Об угрозе создания Бессарабской народной республики. Последствия для Украины
Кремль усиленно формирует новый очаг дестабилизации сразу в двух государствах
С начала нынешнего года в Украине, Молдове и России регулярно циркулирует разобщенная информация относительно возможности создания на базе части Одесской области так называемой Бессарабской Народной Республики (в некоторых вариантах Республики Буджак) –
незаконной сепаратистской организации, которая попытается взять под свой контроль власть на юге Одесской области в интересах Российской Федерации. При этом обсуждается вариант, когда сфера влияния БНР распространится и на территорию Молдовы, что создаст очаг дестабилизации
сразу в двух государствах, которые на сегодняшний день находятся в зоне активного интереса Кремля.
Можно выделить несколько территориальных вариантов БНР. Самый негативный для Украины – это районы к югу от Одессы, включая Белгород-Днестровский, Саратский, Тарутинский, Арцизский, Татарбунарский, Болградский, Килийский, Измаильский, Ренийский районы. Данная
территория практически совпадает с границами Измаильской области, которая просуществовала полтора десятка лет в средине ХХ века.
Днестровский лиман отделяет данную территорию от остальной части Украины и для контроля над сухопутными путями, которые связывают регион с Украиной, достаточно захватить лишь две ключевые точки по трассам Е-87 и Р-70. Данный регион находится в близости от Приднестровья.
Из Днестровска (ПМР) до села Удобное Белгород-Днестровского района (Украина) 61 километр по дороге. Из Тирасполя это расстояние составляет 79 километров, что делает возможной быструю переброску войск РФ из непризнанной республики.
Украинский регион юга Одесской области характеризуются низким уровнем инфраструктурного, экономического и социального развития, а также пестрым национальным составом, среди которого можно выделить украинцев, русских, молдаван, гагаузов и болгар. При этом на его территории, особенно в западной и юго-западной его областях, имеются значительные национальные анклавы. Основными национальностями анклавов являются болгары, гагаузы и молдаване. В Придунавье также существуют анклавы русских-староверов. В Болградском районе из 20 сел 13 являются преимущественно болгарскими и 3 гагаузскими. В Килийском районе 4 молдавских села, 1 болгарское, 1 гагаузское и 3 русских. В Арцизском районе насчитывается 8 болгарских сел. В Измаильском – 8 болгарских, 4 молдовских. В Саратском два болгарских села и 5 молдовских.
В Татарбунарском районе 2 болгарских, 2 молдовских и 1 гагаузское село. В Ренийском районе 5 молдовских, 1 гагаузское и 1 болгарское село из 8 населенных пунктов, включая город Рени. В Тарутинском районе 17 болгарских сел и 5 молдавских. Лишь в Белгород-Днестровском национальных анклавов фактически нет – лишь 1 село является молдовским.
Данный регион граничит с АТО (автономное территориальное образование) Гагаузия в нескольких частях (Гагаузия разделена на 4 несвязанных части).
При этом и на территории Украины, и на территории Молдовы в регионе рядом находятся гагаузские села. В частности, речь идет о Вулканештском районе Молдовы (Гагаузия) и Ренийском Украины и Чадыр-Лунгском районе Молдовы (Гагаузия) и Болградском Украины. Подобная ситуация и с болгарским населением,
особенно в районе Тараклийского района Молдовы, который состоит из двух анклавов, разделенных Гагаузией, и Болградского района Украины. Именно на активизацию сепаратизма в Болградском, Измаильском, Ренийском, Арцизском, Килийском, Тарутинском районах в регионах компактного проживания национальных меньшинств с дальнейшей попыткой захвата Белгород-Днестровского, Саратского и Татарбунарского районов может рассчитывать Россия. При таком сценарии, в Молдове чуть ранее будет дестабилизирована ситуация в Гагаузии, Бессарабском и Тараклийском районах, а также параллельно в Приднестровье.
Изначально основной упор может делаться на создание независимой Гагаузии, которая может претендовать на территории Молдовы и Украины. Гагаузия сегодня является основным центром активности Кремля в регионе. В феврале 2014 года в Гагаузии прошел референдум в
ходе которого 98% избирателей поддержали интеграцию в Таможенный союз ЕврАзЭС и высказались за «отложенный статус автономии», который даёт ей право выйти из состава Молдовы в случае утраты ею независимости.
Власти Молдовы объявили проведение референдума незаконным, а его результаты — не имеющими юридической силы. Москва пытается максимально использовать свое влияние на
политических лидеров региона – нынешнего главу Михаила Формузала и мэра столицы Гагаузии Комрата - Николай Дудогло. И первый, и второй политик являются пророссийски настроенными и между ними последние месяцы обострилась конкуренция за право получения российской поддержки.
