ОБСЕ разглашает секреты
СНБО Украины обвиняет наблюдателей ОБСЕ в разглашении секретной информации
Киев обвинил представителей ОБСЕ в разглашении секретной информации о дислокации украинских военных. Такие обвинения всегда звучат в адрес посредников в подобного рода конфликтах, говорит эксперт. При этом альтернативы ОБСЕ не просматривается.
Отдельные представители Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ разглашают информацию о дислокации украинских подразделений — с таким обвинением сегодня выступила украинская сторона.
«Мы рассчитываем, что миссия будет действовать беспристрастно и не допускать поступков, которые могут подорвать доверие к ее работе в украинском обществе. Присутствие международных наблюдателей рассматривается как весомый фактор обеспечения устойчивого мира на Донбассе», — заявил во вторник спикер информационно-аналитического центра СНБО Андрей Лысенко.
Конфликт стал назревать еще накануне. В понедельник украинское издание «Зеркало недели» сообщило, что наблюдатели ОБСЕ встречались 10 ноября с представителями Украины и России в Общем центре контроля и координации и обнародовали информацию о месте дислокации украинских военных: «Таким образом, российские военные узнали подробности расположения тяжелой артиллерии и танков украинских силовиков в районе села Карловка Донецкой области».
Кроме этого, члены ОБСЕ якобы пожаловались, что по «пути через Карловку в зону АТО украинские военные задержали мониторинговую группу, требуя документы, а отпустили ее только спустя 2,5 часа».
«Там были несколько наблюдателей, я не готов сообщить, какие страны они представляли... Соответствующая информация будет передана в головной штаб миссии ОБСЕ, а также в центральный офис», — прокомментировал историю с «предателями» Лысенко.
Накануне о решении прекратить сотрудничество с ОБСЕ заявил глава группы «Информационное сопротивление» Дмитрий Тымчук. «Однако пока в ОБСЕ широко представлены граждане России, эта организация, к нашему глубокому сожалению, очень часто выступает в роли ширмы для агрессивных планов РФ против Украины», — пояснил Тымчук.
Формально причиной стал отчет ОБСЕ относительно гибели людей около школы №63 в Донецке в результате обстрела 5 ноября: миссия сделала вывод, что он был осуществлен с позиций, расположенных к северо-западу от места происшествия, в районе села Пески, контролируемого украинскими военными. В ответ Киев обвинил ОБСЕ в ангажированной, пророссийской позиции и заявил, что обстрел был произведен со стороны Макеевки.
«Мы не можем скрывать какие-то факты, например, обстрелы или обнаружение вооруженных лиц… Наша миссия заключается не только в том, чтобы содействовать диалогу, но и в выявлении новых фактов и информировании о них ОБСЕ», — ответил на обвинения Киева представитель спецмиссии ОБСЕ на Украине Майкл Боцюркив.
Напомним, что миссия наблюдателей была направлена ОБСЕ на Украину в середине марта. Мандат, рассчитанный на полгода, предусматривал ее развертывание по всей стране: в Херсоне, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Харькове, Донецке, Днепропетровске, Черновцах, Луганске и Киеве. На первоначальном этапе численность миссии составила 100 человек. В начале октября миссия была продлена еще на полгода, а ее численность увеличена до 500 человек. Правда, всего неделю спустя президент Украины Петр Порошенко призвал увеличить количество наблюдателей до 1500. «По нашим подсчетам, только такое количество инспекторов ОБСЕ при наличии как минимум 29 беспилотников способно обеспечить объективный контроль территории, захваченной террористами», — заявил тогда украинский лидер.
«Это всегдашняя проблема любого посредника в такого рода конфликтах. И та и другая стороны подозревают его в пристрастности, в работе на другую сторону, на него сыплются обвинения с обеих сторон. Это было много раз», — говорит военный эксперт, заместитель главного редактора «Ежедневого журнала» Александр Гольц.
По его словам, «ОБСЕ в качестве посредника эффективна лишь постольку, поскольку других нет. Некому больше исполнить эту роль. Никто в этот конфликт по доброй воле лезть не собирается. ОБСЕ тоже, в общем-то, нехотя во всем этом участвует. Но ничего другого не будет».