Троевластие: Порошенко, Яценюк и Коломойский
Каждый центр власти занял свои позиции и имеет свои ресурсы и возможности. Каждый – уязвим и несовершенен…
История знала множество комбинаций и способов построения власти. После Майдана длительное время проводились параллели между событиями Февральской революции 1917 года и украинскими событиями 2014 года. Действительно, в процессах есть немало общего, вызванного объективными причинами и законами развития революционной стихии. Но в то же время есть одна особенная деталь: к осени 1917 года в России сформировалось двоевластие (Временное правительство и Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов), в то время как в ходе «украинской революции» сформировалось реальное троевластие, выходящее за институционные рамки и заставляющее страну блуждать в трех соснах нынешней власти. Три центра нынешнего «троевластия» - это президент Петр Порошенко, премьер Арсений Яценюк и олигарх Игорь Коломойский.
Именно такой видится конфигурация украинской власти по состоянию на декабрь 2014 года. Противостояние между ветвями власти, заложенное не только на уровне личных амбиций, но и простимулированное положениями действующей Конституции, привело к тому, что уже осенью сформировался лагерь «людей президента» и лагерь «людей премьера». В первый вошли немало представителей бизнеса, номенклатуры, умеренных реформаторов, с проевропейской риторикой и с желанием поскорее закончить войну на Востоке. Второй лагерь – это рафинированная «партия войны», радикалы, сторонники «перманентной революции», ориентированные в своих действиях и симпатиях на США и их сателлитов. Третья группа – группа Коломойского – начала формироваться еще весной, но как самодостаточная политическая сила сформировалась после парламентских выборов, когда стало понятно, что в новой Верховной Раде у Игоря Валериевича как минимум «блокирующий пакет» и наличие от 120 до 200 штыков (последняя цифра – по оценкам близкого к Коломойскому Святослава Олийныка).
Порошенко и его лагерь сегодня – это сторонники мирного решения конфликтных ситуаций, что и понятно: специфика Блока Петра Порошенко состоит в том, что его организационный костяк составляют люди, пришедшие из бизнеса и номенклатуры. Война – не их стихия. Им необходима стабильность. Плюс ко всему, Порошенко хочет быть президентом Украины, но не президентом только Майдана, и поэтому он пытается заручиться поддержкой и Запада, и Центра, и Юго-Востока. Отсюда – нормализация отношений с Ринатом Ахметовым (с которым некогда у Порошенко были более чем натянутые отношения) и с Сергеем Левочкиным. Многим «революционно заряженным» гражданам в порыве шапкозакидательства очень уж хочется покритиковать президента за его умеренность, но за отказом от умеренности следует лишь одно действие – война.
Плюс ко всему Порошенко – политик, в своей геополитической игре ориентирующийся на Европу со всей сложностью и противоречивостью европейской политики.
Арсений Яценюк, в свою очередь, имеет поддержку США. Он это и не старается скрывать: наличие серьезных лоббистских возможностей в Конгрессе и Сенате, в Белом доме и в Госдепе, постоянная связь с Послом США в Украине господином Пайетом, наличие в ближайшем окружении Яценюка людей, прошедших тренинги в школе «Аспен». При этом Яценюк – это воплощение «партии войны» в украинском политикуме. Команда Яценюка обвиняет «голубей» в соглашательстве и предательстве национальных интересов. Яценюк готов идти на любую степень конфликта с Россией (конечно, он далек от того, чтобы призывать, подобно Анатолию Гриценко, к засылке на территорию Российской Федерации диверсантов, но строить стены и ограничивать передвижение граждан готов). Яценюк – это сложная смесь старой школы, которую он хорошо усвоил и изучил, с проамериканской и довольно-таки агрессивно-антиросийской риторикой.
Необходимо признать, что значительной части населения страны эта позиция нравится – особенно в свете постреволюционной эйфории и информационной бравады отечественных СМИ. Тема «войны до победного конца» и ура-патриотизма подзаряжают политическую среду Арсения Яценюка, свидетельством чему является результат «Народного фронта» на последних парламентских выборах. Социологи отмечают неизменно высокие рейтинги самого Арсения Яценюка, несмотря на то, что он на посту премьер-министра не может записать в свой актив ни единого серьезного достижения, а экономика Украины, вверенная в его руки, катится в тартарары.