По последней информации, Кремль склоняется к поддержке мэра Комрата, тогда как Формузал признан в Москве слишком ориентированным на Турцию (стратегический партнер Гагаузии). Украина и Молдова в свою очередь всеми доступными способами пытаются сдержать активность России в регионе и сепаратистскую координацию лидеров этнических меньшинств в Молдове и Украине между собой.
С украинской стороны в качестве этнических политических лидеров, которые поддерживают хорошие взаимоотношения с высшим руководством Гагаузии выступают народный депутат Антон Киссе (представляет интересы болгар и был избран по соответствующему
мажоритарному округу в Одесской области, №142) и депутат Одесского областного совета Юрий Димчогло (представляет гагаузов). Эти политики посещали Комрат (столица Гагаузии) и Тараклийский район (преимущественно населен болгарами) в феврале текущего года фактически сразу после проведения референдума в Гагаузии.
При этом Антон Киссе до этого комментировал результаты пророссийского сепаратистского референдума в Гагаузии в положительном ключе. «То, что более 98% жителей Гагаузии
проголосовали за вступление в Таможенный Союз, свидетельствует о многом. Это отражает настроения людей, и нельзя с ним не считаться. Такая форма проведения консультаций с народом напрямую очень демократична, она в традициях европейских демократий, и это признали иностранные наблюдатели из Бельгии, Польши, Болгарии, Венгрии, мониторившие
результаты плебисцита» - заявлял он. Вышеуказанные лидеры болгар и гагаузов в Украине в июне были вынуждены опровергать информацию о том, по заказу России разрабатывали масштабный план созданию новой республики, путем объединения Гагаузии и части Одесской области.
Da Vinci Analytic Group полагает, что на сегодняшний день сохраняется угроза создания БНР
на территории Украины и Молдовы.
Ключевыми событиями, которые могут повлиять на данный процесс станут:
• выборы в парламент Молдовы,
• попытка дестабилизации в период выборов и в период создания новой
властной команды, а также
• выборы башкана Гагаузии, которые намечены на весну 2015 года.
Именно весна 2015 года является ключевым моментом для Кремля, который рассматривает данный период как наиболее благоприятный для начала нового этапа агрессии в отношении
Украины. В связи с этим риски дестабилизации в регионе весной этого года значительно возрастают.
Местное население на юге Одесской области лояльно относится к политическим силам, которые ассоциируются в Украине с российским геополитическим вектором развития. По итогам парламентских выборов 2014 года лишь в 1 из 3 округов региона (№142 с центром в Арцизе) победил проевропейский Блок Порошенко. В двух остальных (№141 и №143) победу одержал Оппозиционный блок. При этом сумма голосов, отданных за пророссийские
партии (Оппозиционный блок, Сильная Украина, Коммунистическая партия)
больше по каждому округу, чем голоса, отданные за проевропейские партии
(Блок Порошенко, Народный Фронт, Самопомич, Радикальная партия Олега Ляшко). По
округу №141 этот показатель составляет 40,6% против 37,81% в пользу пророссийских сил; по округу №142 – 43,79% против 34,64%; по округу №143 – 53,03% против 28,14%. От проевропейских сил в парламент Украины от региона не прошел ни один мажоритарщик. Пророссийские настроения наблюдаются также и в соседней Гагаузии. С учетом низкого уровня жизни в регионе любые негативные колебания в сторону ухудшения еще более усугубят ситуацию и этим может воспользоваться Россия.
В случае дестабилизации ситуации в регионе и создании БНР Россия получает:
- новую горячую точку в Украине и Молдове, что снимает все вопросы относительно будущей евроинтеграции государств до решения конфликта. Особенно это актуально для Молдовы с учетом унионистских настроений в Румынии;
- повод для размораживания конфликта в Приднестровье и начала широкомасштабной дестабилизации ситуации, включая весь юго-запад Украины;
- ослабление Румынии, которая является наиболее последовательным союзником США в регионе;
- первую непризнанную республику на территории Украины, которая будет организована по этническому признаку, что в случае попыток борьбы с сепаратистами будет истолковано российской пропагандой в контексте межнационального конфликта, вплоть до обвинений в этнических чистках;
- отрезание Украины от портов Дуная и получение возможностей использования мощностей региона в своих целях;
- создание на территории БНР плацдарма для наступления в сторону Одессы, включая создание баз по тренировке боевиков;
- получение возможности для открытия второго фронта против Украины, что дает большие возможности для захвата Юга страны одновременно с двух направлений.
Кроме того, следует учитывать, что начало широкомасштабного конфликта в регионе еще более расширит количество игроков, задействованных в нем. Так более активную позицию будут вынуждены занять Болгария и Турция.