон управления избирательным процессом в Украине. Во-первых, не существует действенного механизма защиты избиркомов нижнего уровня.
Во-вторых,у государства полностью отсутствует система контроля над добровольческими вооруженными формированиями, которые используются в избирательном процессе(равно как и в бизнес-конфликтах) как фактор психологического и физического давления.Что не дает возможности вообще говорить о свободе волеизъявления.
В-третьих, инструментарий Центризбиркома по управлению процессом должен быть существенно расширен. Длительная и вынужденная бездеятельность ЦИК, который не мог обеспечить выполнение своих решений, стала одной из причин, из-за которых ситуация едва не зашла в тупик.
Важно понимать, что эта история несет целый ряд вызовов и для Президента Петра Порошенко лично. Очень сомнительно, что вмешиваться в ситуацию на округе – а по сути на 18-20 участках – это президентское дело. Однако без этого никаких подвижек бы не произошло. Сможет ли гарант Конституции обеспечить мир, порядок и соблюдение закона хотя бы на освобожденных территориях Донбасса при условии,что это будет постоянно требовать его личного вмешательства? Есть ли вообще какое-то понимание будущей роли вооруженных бойцов добровольческих батальонов в развитии страны, если сегодня многие из них – это обычные мародеры, любители«кошмарить» население, которые не подчиняются никому, кроме своих командиров? Или же они будут оставаться фактором страха как для обычных мирных граждан, так и для бизнес- и политических оппонентов?
Есть большой риск, что привычка брать власть силой при помощи оружия станет опасным прецедентом для существования демократии в Украине. С освобожденного Юго-Востока страны, который, вероятнее всего, будет отдан на «освоение» патриотическими силами, вирус безнаказанности может переброситься на все государство. Чтобы этого не случилось, необходимо уже сегодня решительно действовать в направлении расширения полномочий местных органов власти. При этом децентрализация должна обеспечиваться регулярными войсками, а не «частными армиями». Если не подготовить такого рода почвы по реальному расширению полномочий регионов, о местных выборах можно будет забыть. В каждом селе вооруженные люди будут забирать себе столько власти, сколько смогут удержать на своих штыках. Ирония в том, что с этими же штыками они могут потом прийти в Киев.