Чем православный терроризм хуже исламского?
Послесловие карикатуриста, философа и востоковеда к парижской трагедии
Расстрел исламскими террористами редакции еженедельника Charlie Hebdo в Париже вызвал резонанс во всем мире. Были убиты 12 человек, среди которых самые известные карикатуристы Франции, полисмен и гражданский. Поводом для теракта стали карикатуры сатирической газеты на пророка Мухаммеда. Ворвавшись в офис, вооруженные люди кричали, что они мстят за пророка. Стоит отметить, что следующий номер после трагедии вышел снова с карикатурой на пророка Мухаммеда и надписью «Все прощено». Он разошелся тиражом в 3 млн., вместо обычных 60 тыс.
Западная пресса отреагировал на трагедию по-разному. Многие высказали мнение, что не были большими сторонниками вкуса и стиля газеты, но признали угрозу роста терроризма в Европе. В день расстрела редакции многие страны Европейского Союза подняли уровень террористической угрозы внутри государства до третьей отметки из четырех возможных. А многие политики-праворадикалы снова заговорили о проблеме ислама в Европе.
Западные аналитики отмечают, что трагедия вокруг еженедельника сплотила французов. Несколько дней назад Париж собрал одну из самых массовых акций за всю историю страны – Марш мира, участие в котором приняли мировые лидеры и полтора миллиона простых граждан.
В то же время, количество людей, вышедших в поддержку Марша по всей стране, составило 4 миллиона человек. Для демонстрации солидарности французы приносили таблички с надписью Je suis Charlie («Я – Шарли»).
Не остались в стороне от этого инцидента и украинские политики. Глава государства, который также принял участие в парижском марше, заявил, что Украина как никто понимает и разделяет боль Франции. А вчерашний теракт под Волновахой, вследствие которого пострадало 12 человек, многие политики назвали украинским аналогом французской трагедии. Некоторые депутаты даже сегодня пришли в зал Верховной Рады с плакатом «Я – Волноваха».
Однако аналогии с французской трагедией вызвали также и волну недовольства в соцсетях. Практически каждый день в Украине от рук пророссийских террористов гибнут люди, но мировое сообщество почему-то не настолько консолидировано вокруг украинской трагедии.
Философ Сергей Дацюк считает, что проблема в неправильных акцентах, расставленных украинскими власть имущими. «Любое сближение позиций возможно через обобщение. Нужно показать, что российский фундаментализм ничем не отличается от исламского фундаментализма. Когда же политик говорит о том, что у нас война, проблема рассматривается только в политическом аспекте, не затрагивая интеллектуальную, религиозную или культурную сферу. Потому у нас не происходит сближение позиций», - говорит эксперт. «При том, количество жертв и масштаб проблем, с которыми столкнулась Украина и Европа, несопоставимы», - добавляет он.
В целом, трагедия во Франции обнажает ряд проблем, которые существуют и в Украине и требуют внимания. Французский теракт можно рассматривать, как минимум, через призму журналисткой этики, тем-табу, этики в освещении религиозных тем.
-- Карикатуристы вне удара
Карикатурная школа в украинских и французских медиа существенно отличается. Один из самых известных карикатуристов Украины Олег Смаль отмечает, что Charlie Hebdo, может, и перегибает палку, но у французов другие практики свободы слова. «Еще в 18-19 веках французы сложили много жизней, чтобы выбороть, в том числе, и право на свободу слова», - говорит художник. По его словам, во Франции можно высказывать самые разные, контраверсионные взгляды, и никто не может этого запретить или осудить. «Последние лет 300 карикатуристов там никто не убивал. С ними боролись другими методами: закрывали редакции, например», - говорит художник.
Несмотря на то, что религиозная карикатуристика является одной из самых щекотливых, сам Олег Смаль призывает помнить, что все относительно: что считается ненормальным для одной культуры и мировоззрения, может быть совершенно не зазорным для другой. «К примеру, можно посмотреть на храмы в Индии, что делают божества на изображениях – там это нормально, поскольку боги тоже люди. Если бы такая фреска появилась в каком-то христианском храме, это вызвало бы волну негодования и возмущения», - объясняет он.
В целом, по словам художника, армия карикатуристов по всему миру не такая уж и большая, потому многие поддерживают связь друг с другом. Так, к примеру, на известном сайте иранских карикатуристов можно найти сообщение о «Черном дне карикатуры» и подборку рисунков коллег из Сharlie Hebdo. К слову, в исламском мире карикатуры достаточно распространены. Более того, в некоторых странах проводятся конкурсы для карикатуристов мирового уровня. Естественно, есть и определенные ограничения на изображение тех или иных предметов и людей, согласно религиозным догматам.
Олег Смаль уверяет, что никаких трагедий, подобных французской, украинским СМИ бояться не стоит по той простой причине, что карикатуры сейчас практически нигде не публикуются. Известных художников в Украине можно пересчитать по пальцам одной руки, да и работают они, преимущественно, с иностранными медиа, получают международные призы и признание, но остаются неизвестными на родине. По словам художника, такая ситуация является следствием «хронического испуга» редакций перед лицом собственника, который их финансирует: он может лишиться каких-либо привилегий из-за сатиры и критики.