Наконец, Игорь Коломойский. Глава Днепропетровской областной государственной администрации, построивший «государство в государстве» - с собственной армией и финансовой системой, с собственными законами и собственным представлением о вертикали власти. До октября 2014 года он был просто всесильным олигархом, распространившим свою власть на несколько южных и восточных областей, а также спонсирующий немыслимое количество политических сил и отдельных политиков. После октября и состоявшихся парламентских выборов Коломойский стал контролировать треть парламента. Еще немного – и он может стать новым «директором-распорядителем» Верховной Рады, унаследовав этот неформальный титул у опального олигарха Андрея Клюева (с дальнейшей перспективной унаследовать его заводы, газеты, пароходы).
Каждый центр власти занял свои позиции и имеет свои ресурсы и возможности. Каждый – уязвим и несовершенен. И при всей антироссийской риторике и противостоянии в обществе каждый центр, каждая группа влияния считает приоритетным вопросом игру на понижение акций друг друга. И в первую очередь это касается оформившегося союза Яценюка и Коломойского, исподволь направленного против президента Порошенко.
Вы заметили огромное количество разногласий в трактовке тех или иных событий в подаче Порошенко и Яценюка? Вы заметили количество натянутостей и двусмысленностей в заявлениях эпигонов Коломойского в адрес Порошенко? Особенно обратите внимание на то, что пишет Филатов. Или то, о чем говорят командиры батальонов, состоящих на довольствии олигарха. Сам Коломойский избегает откровенных выпадов в адрес президента, формально находясь в его подчинении. Но все чудесно понимают, что президент не может уволить Коломойского, так как увольнение спровоцирует острый конфликт в стране. А Коломойский не может откровенно выступить против президента – по крайней мере, не сейчас.
Каждый лагерь ищет свое окно возможностей для использования внешнего фактора – выстраиваются комбинации с привлечением тех или иных геополитических игроков. США, Европа, Россия используются в качестве сюзеренов первого уровня при решении более мелких политических задач – все точь-в-точь в соответствии с традициями духа Руины, когда гетманы и атаманы переходили под протекторат того или иного крупного европейского игрока, чтобы обеспечить себе конкурентные преимущества в борьбе с другими гетманами и атаманами.
В этой связи события последнего месяца и последних недель кажутся достаточно логичными и последовательными, если рассматривать их именно в рамках «троевластия». И выборы в Верховную Раду, и «коалициада», и создание правительства сегодня вписываются именно в эту систему «единства и борьбы» украинских политических противоположностей.
Итак, сегодня можно констатировать несколько моментов.
Во-первых, тактический союз Арсения Яценюка и Игоря Коломойского. Их объединяет позиция по Востоку Украины и общее желание ослабить позиции президента. Невооруженным глазом заметна консолидированная позиция людей Яценюка и людей Коломойского в Раде. Также практически одна и та же риторика у людей Коломойского и людей Яценюка относительно «старых элит» - бывших представителей Партии регионов. Непримиримость – вот общий стиль людей Яценюка и людей Коломойского. Некоторые комбаты в Верховной Раде пребывают, что называется, в двойном подчинении и плавно перемещаются между двумя группами влияния – по принципу фольклорного «покорного теленка». Скрепляют союз премьера и олигарха несколько совместных проектов – например, строительство стены на границе России и Украины (идея – Коломойского, воплощение – Яценюка). Но это единство мнений и позиций вызвано всего лишь тактическими соображениями и не стоит считать, что Яценюк находится в обойме Коломойского. Яценюк имеет поддержку США, куда – увы! – Коломойскому пока путь все еще закрыт.
