Коммерсанты у власти. Как суды прикрывают бизнес украинских чиновников (исправлено)
Пять свежих историй о том, как суды наплевали на закон, запрещающий совмещать государственные посты с бизнесом
Отделить власть от бизнеса так и не удалось. Государственные посты, как и в прежние годы, занимают коммерсанты, не редко скрывающие свои бизнес-интересы. Правоохранительные органы ничего с этим не могут сделать.
По закону об основах предотвращения и противодействия коррупции, свежеиспеченный чиновник должен в течение 10 дней передать принадлежащие ему корпоративные права другому лицу, исключая членов своих семей. При появлении конфликта интересов госслужащие обязаны сообщать об этом своему начальству. Однако закон оказался неэффективным в борьбе против чиновников, совмещающих государственные посты с бизнесом. Это демонстрирует судебная практика последних месяцев, причем такое совместительство сходит госслужащим с рук даже когда они откровенно лоббируют интересы своих фирм.
Так произошло, к примеру, в Чернигове. Весной местный исполком продлил телерадиокомпании «Голд Фьюче» и одноименному рекламному агентству право размещать рекламу на внешних носителях. Вместе с другими голосовал за такое решение и секретарь горсовета Владислав Кухарь. В обеих фирмах чиновник является соучредителем. Прокуратура Чернигова обвинила его в нарушении закона о противодействии коррупции: при голосовании за продление права его компаниям размещать внешнюю рекламу Кухарь, как владелец этого бизнеса, не сообщил о конфликте интересов. В ноябре суд наказал его «устным замечанием».
Избежать санкций удалось и недавнему главе Службы экспортного контроля Украины Владимиру Демехину. Он руководил ведомством четыре года, пока не лишился должности в октябре в рамках люстрационной кампании. Все это время чиновник владел корпоративными правами в компаниях «Универсал Комплекс» и «Торговый дом «Юг». Первая специализируется на строительстве и оптовой торговле продуктами. Вторая – на посредничестве в торговле ширпотребом и топливом. В ТД «Юг» доля Демехина в уставном капитале превышает 5 млн гривен. В начале сентября прокуратура попыталась наказать его за нарушение закона о противодействии коррупции. Дело в том, что экс-глава экспортной службы не сообщал свое начальство о конфликте интересов.
Из этого ничего не вышло. В суде чиновнику удалось доказать, что о конфликте интересов речи быть не может, поскольку у его ведомства не было точек пресечения с указанными компаниями. Это подтвердила сама Государственная служба экспортного контроля, предоставив соответствующие документы. Прокуратура попыталась использовать козырь – протокол состоявшегося в июле общего собрания участников «Универсал Комплекс». В соответствии с ним, чиновник якобы присутствовал на собрании. Тем самым, можно было утверждать об активном участии госменеджера в деятельности частной структуры. Однако нашелся аналогичный документ, в котором фамилия Демехина отсутствовала. В октябре суд посчитал достоверным именно этот вариант протокола, а Демехина признал невиновным.
У директора Департамента экономического развития аграрных рынков Министерства агрополитики Виталия Саблука бизнес-жила также имеется. Его компания «Їжачок» занимается розничной торговлей продуктами питания и табачными изделиями. Доля у чиновника в ее уставном фонде составляет 50%.
Конфликт интересов на лицо, посчитали в прокуратуре. Однако у суда оказалось иное мнение. Выяснилось, что доказательств того, что Саблук использовал в своих бизнес-инетересах доступ к поднадзорным объектам и информацию, полученную при служебной деятельности, – нет. Все законно, признал суд.
В похожей ситуации оказался и Евгений Ларин, замглавы Госинспекции по контролю за ценами. Он владеет корпоративными правами в компаниях «ЛЕА Инвест» (розничная торговля и строительство), «Ланцет XXI столетие» (медицинская практика), «ЛЕА Спорт» (оптовая и розничная торговля), «Охранные технологии» (частная охрана). С момента назначения на должность в 2012 году чиновник не указывал в декларациях наличие у себя каких-либо корпоративных прав. О своем бизнесе и каком-либо конфликте интересов он также не сообщал своему непосредственному руководителю. Суд и в этом случае не нашел нарушений, поскольку доказательств использования служебного положения для бизнеса чиновника прокуратурой не было предоставлено.
У бывшего главного охотника страны Андрея Хрола (уволен с должности в сентябре)– другая история. Руководителя охотничьего хозяйства Госагентства лесных ресурсов Украины в конце лета прокуратура также обвинила в совмещении. Орган надзора обнаружил у чиновника корпоративные права в компании «Производственное предприятие «Регион». Как не редко случается в таких случаях, работа госменеджера и деятельность его фирмы имеют близкую друг другу направленность. Специализация «Региона»: лесопильное производство и производство деревяных строительных конструкций. Правда, в суде начальник охотничьего хозяйства доказал, что еще три года назад передал свою долю в компании другому человеку. Это его оправдало в глазах судей. В то же время, согласно актуальным данным госпредприятия «Информационно-ресурсный центр», возглавляет и руководит «Производственным предприятием «Регион» в настоящее время именно Андрей Хрол.
Представители правоохранительных органов могут привести десятки примеров, когда чиновник уживается в двух ролях: госслужащего и коммерсанта. Наиболее популярное оправдание у представителей власти в этой ситуации: их бизнес не пересекается с работой на государственной службе.
Кроме того, перед глазами у чиновников средней руки стоят примеры топ-менеджеров государства. Их имена широко известны. Совладелец одной из крупнейших агропромышленных компаний Украины Мироновский хлебопродукт Юрий Косюк координирует работу силового блока, занимая должность заместителя главы администрации президента. Одесской и Днепропетровской областями руководят крупные предприниматели Игорь Палица и Игорь Коломойский. Новостей о продаже своего президентом Петром Порошенко также пока не появлялось.