В портфолио Смаля также были разные карикатуры, в том числе, на религиозную тематику или представителей тех или иных народов. Художник рассказывает о забавном случае, когда на адрес редакции, опубликовавшей его работу, пришло письмо с возмущениями депутата на счет карикатур на евреев. «Но это же расизм и дискриминация! – улыбается художник. – Почему я могу рисовать карикатуры на украинцев, русских, арабов, а на евреев – нет?».
-- Украина и ислам
Исламовед Денис Брилев призывает не рассматривать трагедию во Франции как акт агрессии со стороны исламского мира против христианской цивилизации. «На данный момент следствие не закончено, суд не состоялся – делать какие-либо выводы рано. К тому же, известно, что среди погибших было двое мусульман: один полисмен и один сотрудник редакции», - говорит Брилев. По его словам, во Франции существуют эффективные программы для интеграции в социум иммигрантов, в том числе, мусульман. «Многие мусульмане работают в школах, полиции, министерствах – они являются частью общества, считают себя гражданами Франции и не переходят границы закона», - подчеркивает Денис Брилев. По его словам, карикатуры на пророков обидны для мусульман и стоит четко разграничить свободу слова и свободу оскорблений.
Брилев уверен, что радикализируются маргинальные, неблагоустроенные молодые мусульмане, которые потеряли связь со своими традициями, но не нашли себе места в новом обществе. Чаще всего они находят самые простые пути и методы вернуться к своим «корням»: запад наступает на наши права, культуру, веру – нужно отомстить. «Тем не менее, доминирующая часть мусульман законопослушные граждане, и это доказывает статистика», - подчеркивает эксперт.
По словам специалиста, исламский вопрос актуален и для Украины. Раньше его попросту игнорировали. «Наше государство очень либерально в сфере религии, более того, у нас одно из самых либеральных религиозных законодательств в Европе, но на региональном уровне встречались определенные проблемы из-за личных антипатий, к примеру, запрещали построить мечеть», - вспоминает Брилев.
Ситуация изменилась после аннексии Крыма и начала военных действий на Донбассе. «Оказалось, что мусульмане в Украине есть и они настроены проукраински: пример - крымские татары. Более того, были созданы батальоны, которые состоят, в основном, из мусульман. Они стали на защиту своей страны», - говорит исламовед. По его словам, многие мусульмане переехали на территорию Украины из-за дискриминационной политики России.
-- Этика против церкви
Еще одним вызовом для Украины и мира, который выкристаллизовался после парижской трагедии, является соотношении религии и этики. Философ Сергей Дацюк убежден, что проблема конфликта на Донбассе и радикальных исламских террористов одинакова – они живут в мире простых вещей, добра и зла, не желая принимать какие-либо другие аргументы. «Нужно констатировать: религия ислама и религия православия в основных этических положениях уже не могут адекватно отображать реалии сегодняшнего мира. Нам нужна принципиально новая этика, на основе которой должна появиться принципиально новая цивилизация», - считает философ.
Одна из главных ролей в процессе трансформации православия, а далее, всего христианства отведена Украине. По словам Дацюка, у нас, в отличие от России, разные конфессии, несмотря на конфликты, пытаются вести диалог. Потому, философ считает, что Украина обречена дать православию толчок для трансформаций, в котором оно так нуждается..
Эксперт считает, что религия, которая не способна со временем обновляться, неминуемо провоцирует конфликт. К примеру, имперские амбиции России неотделимы от фундаментального радикального православия. Философ считает, что это может привести к множественным проблемам. «Имперская идея не предусматривает веротерпимости. Такой фундаментализм актуализирует агрессивность относительно других верующих, и они будут преследоваться, - объясняет Сергей Дацюк. – Тут их ждут большие проблемы, так как религиозные конфликты, как правило, наиболее радикальные». В этом контексте есть и новые возможность для Украины, чтобы позиционировать себя как антагониста России, демонстрируя такие нормы, которые бы позволяли представителям других религий быть на ее стороне, а не на стороне России
Вместе с тем, по мнению философа, события на востоке являются ничем иным как проявлениями религиозного терроризма. «Нужно назвать православный терроризм православным. Этот терроризм использует лозунги, которые вырабатывает российская православная церковь, на его знаменах написаны православные лозунги, в составе его православные. Это достаточный повод, чтобы дать соответствующую оценку», - аргументировал он.
В отличие от православия, христианство в целом пережило ряд модернизаций в виде Реформации, Контрреформации, а также появления протестантизма. Но и это не конец. Религию на мировом уровне ожидают новые изменения. По мнению философа, христианство должно перевоплотиться согласно идеям экуменизма – объединенив все конфессии. «Это бы много значило для мира, и объединенное христианство стало бы позитивным примером не для защиты от исламского мира, а для наследования исламским миром», - говорит Дацюк. По его мнению, сейчас христиане не имеют морального права указывать мусульманам на их недостатки, так как сами имеют ряд нерешенных проблем. Однако если с ними удастся справиться, это может сподвигнуть к изменениям и ислам, и иудаизм. «Происходит деинтеллектуализация православия и ислама. Нужно снять нормы, которые мешают жить, или изолировать эту религию», - резюмировал Сергей Дацюк.