Во-вторых, создание нового Кабинета Министров можно считать тактической победой президента – после парламентских выборов и внутренних пертурбаций в коалиции. Президенту вначале не удалось добиться формирования правительства во главе с Владимиром Гройсманом и не удалось настоять на лишении министерских полномочий министра внутренних дел Арсена Авакова. Ему не удалось завершить подчинение Министерства внутренних дел де-факто себе и постановки батальонов на баланс Министерства обороны. Все это можно отнести к цепи провалов президента и его команды. К концу ноября казалось, что Яценюк и Коломойский переиграли президента. Но тот вдруг неожиданно бросил несколько козырей, которые побить было невозможно.
Первый козырь – назначение в правительство иностранцев. Этими назначениями Порошенко забрал у премьера серьезный кусок полномочий – да еще и тех, которые традиционно «кормили» любого премьер-министра – будь то Азаров, Яценюк, Иванов, Петров или Сидоров. Теперь окружение Яценюка может забыть о теневых потоках от минфина и минздрава, а также о тендерных процедурах, находящихся под контролем минэкономики. По большому счету, эти министерства будут находиться лишь в номинальном подчинении премьера. Плюс добавьте факт назначения на должность первого вице-премьера Геннадия Зубко, который (если не переметнется в другой стан, как это с ним бывало не раз) станет «глазами, ушами и десницей» президента в правительстве, а заодно будет замыкать на себе наиболее важные направления.
Второй момент: президент продемонстрировал, что он в плане проведения реформ и контактов с Международным валютным фондом может обойтись без посредников в лице премьер-министра. Зачем обращаться к премьеру, если можно работать напрямую – через Яресько, Абромавичуса или Квиташвили?
Третий момент: возможное назначение на пост заместителя министра внутренних дел грузинки Эки Згуладзе приведет к серьезному ослаблению Арсена Авакова и его группы. Арсен Борисович и далее будет оставаться министром – но уже без возможности активно влиять на ситуацию в министерстве. Из-под него ушла часть команды – ушли в парламент. Згуладзе – девушка с характером, и этот характер неоднократно демонстрировала. Общение с нею оставляет яркое впечатление: сплав ума, силы и решительности. Таким образом, не мытьем, так катаньем Министерство внутренних дел может лишиться тотального контроля со стороны Авакова.
Четвертый момент: создание Министерства информационной политики во главе с верным президенту Юрием Стецем приведет к выработке общей концепции и созданию предпосылок к выравниванию информационного поля – с одновременным созданием инструментов, делающих невозможным использование подконтрольных Коломойскому СМИ с целью борьбы против президента. Плюс ко всему, именно подконтрольные Коломойскому СМИ и отдельные «военные эксперты» стали в последнее время чуть ли не главными продуцентами фейков и недостоверной, тенденциозной информации. Но принцип «чем более наглой является ложь, тем легче в нее поверить» работал – и приносил имиджевые (и не только) дивиденды. Сейчас же Порошенко сможет влиять на тенденции в информационной сфере, иногда сглаживая углы и сбавляя скорость информпотоков (особенно во время переговорных процессов и процессов нормализации конфликтных ситуаций).
Вы заметили один существенный момент? Российские СМИ (а я пересмотрел все итоговые программы ведущих телеканалов) практически не уделили время для критики назначений в украинский Кабмин. Самые оголтелые украинофобы говорили о чем угодно – о ситуации в Донецке, о выставке плакатов, о ярмарке в николаевской гимназии – но не о назначениях иностранцев в украинское правительство. Это свидетельствует об одном: в России тоже считают подобное назначение фактором снижения влияния «ястребов» в украинской политике. Россия устала от войны на востоке не меньше, чем Украина, и (как свидетельствуют отрывочные данные о встрече Путина с Олландом) готовы искать пути перемирия – хотя бы временного. Как бы это не выглядело странно – усиление Порошенко путем приглашения в правительство «варягов» может содействовать мирному процессу, ибо автоматически понижает ставки сторонников «партии войны».
Однако победа Порошенко – ситуативная. И события в Виннице только подтверждают это. «Ястребы» не смирились с поражением и будут всячески играть против президента. Внешне это будет выглядеть как эскалация народного гнева, недовольство политикой главы государства, его кадровыми назначениями. Реально же мы переживаем очередные проявления «троевластия», которое будет лихорадить общество еще довольно долго.
Мнение автора не всегда отражает точку зрения редакции